Проповедь De sanctis в день святых апостолов Петра и Павла Перегрина Опольского.
Et tibi dabo claves regni caelorum (Мф 16,19).
Каждый знает, что в результате грехопадение прародителей вход в царство небесное был закрыт и воспрещен вообще для всего рода людского, но Бог Отец то, что так сурово было закрыто, отворил Христовыми страстями. Однако, поскольку каждый человек в результате смертного греха сам себе закрывает и запрещает входить в царство небесное, Господь, желая найти способ также и для этого, дал святому Петру и его преемникам ключи царства небесного, которыми можно открыть этот особенный замок. Именно об этом и говорят вышеприведенные слова: дам тебе ключи Царства Небесного. В словах этих можно заметить три правды: во-первых, святость Петра; во-вторых, щедрость Христа; в-третьих, размер дара.
Когда речь идет о первом вопросе, обрати внимание, что святость Петра выражается прежде всего в том, что ради Христа он оставил все, что имел. Читаем, что, когда Христос шел морским берегом, призвал Петра и его брата, говоря: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф 4,19-20). Со всей уверенностью тот, кому бы сейчас сказали, чтобы оставил жену, детей, домашних, дом и все свое имущество и уже до конца жизни терпел бы бедность, считали бы это великим поступком. А св. Петр так и поступил и поэтому однажды сказал Господу: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф 19,27).
Святость Петра проявляется также в великой любви, какую он питал ко Христу. Читаем, что всегда носил в руке платок, которым отирал часто источающиеся слезы, ибо когда вспоминал сладостные разговоры и присутствие Господа, из-за нахлынувшего чувства, не мог сдерживать слез. Также, когда вспоминал свою вину отречения, изобильно проливал слезы. По той причине, что он так часто плакал, все его лицо выглядело испаханным слезами.
Святость Петра проявляется также в его огромном благочестии. Читаем, что, когда ночью он слышал пение петуха, вставал на молитву и так, заливаясь слезами, молился до утра.
Святость Петра проявляется также в том, что он многое претерпел ради Христа. Читаем, что Ирод вверг его в темницу, где он страдал от голода и холода. Ангел вывел его из темницы, а потом вместе с другими апостолами его привязали к столбу и бичевали. Читаем о них: они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян 5,41). И наконец он претерпел смерть ради Христа.
Читаем, что в то время, когда святой Петр проповедовал слово Божье, в Иерусалиме перебывал некий чернокнижник по имени Симон, который называл себя богом и своей магией творил много чудес. Это склоняло многих к ложному учению. Узнав об этом, Петр разоблачил его чернокнижные фокусы, а в диспутах высмеивал его учение. Симон, видя, что не может противостоять святому Петру, отправился в Рим и там своими фокусами убедил Нерона и многих других в этом ложном учении, так что его почитали как бога. Однажды он сказал Нерону: «Император, чтобы ты был уверен, что я – истинный бог, прикажи отсечь мне голову, а на третий день я воскресну!» Император приказал палачу его казнить. Палач был уверен, что казнит Симона, а отрубил голову барану. Симон же, благодаря своему чернокнижному искусству, остался невредим и, собрав останки барана, спрятал их, а сам скрылся на три дня. На третий же день показался Нерону, говоря: «Собери мою пролитую кровь, ибо вот я, которого казнили, на третий день, как обещал, восстал из мертвых». Нерон, увидев его, был ошеломлен и признал, что Симон – истинный бог. Петр же пришел к Нерону и открыл ему весь обман Симона. Потом Симон отважился хвалиться, что может воскрешать умерших.
И случилось, что умер некий юноша. Призвав же Петра и Симона, сказал им, что сгинет тот, кто не сможет воскресить умершего. Когда же Симон творил свои заклятия, случилось, что мертвый пошевелил головой. Тогда все захотели убить Петра. Он же сказал: «Если он жив, пусть встанет, пройдется и что-нибудь скажет. В противном же случае знайте, что это – иллюзия!» Симона отстранили от ложа, а когда это случилось, юноша остался обездвиженным. Петр же, стоя далеко, сказал: «Во имя Иисуса Христа, юноша, тебе говорю: встань!» И он тотчас встал и ходил. Тогда народ захотел побить камнями Симона, но Петр сказал: «Не делайте этого, ибо никогда мы не должны воздавать злом за зло!» Симон же, взобравшись на башню, начал летать. Тогда Нерон сказал: «Это вы обманщики, а Симон – истинный бог». На это Петр: «Приказываю вам, ангелы сатаны, которые его несете, позвольте ему упасть». Симон тотчас упал и, свернув шею, испустил дух. Услышав об этом, Нерон опечалился, что потерял такого мужа. Тогда Петр и Павел были отданы под стражу и надзор солдат Процесса и Мартиниана. Однако же Петр, рыцарь Христа, обратил их. И многие приходили к темнице, прося, чтобы Петр их не покидал, но, чтобы сбежал из темницы. Петр же, не от страха смерти, но склоненный плачем людей, в ближайшую ночь отправился из города сам. Но когда он пришел к вратам, где сейчас находится церковь Пресвятой Девы Марии возле Дороги, увидел Христа, идущего ему навстречу и сказал Ему: «Куда идешь, Господи?» Христос ответил: «Иду в Рим, чтобы снова быть распятым». Петр, поняв, что Христос говорит о его страстях, вернулся и был схвачен гонителями и слугами Нерона. Нерон, огласив приговор, приказал распять Петра, а святому Павлу, поскольку он был римским гражданином, отрубить голову. Тогда Павел сказал Петру: «Мир тебе, утверждение Церкви, пастырь овец и агнцев Христовых!» Петр же сказал Павлу: «Иди в мире, проповедник народов, муж ученый и вождь, ведущий праведных к спасению!» И так Петр был распят головою вниз, а Павел, поскольку был римским гражданином, был обезглавлен. Тогда, стоявшие вблизи люди, увидели ангелов, которые короновали души святых венцами из цветов роз и небесных лилий. Ученик святого Павла, Дионисий, увидел святых Петра и Павла облаченными в сверкающие ризы и с венцами на главах, державшись за руки они входили в город. И так была явлена святость Петра.
Во-вторых, в словах: Дам…, была подчеркнута щедрость Христа. Когда об этом идет речь, обрати внимание на великую щедрость Христа, которая заключается в том, что того, кто от Него отрекся, Он установил князем всего мира и даровал ему силу, премудрость и благость.
О силе святого Петра свидетельствуют чудеса, которые творил. Читаем, что, когда Петр проходил по какому-то городу, все, кто заботились о больных, клали их на улицах, и те, которых касалась тень его тела, исцелялись (Деян 5,15). Он также как посуху ходил по морю. Также умерших возвращал к жизни. Однажды он послал двух из своих учеников проповедовать слово Божье. На двадцатый день пути, один из них умер, а второй вернулся к Петру и рассказал, что случилось. Говорят, что был это святой Марциал. Тогда Петр дал ему свой посох, чтобы возложил на умершем. Когда это случилось, умерший, который уже сорок дней был мертв, тотчас встал.
Петр воскресил также Тавифу. В Деяниях Апостолов (9,36-42) читаем, что в Иоппии жила одна христианка по имени Тавифа, которая сделала множество добрых дел, а особенно латала одежду убогим. Когда она умерла, ученики послали за святым Петром, который был в другом городе, чтобы прибыл к ним. Когда Петр пришел, все убогие окружили его, прося за Тавифу. Он смилосердился над ними, помолился и сказал: Тавифа, тебе говорю, встань! И она тотчас встала.
Господь также дал Петру премудрость, благодаря которой во время проповеди слова Божьего он обратил три тысячи людей. Его мудрость проявилась также в деле Анании и Сапфиры (Деян 5,1-10). Этот Анания, желая показаться праведником, продал поле и положил половину вырученных денег к ногам апостолов, половину же, с ведома жены, припрятал. Петр, увидев это силой Духа, сказал: зачем ты укрыл часть платы за поле? Ты соврал не людям, а Богу. А он, услышав эти слова, пал замертво у его ног. Петр – это второй Соломон, мудрость которого превышает мудрость Востока, то есть всех философов мира.
В-третьих, в словах: ключи Царства Небесного (Мф 16,19) подчеркивается размер дара. О, какой же это дар! Ибо Христос говорит: Тебе дам ключи не от какой-то хижины или какой-нибудь сокровищницы, а от всего моего царства, так что ты будешь закрывать и открывать кому захочешь по своему соизволению.
Заметь, что святой Петр открывает царство небесное пяти родам людей, а именно невинным детям. Во знаменование этого во время крещения Христа отверзлись небеса; Петр открывает царство небесное также тем, кто ради Христа оставляет все. Поэтому сказано: Блаженны убогие духом, ибо их есть царство небесное (Мф 5,3). Во знаменование этого перед епископом Мартином и нищим Лазарем открылись небеса. Также тем, кто страдают ради Христа. Во знаменование этого Стефан увидел небо отверстым (Деян 7,55). Также чистым, до есть девственным, во знаменование этого небеса открылись Иоанну евангелисту: Я был в духе – говорит – в день Господний (Откр 1,10). Также – кающимся и жаждущим прийти ко Христу. Во знаменование этого Павел был восхищен в небо.
Присмотрись же, человече, к какому роду людей ты относишься, и будешь спокоен о царстве небесном, в которое пусть нас приведет и т.д.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий