Проповедь De sanctis в день святого Томаса (Бекета), архиепископа Кентерберийского Перегрина Опольского.
Sacerdos magnus, qui oleo sancto unctus est, moriatur. (Числ 35,25).
Ветхий Закон гласил, что с моментом смерти первосвященника наступало примирение. А именно, чтобы изгнанники и беглецы, получив милость прощения, безопасно возвращались в свою отчизну. Было это выражено в Книге Чисел (35,25-29). Вышеприведенные слова говорят о двух вещах. Во-первых, о высоком положении святого Томаса: Великий священник, помазанный священным елеем. Во-вторых, о его смерти: умрет.
Посему, во-первых, обращаем внимание на положение святого Томаса, которое было полно достоинства, огромной силы и великой святости. О его достоинстве свидетельствует то, что был он священником; о его силе то, что был великий; о его святости то, что был он помазан священным елеем. Посему был он священником, и даже епископом и потому имел великое достоинство. Читаем в Ветхом Завете, что он первосвященника или священника требовалось три вещи. Во-первых, чтобы более иных освящался. Поэтому сказано в Книге Исход: священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь (19,22). И поэтому священник, единственный кто входил в Святая Святых, очищался.
Вверено ему также было проповедование слова Божьего люду и обучение закону. Читаем об этом в Книге Левит: вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного…, и научать сынов Израилевых всем уставам моим (10,9-11).
Сказано было также, чтобы священники Господа считали помощником, чтобы не имели наследия вместе со своими братьями, но, чтобы жили от жертв, приносимых Богу. И поэтому дано им здесь третье распоряжение, что должны они молиться за народ, ибо освобожденные от забот о преходящем, могут свободней посвящать себя службе Божьей. В Книге Левит читаем: И сказал Господь Аарону: приступи к жертвеннику и соверши жертву твою… за народ твой… и молись сам за себя (ср. 9,7), ибо дана вам святыня великая, чтобы носить грехи общества (ср. 10,17). В житии святого Томаса читаем, что исполнил он эти три распоряжения, ибо, как видим, более иных храня совершенства, живя достойно, освящаясь более других, пребывая в проповедовании слова Божьего, обучая народ, часто благочестиво молясь, принося жертвы от своего имени и от имени народа.
Далее, говорим о его силе, которая была огромной. Воистину, имел огромную силу, ибо сотворенное превращал в Творца, а именно хлеб и вино превращал в Тело и Кровь Христа, а делать это не позволено ангелам. Имел огромную силу также потому, что, слушая исповеди и уделяя отпущение, возвращал к жизни умершую из-за греха душу. Посему имел большую силу чем все князья или короли этого мира, которые имеют власть над телом, а не имеют ее над душой, в то время как священники имеют власть и над одним, и над другим, ибо сказано: что свяжете на земле и т.д. (Мф 16,19).
Далее говорим о его святости, которую имел, ибо был помазан священным елеем. Елей имеет три характеристики: во-первых - благоухает, во-вторых - питает, в-третьих - лечит. И эти три черты имел святой Томас. Милым благоуханием был его честный способ поведения. Посему читаем о нем, что с детства вел он святую и целомудренную жизнь. Святой Томас приносил плод исполнением добрых дел, то есть благодеяниями. Читаем о нем, что ежедневно, стоя на коленях, он омывал ноги тринадцати убогим, а после обеда отсылал их по домам, давая каждому четыре серебряника. В этом заключается его великая святость. Святость эта была засвидетельствована также смертью, неразумными тварями, ангелами и Пресвятой Девой.
Посему, во-первых, его святость засвидетельствована смертью. Читаем о святом Томасе, что за несколько дней перед его мученической смертью некий юноша, который умер, а потом был чудесным образом возвращен к жизни, рассказал, что был он приведен к наивысшему сонму святых и видел среди апостолов какой-то трон. А когда спросил, чей это трон, ответили ему, что он приготовлен для епископа англичан, святого Томаса.
Также неразумная тварь свидетельствовала о его святости. Сделала это одна птица, умеющая говорить. Когда преследовал ее ястреб, воскликнула: «Святой Томас, спаси меня!» Тотчас ястреб пал замертво, а эта птица спаслась.
Также ангелы свидетельствовали о его святости. Ибо когда после его смерти духовные начали петь: «Вечный покой» и должны были отслужить за него заупокойную службу, хор ангелов, который неожиданно явился, прервал певцов и начал песнопение: Возрадуется праведник (Пс 57,11). Остальные духовные начали петь вместе с ними. Воистину, было это деянием Божьим, ибо скорбное песнопение превратил Он в песнь славы.
Также Пресвятая Дева свидетельствовала о его святости. Читаем, что один священник, ежедневно служивший мессу в честь Пресвятой Девы, был обвинен перед архиепископом. Святой Томас вызвал его и запретил ему исполнять священнические обязанности. Когда же святой Томас хотел зашить власяницу, которую носил на себе, которую торопливо спрятал, ожидая благоприятного времени, Пресвятая Дева явилась тому священнику и сказала: «Иди к архиепископу и скажи ему, что Та, ради которой ты служил мессы, сама зашила его власяницу, находящуюся под кроватью, и оставила там красную нить, которой шила». Святой Томас, когда это услышал и убедился, что все, что говорит священник, правда, снял с него наказание.
Во-вторых, обращаем внимание на его тяжкие страдания, которые были суровыми, потому что должен был он оставить как Церковь, так и все, что имел, и оставить свою страну. Страдания его были тяжкими и тем, что у его близких отняли все, что имели и приговорили их к изгнанию из страны. Тяжко страдал он также духовно. Все это описано в его житии. Когда защищал он имущество своей Церкви и совершенно не хотел подчинится королю, король, пылая гневом захватил все, что имел архиепископ и его близкие, и приговорил всех к изгнанию, не смотря на положение, состояние, возраст и пол. Однако же святой Томас ежедневно молился за короля и Англию. Однажды было явлено ему, что вскоре он должен вернуться к своей Церкви и отойти к Иисусу с пальмой мученичества. Так, после семи лет изгнания, он вернулся на свою кафедру. Однако король не мог его никоим образом себе подчинить. И вот, посланы были королевские рыцари, которые спросили, где архиепископ. Тот стал пред ними и сказал: «Чего хотите?» А они ответили: «Мы пришли убить тебя». Тогда он сказал им: «Я готов умереть во имя Бога и справедливости. Но поскольку вы ищите меня, приказываю вам во имя Бога и под страхом проклятья, чтобы вы не причинили ничего плохого моему окружению. Церковь мою и себя самого препоручаю Богу и Пресвятой Марии, святому Дионисию и всем святым».
Сказав это, он предал свое тело мечам безбожников. Его святая голова была разрублена, мозг был разбрызган по полу храма. И так мученик был посвящен Господу.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий