Проповедь De sanctis в день святых невинно убиенных младенцев Перегрина Опольского.
Et vidi: et ecce Agnus stabat supra montem Sion, et cum eo centum quadraginta quatuor millia (Откр 14,1).
Князья имеют такой обычай, что, когда отправляются в далекие страны, берут с собой каштеляна и канцлера, чтобы сопутствовали им и давали советы. Берут также юношей и отроков для служения. Подобно и Небесный Князь, когда хотел навестить дальние страны, то есть небеса, который находятся далеко от земли (ибо долгое время, шесть тысяч лет никто не мог их достичь), так поступил: взял с собой каштеляна или своего виночерпия, то есть святого Стефана и своего канцлера, то есть святого Иоанна, а также невинных детей, праздник которых мы сегодня отмечаем. В сегодняшнем чтении были подчеркнуты три причины их гордости, а именно: их невинность, которой отличались, их мученичество, которое претерпели, и слава, которой удостоились.
Их слава была подчеркнута местом, обществом, милой песней и знамением Божьим. Воистину, прекрасна их слава из-за места, которое расположено высоко – на горе Сион, где находится наследие Божье. Об этой горе сказано: Введи его и насади его на горе наследия Твоего, в крепчайшем жилище Твоем (Исх 15,17). Гора Сион – то есть зерцало – где мы будем созерцать своего сладчайшего Творца; ибо будем видеть его лицом к лицу (1Кор 13,12) Того, кого теперь видим не иначе, как только посредством веры. Ибо это гора, о которой сказано в Псалмах: кто взойдет на гору Господню? и т.д. (23,3). А поскольку эти полные славы младенцы находятся на этой горе, на веки избавлены от врагов души.
Прекрасна были их слава по причине общения с Агнцем. Узрел я – говорит – Агнца, стоящего… (ср. Откр 5,6), который символизирует смирение Христа, от кротости которого и смирения зависит вся их радость. Этого Агнца жаждут видеть и сами ангелы. Этого Агнца жаждали видеть святые отцы, которые на протяжении тысячелетий говорили: пошли Агнца, Господи, владыку земли (Ис 16,1 (Вульгата)). Их слава была подчеркнута не только в общении с Агнцем, но также со всеми ангелами и святыми. О, сколь же сладостно находиться в таком огромном и таком святом обществе, где один радуется радостью и заслугой другого! Посему это великое общество символизирует плод граната, который соглядатаи принесли из земли обетованной (Числ 13,24-26). Плод граната – это райское яблоко, в котором множество зерен заключены в одной кожуре; подобно и это святое общество соединено в согласии.
Прекрасна была их слава, запечатленная знамением царства небесного, ибо имели имя Его и имя Отца Его написанное на челах (ср. Откр 14,1), то есть, будут они названы сынами Бога и будет сказано о них, что происходят из рода Иисуса Христа. Их полная счастья слава была подчеркнута также необычайно сладостной песней, ибо будут петь они новую песнь (Откр 14,3), которая будет сладостней всех других песней.
Во-вторых, было подчеркнуто их мученичество, что выражают следующие слова: они искуплены из людей (Откр 14,4), что значит избавлены от греха, в котором родились, драгоценной кровью своей, которой были окрещены. Их мученичество особенное. Ибо были они первыми, кто пострадал ради Христа, ибо опередили они всех других мучеников. Посему, как первых мучеников, Августин называет их цветами святой Матери Церкви.
Мученичество их ценно также потому, что пострадали они вместо Христа. Ибо искали Христа, чтобы его убить, а вместо Него погибли они. Ибо читаем, что, когда волхвы прибыли в Иерусалим и расспрашивали о рождении нового царя, Ирод, услышав это встревожился, что родился некто, кто мог бы его, как узурпатора, изгнать из царства. Посему просил волхвов, чтобы, найдя Дитя, донесли ему о нем, поскольку и он желает воздать честь Тому, которого в действительности желал убить. Увидев же, что волхвы обманули его и не вернулись, начал замышлять убийство всех малых детей в Вифлееме, чтобы вместе с ними погиб и Тот, которого искал. В то время Иосиф, предупрежденный ангелом, убежал с Дитем и Матерью Его в Египет, где оставался семь лет, до смерти Ирода. В это время Ирод вместе с сыновьями был позван к императору. Когда отец и сыновья вели перед императором споры, было решено, чтобы сыновья во всем были послушны отцу. Тогда Ирод, вернувшись из Рима, приказал поубивать всех детей в Вифлееме возрастом от таких, кто имел ниже двух лет, до таких, кто имел только одну ночь. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию… глас слышен в Раме – то есть на высотах небесных – плач и вопль великий (Мф 2,17-18);
В-третьих, была подчеркнута их невинность, которая была троякой, ибо касалась тела, уст и сердца. Были они чисты телесно, ибо не осквернились общением с женщинами, не имели лжи на устах, ибо на устах их не найдено лжи, как и злости в сердце, ибо был без греха. Грех, отягощающий совесть, позорит человека пред Богом. Посему те, кто жаждет обитать с невинными святыми в небе, должны омыться от своих грехов посредством покаяния. Поэтому в Книге Исход (30,17-21) читаем, что перед храмом был выкопан водоем, который назывался медным морем (2Цар 25,13). Был он окружен зеркалами, чтобы входящие в храм могли увидеть в зеркале грязь, которую смывали в медном море как бы в купели и, очищенные таким образом, входили в храм. Посему мы, которые должны войти в небесный храм, должны смотреть в зеркало Святого Писания и омывать себя слезами покаяния. Очищенные таки образом, войдем в небесный храм.
Посему заслуженно принадлежит честь этим святым мученикам Христовым, если должно воздавать честь королевскому рыцарю, намного большую – многим рыцарям, а особенную, если это близкие и доверенные короля: которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр 14,4). Облачены они также в королевские одеяния. Будут ходить со Мною в белом, ибо они достойны (Откр 3,4). Происходят они также из рода Христового, ибо родились в Вифлееме Иудейском, а Христос выводит свой род из колена Иуды.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий