Перегрин Опольский и его время

10/29/2021, No Comment

«Фигура Перегрина». Неизвестно, представляет ли она в действительности нашего героя. Скорее всего это некий доминиканский святой (фигурки как правило изображали святых, а Перегрин канонизирован не был), голова и рука – реконструированы. Но поскольку датируется она XIV веком, временем, когда жил и трудился Перегрин, было решено называть ее Перегрином Опольским...

На генеральном капитуле, состоявшимся в Париже в 1228 году, была утверждена Польская Провинция Доминиканского Ордена. В нее входили: Померания, Силезия, польские княжества, а также Чехия и Моравия. Первый конвент доминиканцев Силезии был в Бреслау. Главный конвент польской провинции был в Кракове, а в Чехии – конвент св. Клемента в Праге.

Дата прибытия доминиканцев в Ратибург неизвестна. Первое упоминание о доминиканцах из Ратибурга находится в завещании Опольско-ратиборского князя, Мешко II Тучного, написанном в 1246 г. У его смертного одра предстали представители всех сословий и община доминиканцев Ратибурга, насчитывающая восемь братьев с приором. В завещании князь упомянул дары для собора в Бреслау, коллегиаты в Ополе, а доминиканцы из Ратибурга должны были получить 200 гривен (гривна - восьмая часть каролингского фунта (51 грамм)) чистого серебра для строительства монастыря и церкви в Ратибурге. Последним желанием умирающего князя была просьба похоронить его в новой церкви доминиканцев. Строительство церкви посвященной Успению Девы Марии, св. Иакову (первая церковь в Ратибурге, построенная после основания города), св. Иоанну Евангелисту, св. Станиславу епископу Кракова, св. Доминику и Всем Святым было окончено в 1258 году. Церковь была освящена епископом Бреслау Томасом I Зарембой 14 апреля 1258 года. Окончание завещания содержит благодарение ордену за духовные блага, которые княжеская семья и люд получает благодаря обучению, проповеди слова Божьего и представлению полезных примеров.

Мешко Тучный

Еще при жизни князя Владислава (†1281) опольское княжество было разделено между четырьмя его сыновьями. Старший Мешко и самый младший Пшемыслав управляли чешинско-ратиборской частью отцовского наследства. После окончательного раздела, совершенного в 1290 году, Пшемыслав получил ратиборское княжество, а чешинское вместе с Освенцимом досталось Мешко. Во времена общего правления князья построили на острове Острог, на Одре, княжескую резиденцию, состоящую из замка и прекрасной замковой часовни, построенной в восьмидесятые годы XIII века.

Ратибург был местом окончания известного конфликта между епископом Бреслау Томасом II (1270-1292) и князем Генрихом IV (†1290). Конфликт разразился, когда епископ выступил с претензиями к Генриху по вопросу десятин, сбора налогов в церковных имениях и захвата Генрихом деревень, которые епископ считал своими. Конкретно речь шла о 70 деревнях, появившихся благодаря хорошо организованной епископом акции поселения, но на территориях, ранее принадлежавших князю. Генрих начал отнимать деревни, епископ воспротивился. Когда было провозглашено отлучение князя, призывающая духовенство следовать ему, большая часть клира, особенно монахов, ответила епископу, что не считает князя проклятым и не разорвет с ним отношений. Дошло тогда до раскола, часть духовенства стояла за князем, часть за епископом. Такое же разделение произошло среди населения княжества. Иногда конфликт приобретал вид борьбы немецкой стихии со стихией польской. По польской стороне, то есть по стороне епископа, стало польское духовенство с орденом доминиканцев. Немецкое духовенство с орденом францисканцев поддержало князя Генриха. Князь стремился подчинить епископа светской власти, присвоить имения духовенства и препятствовать преобразованию каштелянии Оттмахау в церковное княжество.

Попытки заключить соглашение разбивались у епископа о принцип: recedere non possumus (отступить не можем). Епископ использовал старое церковное оружие: отлучение и интердикт. Князь же провозгласил ряд твердых эдиктов, силою которых запрещал подданным посещать церкви верные епископу, приказывая слушать мессы только у немецких францисканцев. Под страхом смерти и лишения имущества князь запрещал принимать в гости кафедральных каноников Бреслау и других послушных епископу духовных, как епархиальных, так и монахов. В страхе перед репрессиями часть клира эмигрировала из княжества. Генрих изгнал сорок доминиканцев из монастыря в Бреслау, требовал послушания, преследуя сторонников епископа. Вместо упертых польских настоятелей приходов князь ставил священников немецкого происхождения. В это время в епархию постепенно прибывали немецкие иммигранты: духовные, рыцари, мещане и крестьяне. Поселяясь в Силезии, немецкие поселенцы не принимали польских традиций, обычаев и распоряжений (десятины, посты и пр.), относясь пренебрежительно и презрительно к польскому населению. Два синода гнезненской архиепархии в Ленчице (1285, 1287), принимая во внимание ситуацию в Силезии, а также жалобы епископа Томаса, провозгласили уставы в защиту и для укрепления прав польского населения, особенно сохранения и поддержки польского языка (conservatio et promotio linguae Polonicae) в школе и церкви.

Открытые гонения польского духовенства, проявлявшиеся в актах насилия и принуждения к послушанию, заставили епископа Томаса в апреле 1285 года покинуть Оттмахау и переехать в Нысу, а потом в Ратибург, где князь Мешко предоставил ему убежище. Генрих пригрозил князю войной, если тот будет принимать у себя епископа. Епископ на несколько месяцев уехал в Краков. После возвращения новая попытка заключить соглашение потерпела крах.

Конфликт достиг своей кульминации. Церковно-религиозная жизнь замирала. К закрытым церквям верные приходили только по воскресеньям, чтобы послушать евангелие. Немецкое население стояло за немецким клиром, поляки – за польским. Не смотря на насилие со стороны князя и острой реакции Церкви, к соглашению пытались привести такие выдающиеся особы, как несколько силезских князей, а прежде всего гнезненский архиепископ Иаков Свинка, главный пропагандист идеи воссоединения польского государства, то есть восстановления Польского Королевства.

Перед военным превосходством и страхом попасть в плен, а также опасаясь личного оскорбления и утраты жизни, епископ поддался и заключил с князем, который проявил достойную умеренность, договор, подтвержденный двусторонней основанием коллегиат. Князь Генрих основал коллегиату св. Креста на Тумском Острове в Бреслау, епископ Томас II посвятил (1292) при замковой часовне в Ратибурге коллегиату посвященную св. Томасу Кентерберийскому (Бекету), ставшему символом соперничества Церкви со светской властью. Основание замковой коллегиаты имело также характер вознаграждения за предоставленную епископу помощь в период спора.

св. Томас Бекет

Идею воссоединения Польского Королевства на рубеже XIII/XIV веков поддерживали и одобряли во всем польском обществе. Примером пропаганды политическо-социальной идеологии была проповедь Перегрина Опольского в торжество св. Томаса Кентерберийского. В начале проповеди проповедник припомнил слушателям ветхозаветный обычай, согласно которому после смерти первосвященника изгнанные имели право вернуться на родину. Проблема изгнанных духовных была таким образом еще актуальной. Второй важной темой, затронутой в проповеди, был вопрос превосходства духовной власти над светской. В нижеприведенном фрагменте проповедник представил свой взгляд:

Имел же (архиепископ Томас Бекет) большую силу, чем все князья и короли этого мира, которые имеют власть над плотью, но не имеют над душой, в то время как священники имеют ее и над одним, и над вторым, поскольку сказано: Что свяжете на земле… (Мф 16, 19).

Проповедь правдоподобно была прочитана в Ратибурге, в замковой часовне (законченной до 1292), в торжество св. Томаса Кентерберийского (29.XII), покровителя ратиборской коллегиаты, или после смерти епископа Томаса II (15.III.1292). В это время Перегрин был уже известным проповедником в ратиборском конвенте, исполняющим также обязанности исповедника при дворе ратиборских Пястов.

Счастливое завершение поздней осенью 1287 г. конфликта между епископом Томасом и князем Генрихом повлияло на установление доброжелательной атмосферы, подтвержденной соглашением об основании двух коллегиат. Князь Пшемыслав оказывал большое рвение и обогащал религиозную жизнь строительством новых храмов. В 1295 году он основал на берегу Одры госпиталь посвященный св. Николаю. При госпитале построили часовню в честь святых Петра и Павла.

монастырь сестер доминиканок

Монастырь и церковь сестер-доминиканок в Ратибурге был также основан родом ратиборских князей. Во время провинциального капитула доминиканцев, заседавшего 1 октября 1299 года в Ратибурге под руководством провинциала Здислава, чеха, князь Пшемыслав объявил собравшимся свое решение об основании монастыря доминиканок с монастырской церковью в Ратибурге. В том же году у него родилась дочь Эуфемия (Офка)*. Пшемыслав незадолго до смерти (†17.Х.1306) возобновил пожертвование с 1299 года и даровал новые экономические привилегии.

облачение Офки

Инспиратором основания монастыря ратиборских доминиканок следует считать Перегрина Опольского. Сын Пшемыслава, Лешек, завершил начатое отцом дело, обогатив его новыми привилегиями (22.I.1317). В торжестве облачения Офки (9.IV.1313) принимали участие Пясты Верхней Силезии. На территории города, переданной сестрам в 1317 году, была построена церковь доминиканок, освященная по просьбе князя Лешека в 1334 году епископом Бреслау Нанкером.

Перегрин, появившийся на свет межу 1260 и 1270 годами в Ополе или в околицах (как «Opoliensis» он фигурирует в папской булле), вступил в доминиканский монастырь в Ратибурге в 1275-1280 годах. На опольских землях проповедовали ратиборские доминиканцы. В Ратибурге Перегрин окончил конветскую школу, которая действовала где-то до 1267 года. О дальнейшем его обучении нет сведений. В одной из своих проповедей он с иронией отзывается об ученых магистрах из Парижа, как будто пытался принизить авторитет Парижского Университета, поэтому, наверное, не был его студентом. В ордене Перегрин получал высокие посты. Был приором в Ратибурге, приором в Бреслау, дважды провинциалом, папским инквизитором. Такие посты не занимали после конвентской школы. Путь к карьере в ордене открывало высшее образование в орденских учебных заведениях. Правдоподобно Перегрин обучался в Праге. Уже в половине XIII века в генеральном коллегиуме доминиканцев в монастыре св. Климента в Праге обучались такие польские доминиканцы, как Николай Польский, конверс, Павел Польский, Тымо Польский, лектор в конвенте после 1237, Мартин Поляк из Опавы около 1230 г.

Наиболее известен Перегрин, как проповедник. Его проповеди De tempore и De sanctis, написанные на латыни, предположительно составленные в Ритибурге, в 1295–1304 годах, были довольно популярными во многих странах Европы, о чем свидетельствуют около 300 сохранившихся средневековых рукописных копий.

О месте, времени рождения и происхождении Перегрина Опольского нет никаких сведений из источников. В двух документах: папской булле и послании, оглашенном 1 мая 1318 г., он назван «Peregrinus Opoliensis». На этом основании принимаем, что происходил он из Ополя в Силезии.

Впервые Перегрин выступает в исторических источниках в 1303 году как приор конвента доминиканцев в Ратибурге. В те времена при княжеском дворе он исполнял служение исповедника княжеской семьи. Двор князя Пшемыслава, женой которого была Анна, дочь мазовецкого князя Конрада II, не поддавался немецкому влиянию и сохранял польский характер. В этой среде Перегрин читал проповеди и исповедовал по-польски, также он действовал и в церкви ратиборских доминиканцев. Из Ратибурга Перегрин был призван на пост приора конвента доминиканцев св. Войцеха в Бреслау. Источники подтверждают это его положение в 1305 году. Осенью этого года провинциальный капитул польских доминиканцев, состоявшийся в Пазевальке в Померании, выбрал его польским провинциалом. В 1303 польская провинция доминиканцев (после раздела на польскую и чешскую в 1301 г.) насчитывала 32 мужских монастыря и 3 женские (Познань, Бреслау, Ратибург).

Будучи провинциалом, Перегрин выступал в качестве посредника в польско-тевтонском споре. Когда до папской курии в Авиньоне дошли вести о захвате Восточной Померании и резне в Данциге в 1308 году, папа Климент V издал 19.IV.1310 года послание, рекомендовав своим делегатам подробней рассмотреть жалобы против Ордена. Тевтонцы, чтобы очиститься от обвинений, воспользовались вердиктом, выданным 7.Х.1310 года провинциальным капитулом доминиканцев в Эльблонге. Послание капитула, направленное в папскую курию, хвалило достоинства братьев Тевтонского Ордена, но не упоминало ничего о резне в Данциге. Предполагается, что было оно написано под диктовку властей Тевтонцев Ордена. Капитул заседал на территории орденского государства и предположительно Тевтонцы, в таком важном для них деле, должны были оказать давление на провинциала и участников капитула. Есть и другое мнение: «Документ 7.Х.1310 года капитула ордена, собравшегося в Эльблонге, был самостоятельной акцией Проповедников, преследующей цель защитить интересы ордена в новой политической и политическо-церковной ситуации» (Д. А. Деканьский).

В мае 1312 года Перегрин участвовал в заседаниях генерального капитула в Каркассоне, где Магистр Ордена Беренгарий Ландорский** по его просьбе освободил его от обязанностей провинциала. Возможно, Перегрин участвовал в заседаниях вселенского собора в Лионе (октябрь 1311 – май 1312). По возвращении провинциальный капитул в Кракове снова избрал его провинциалом. Перегрин этого выбора не принял, и Магистр Ордена подтвердил его отказ. Правдоподобно, поселился в материнском монастыре в Ратибурге и трудился над организацией основанного Пшемыславом монастыря доминиканок, посвященного Святому Духу. В 1316 году Перегрин как свидетель расписался на документе князя Лешка, выданном для Офки и ратиборских доминиканок. Монастырь доминиканок в Ратибурге был основан благодаря стараниям Перегрина, а Офка была его духовной дочерью.

1 мая 1318 года папа Иоанн XXII призвал Перегрина на пост инквизитора. Папа назначил 4 инквизиторов: двух доминиканцев и двух францисканцев. Доминиканец Перегрин Опольский и францисканец Господинец Краковский (чех по происхождению) получили в качестве территории деятельности епархии Кракова и Бреслау. Сектантские движения не были в Малопольше эфемерным явлением, а в середине XIII века известны были секты в Силезии. Среди сектантов было много бродячих священников. Много таких бродяг появилось в Силезии во время спора князя с епископом. Послание Перегрина в Бреслау в качестве приора в монастыре св. Войцеха следует рассматривать в связи с его деятельностью и организацией антисектантских акций. На пост инквизиторов призывали лиц безупречных, серьезных, знающих право и умелых в проповедничестве. Создание инквизиции в Польше было одним из постулатов папы в переговорах с польской делегацией в Авиньоне, которая старалась о коронации Владислава Локетка. Об инквизиторской деятельности Перегрина не сохранилось ни единого следа. В 1322 году провинциальный капитул, собравшийся в Пазевальке в третий раз, выбирает Перегрина провинциалом. От этого поста он был освобожден на генеральном капитуле в Перпиньяне в 1327 г. В это же время он оставил пост инквизитора. В последний раз Перегрин выступает в исторических источниках в 1333 году, в качестве свидетеля, вместе с провинциалом Мачеем Краковским, в документе из Бреслау. Правдоподобно, последние года жизни он провел в этом монастыре. Дата смерти Перегрина неизвестна.

На основе: о. Ежи Вольны, «Перегрин Опольский и коллекция его проповедей».

* Эуфемия Ратиборская (†17 января 1359) – княжна из династии Пястов, доминиканская монахиня, Слуга Божия (продолжается процесс беатификации).

** Беренгарий Ландорский (1262-1330), происходил из знатной семьи южной Франции, Магистр Ордена (1312-1317), архиепископ Сантьяго-де-Компостела (1317-1330). На посту Магистра организовал миссионерскую конгрегацию Братьев Пилигримов, установил томизм в качестве основного направления в доминиканской теологии, поручил брату Бернарду Ги продолжить «Золотую Легенду» Иакова Ворагинского. 15 июля 1317 года, папа Иоанн XXII назначил его архиепископом Сантьяго-де-Компостела. Умер в 1330 году.

Проповеди De tempore:

I воскресенье Адвента

II воскресенье Адвента

III воскресенье Адвента

IV воскресенье Адванта

Вигилия Рождества

Рождество Христово

Воскресенье в Октаве Рождества

Обрезание Господне

Богоявление

I воскресенье после Богоявления

II воскресенье после Богоявления

III воскресенье после Богоявления

IV воскресенье после Богоявления

V воскресенье после Богоявления

Воскресенье Семидесятницы

Воскресенье Шестидесятницы

Воскресенье Пятидесятницы

I воскресенье Великого Поста

II воскресенье Великого Поста

III воскресенье Великого Поста

IV воскресенье Великого Поста

Воскресенье Страстей Господних

Вербное воскресенье

Великий Четверг

Великая Пятница

Воскресение Господне

Пасхальный понедельник

Пасхальный вторник

I воскресенье после Пасхи

II воскресенье после Пасхи

III воскресенье после Пасхи

IV воскресенье после Пасхи

V воскресенье после Пасхи

Сухие дни

Вознесение Господне

Воскресенье в октаве Вознесения Господнего

Сошествие Святого Духа

Понедельник после Сошествия Святого Духа

Вторник после Сошествия Святого Духа

Святая Троица

I воскресенье после Сошествия Святого Духа

II воскресенье после Сошествия Святого Духа

III воскресенье после Сошествия Святого Духа

IV воскресенье после Сошествия Святого Духа

V воскресенье после Сошествия Святого Духа

VI воскресенье после Сошествия Святого Духа

VII воскресенье после Сошествия Святого Духа

VIII воскресенье после Сошествия Святого Духа

IX воскресенье после Сошествия Святого Духа

X воскресенье после Сошествия Святого Духа

XI воскресенье после Сошествия Святого Духа

XII воскресенье после Сошествия Святого Духа

XIII воскресенье после Сошествия Святого Духа

XIV воскресенье после Сошествия Святого Духа

XV воскресенье после Сошествия Святого Духа

XVI воскресенье после Сошествия Святого Духа

XVII воскресенье после Сошествия Святого Духа

XVIII воскресенье после Сошествия Святого Духа

XIX воскресенье после Сошествия Святого Духа

XX воскресенье после Сошествия Святого Духа

XXI воскресенье после Сошествия Святого Духа

XXII воскресенье после Сошествия Святого Духа

XXIII воскресенье после Сошествия Святого Духа

XXIV воскресенье после Сошествия Святого Духа

XXV воскресенье после Сошествия Святого Духа

Проповеди De sanctis:

В день святого Апостола Андрея

В день святого Николая, исповедника

В день святой Луции, девы и мученицы

В день святого Апостола Фомы

В праздник Рождества Христового

В день святого Стефана, первого мученика

В день святого Иоанна, евангелиста

В день святых невинно убиенных младенцев

В день святого Томаса Бекета, епископа и мученика

В день святого Сильвестра, папы

В день святых Фабиана и Себастьяна, мучеников

В день святой Агнессы, мученицы

В день святого Викентия, мученика

В день обращения святого Павла, апостола

В день Очищения Пресвятой Девы Марии

В день святой Агаты, мученицы

В праздник Престола святого Петра

В день святого Матфия, апостола

В день святого Григория, папы

В день святого Бенедикта, аббата

В праздник Благовещенья Пресвятой Девы Марии

В день святого Амвросия, епископа и исповедника

В день святого Георгия, мученика

В день святого Войцеха, епископа и мученика

В день святого Марка, евангелиста

В день святого Петра Мученика

В день святых Филиппа и Иакова, апостолов

В праздник Обретения Святого Креста

В день святого Иоанна у Латинских врат

В день святого Станислава, епископа и мученика

В праздник Перенесения Реликвий святого Отца Доминика, исповедника

В день святого Варнавы, апостола

В день святых Вита и Модеста, мучеников

В праздник Рождества святого Иоанна Крестителя

В день святых апостолов Петра и Павла

В день памяти святого Павла, апостола

В день святой Маргариты (Антиохийской), девы

В день св. Марии Магдалины

В день святого апостола Иакова

В день святого Петра в оковах

В день святого Доминика, исповедника

В день святого Лаврентия, мученика

В праздник Внебовзятия Пресвятой Девы Марии

В день святого апостола Варфоломея

В день святого Августина, епископа

В праздник Усекновения Главы святого Иоанна Крестителя

В праздник Рождества Пресвятой Девы Марии

В праздник Воздвижения Святого Креста

В день святого Матфея, апостола и евангелиста

В день святого Вацлава, мученика

В день святого Архангела Михаила

В день святого Франциска, исповедника

В день святой Ядвиги, вдовы

В день святого Луки, евангелиста

В день Одиннадцати Тысяч Дев

В день святых апостолов Симона и Иуды

В праздник Всех Святых

В день Поминовения Усопших

В день святого Мартина, епископа и исповедника

В день святой Елизаветы, вдовы

В день святой Цецилии, девы

В день святого Климента, мученика

В день святой Екатерины, девы

No Comment

Отправить комментарий