Проповедь De sanctis в день памяти святого Павла, апостола Перегрина Опольского.
Ecce dedi te in lucem gentium (Ис 49,6).
Эти слова Господь произнес святому Павлу. Можно заметить в них три правды: во-первых, Божью благость; во-вторых, достоинство Павла; в-третьих, пользу для нас.
Когда речь идет о первом, знай, что благость Бога проявляется в том, что Господь возжелал дать миру такой огромный дар, то есть апостола Павла. Благодарим Его за то, что дал этот дар для утешения грешников, пребывающих во тьме. Ибо тот, кто находится в темноте, нуждается в свете. Какой же грешник мог бы теперь утратить надежду получить прощение, когда увидел, что волк стал святым агнцем, а дьявол – ангелом.
Когда речь идет о втором, обрати внимание, что святой Павел по трем причинам сравнивается со светом. Во-первых, потому, что среди всего творения свет – наиболее ценный. Так и наш свет, то есть святой Павел, среди всех святых – наидостойнейший. Поэтому, по причине его великого достоинства, Дионисий называет Павла ангелом, ибо, живя на земле, вел ангельскую жизнь. Называет его также небесным человеком, образом Бога, глашатаем мира, ибо громогласной проповедью слова Божьего он наполнил весь мир. Туда же, куда сам не мог прийти, слал послания. Посему, с уверенностью можно сказать, что был наиболее достойным, ибо самим Богом был научен. Многие гордятся тем, что были в Париже, где находятся превосходнейшие магистры и те, кто там обучался, считаются наилучшими учителями, но Павел наилучший из всех, поскольку образование получил не в Париже, а в небесах, от самого Господа, в школе ангелов.
Во-вторых, святой Павел сравнивается со светом, поскольку, подобно как свет рассеивает тьму, так и он рассеял мрак ада. Читаем, что некий человек, в отчаянии, готовил для себя петлю, но при этом призывал имя Павла, неустанно повторяя: «Святой Павел, помоги мне!» Тогда появилась какая-то мерзкая тень, и подбадривая его, произнесла: «Эй, добрый человек, делай, что делаешь! Не медли!» Тот же, готовя петлю, продолжал повторять: «Святой Павел, помоги мне!» А когда петля была готова, появилась вторая тень, как бы человека, и сказал тени, которая искушала несчастного: «Прочь, негодяй, вот Павел явился на призыв!» Тогда мерзкая тень исчезла, а человек, опомнившись, отбросил петлю и сотворил покаяние.
В-третьих, Павел сравнивается со светом, так как свет – это нечто наичистейшее. Так и наш свет, то есть святой Павел, был безупречно чист, поскольку до самой смерти сохранил целомудрие и это очевидным образом открылось в момент его смерти. Читаем, что, когда был он в Риме, многие обратились в веру. Услышав об этом, Нерон сказал: «Павел, зачем ты отнимаешь у меня моих солдат и собираешь их вокруг себя!» Павел сказал: «Я собираю не только солдат из твоего окружения, но и из всего твоего мира. Царь небесный даст им дары, которые никогда не сгинут!» Услышав это, Нерон воспылал столь сильным гневом, что приказал сжечь всех солдат, обращенных Павлом, а его самого – обезглавить. Павел сказал Нерону: «Буду страдать коротко, а жить со Христом буду вечно». После сих слов его повели на казнь. И вот, у городских ворот выбежала к нему обращенная им служанка, которая, рыдая, вверяла себя его молитвам. Павел сказал ей: «Дай мне свой платок, которым ты покрываешь голову, а я потом верну его тебе». Когда же он пришел на место казни, простерев руки на восток, к небу, молился со слезами в очах, и осеняя свою грудь и чело крестным знамением, сказал: Господи Иисусе Христе, в руки Твои предаю дух мой (Лк 23,46). А когда палач десятым ударом отрубил ему голову, поднес ее к небу и собрал собственную кровь в платок и свернул его, чтобы отдать той женщине. А голова, отделившись от тела, громким голосом несколько раз воскликнула: «Иисус Христос» - имя, которое было ей столь дорогим при жизни. Из раны же, как доказательство его совершенной чистоты, струя молока изверглась на мундир солдата, а потом истекла кровь. В воздухе же появился необычайный свет во свидетельство, что Павел был дан для просвещения всех народов. А когда палач вернулся в город, преградила ему путь служанка, говоря: «Где ты оставил моего учителя, Павла?» Солдат ответил: «Лежит со своим товарищем Петром, в пригороде, во рву, а лицо его закрыто твоим платком». Она же ответила: «Вот сейчас вошли в город Петр и Павел, облаченные в сияющие ризы и со сверкающими венками на головах, а Павел подал мне окровавленный платок».
Из-за этого чуда многие уверовали и стали святыми. Услышав, что случилось, Нерон сильно испугался. Начал также об этом говорить со своими друзьями. А когда так они говорили друг с другом, явился Павел через закрытые двери и стоя перед императором, сказал: «Вот, кесарь, я, Павел, рыцарь Вечного Царя. Воистину же уверуй, что я не умер, но жив!» П ты, несчастный, умрешь смертью вечной, ибо вопреки справедливости убиваешь святых Божьих!» После сих слов он исчез. И так был выяснен второй вопрос.
В-третьих, была подчеркнута польза этого света, когда было сказано: народов. Существовала огромная потребность в этом свете, ибо языческий люд, который блуждал во тьме грехов, не мог вступить на путь истины иначе, как только благодаря свету. О, скольких же грешников он осветил! Осветли же он люд тремя лучами, а именно, проповедуя слово Божье.
Читаем, что святой Павел от крика петухов до пятого часа по полудни занимался физическим трудом. Потом проповедовал слово Божье и часто до самой ночи продлевал обучение; остальное время нужно ему было на пищу и молитву.
Павел просвещал язычников также чудесами. Дионисий пишет, что, когда однажды чистили ров и с другими нечистотами выбросили голову св. Павла, некий пастух насадил ее на палку и поставил около загона для овец. Потом, три ночи видел несказанный свет, сияющий над этой головой. Когда он рассказал об этом епископу и всему люду, те сказали: «Воистину, это голова святого Павла». Епископ же, выйдя со всем народом, забрал эту голову. Положили ее на золотом столе и пытались присоединить к телу. На это епископ сказал: «Знаем, что много верных было убито и их тела бросили в один ров и потому я сомневаюсь, что эта голова воссоединится с телом, но положим ее у ног тела и попросим Бога, если это тело ей принадлежит, она передвинется и соединится с телом». Когда речь эта всем понравилась, голову Павла положили у его стоп. И вот, во время общей молитвы, к изумлению всех присутствующих, тело обернулось и в надлежащем месте соединилось с головой. И все возблагодарили Бога.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий