Проповедь De sanctis в день святого Сильвестра, папы Перегрина Опольского.
Honora medicum propter necessitatem (Сир 38,1).
Когда императору Константину докучали множественные хвори, против которых он не находил никакого лекарства, появился небесный лекарь, Сильвестр, который исцелил его от этих болезней и вернул ему здравие; и потому Константин относился к нему с огромным почтением. В этих словах обращаем внимание на две вещи: во-первых, на болезнь Константина, во-вторых, на огромное почтение, которое Константин воздавал Сильвестру.
Что касается первого, известно, что Константин страдал от трех болезней. Первая – физическая, была болезнью тела, вторая – духовная – была болезнью души, третья болезнь была болезнью, коснувшейся всего его народа. Первой болезнью была проказа, второй болезнью – идолопоклонство, третьей же было смертоносное отравление людей дыханием дракона. Посему преследовали Константина три болезни, от которых он хотел вылечиться тремя страшными лекарствами. Ибо проказу хотел лечить кровью невинно убиенных отроков. Идолопоклонство не хотел лечить, но углублял его, преследуя христианскую религию. Но вот появился небесный лекарь, а именно святой Сильвестр, который спасительным лекарством вылечил его от этих трех болезней. Ибо первую он излечил крещением, вторую – вероучением и чудотворением, третью же – благодаря апостольскому откровению.
Первую болезнь Константина, то есть проказу, Сильвестр вылечил крещением. Когда Константин начал гонения на христиан, Сильвестр покинул город и скрывался вместе со своим духовенством на одной горе. Константин, в наказание за жестокие гонения был тронут проказой. Тогда, по совету его языческих жрецов, привели три тысячи отроков, которых должны были убить, чтобы Константин мог искупаться в их теплой крови. Однако, когда император прибыл на место, где должны были приготовить эту купель, путь ему преградили матери тех отроков, которые с распущенными волосами плакали и рыдали. Император приказал остановить колесницу и сказал своим солдатам: «Надлежит, чтобы человек держащий власть был милосердным. Посему лучше, чтобы я умер, сохранив жизнь невинным детям, чем чтобы их смертью должен был спасти свою жизнь, тем более что я вовсе не уверен в этом спасении». Далее он приказал вернуть отроков их матерям. Так матери, которые пришли с плачем, вернулись по своим домам с радостью; император же вернулся в свой дворец.
На следующий же день явились Константину Петр и Павел и сказал ему: «Поскольку ты помиловал отроков, не пролив ихней крови, нас послал Господь Иисус, чтобы мы дали тебе здоровье. Посему, позови епископа Сильвестра, который скрывается на Горе Сираптис. Он укажет тебе купель, в которую ты погрузишься и тотчас исцелишься от всяческой проказы». Пробудившись, Константин тотчас послал солдат к Сильвестру. Сильвестр же, увидев солдат, был уверен, что его призывают на мученичество. Вверив себя Богу, без тревоги, он предстал перед Константином. А Константин, встав, обратился к нему: «Мы весьма рады твоему приходу» и подробно рассказал ему про сон. Сильвестр же приказал ему следовать за собой. А когда император вошел в воду, в которой должен был принять крещение, окружил его необычайный свет, и он вышел из воды очищенный, утверждая, что видел Христа.
То, что таким образом он должен был очиститься, было аллегорически представлено в Четвертой Царской Книге (2Цар 5,10-14), где читаем о Неемане, который шел к Иордану и омылся семь раз, согласно слову мужа Божьего Елисея. И обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился (2Цар 5,14). Муж Божий представляет святого Сильвестра, по слову которого Нееман, то есть император Константин, вошел в Иордан, то есть в воды крещения и был очищен.
Вторая болезнь Константина – духовная – была болезнью души. Была это болезнь заблуждения и неверия. От этой болезни излечил его Сильвестр проповедью веры. Царили же в стране Константина две ошибочные науки, первая – иудейская порочность, вторая – еретическая ложь. Так, первой была наука иудейской порочности. Ибо читаем, что когда Елена, матерь Константина, пребывающая в Вифании, узнала, что сын ее отрекся от идолов, возрадовалась, но одновременно сурово его порицала за то, что он чтит распятого человека как Бога. В ответ император попросил ее, чтобы привела иудейских учителей, а он возьмет учителей христианских и пусть их диспут покажет, чья вера истинная. Тогда царица привела сто сорок иудейских мудрецов. Когда же Сильвестр со своим духовенством встретился с иудейскими учителями, чтобы перед императором вести с ними диспут, так всех их убеждал, что они не смогли рта раскрыть. Наконец последний, по имени Замбри, который был наиболее ревностным из них, сказал: «Оставим же слова и перейдем к делам! Как же глупы те, кто чтит как Бога распятого человека. Я же знаю имя Всемогущего Бога, звучание которого не может вынести ни одно творенье. Если хотите убедиться, что я говорю правду, то прикажите привести сюда наисильнейшего быка. А когда этот бык услышит это имя, тот же час умрет». Привели же весьма дикого быка, которого сто человек с трудом смогли привести. И когда Замбри прошептал ему в ухо это имя, бык застонал и пал замертво. Тогда иудеи закричали и начали насмехаться над Сильвестром.
Сильвестр, однако, сказал им: «Он не произнес имя Бога, но призвал дьявола. Мой же Бог не только умерщвляет живых, но также воскрешает умерших. Львы и змеи умеют убивать, но не могут воскрешать. Посему, если он хочет, чтобы я уверовал, пусть воскресит быка». Когда все склоняли Замбри, чтобы он воскресил быка, то сказал: «Пусть его воскресит Сильвестр во имя своего Бога, и мы все уверуем». Тогда Сильвестр помолившись, сказал: «Во имя Христа, встань, бык, и иди спокойно к своему стаду». И тотчас бык встал. Тогда царица и все иудеи обратились в католическую веру. И так Сильвестр излечил их от иудейского неверия.
Вторым ложным учением была ересь, которая составляло учение Ария. Он то, познав учение, которое проповедовал Сильвестр, начал выступать против католической веры. Тогда Константин приказал созвать против него собор, в котором участвовало триста восемнадцать епископов. На соборе этом установили «Кредо», которое поют в церквях. Когда Сильвестр и другие епископы выступали против Ария, этот же Арий пал наземь, икнул и через свои нечестивые уста, которыми богохульствовал против Христа, выплевал свои внутренности. И так, чудесным образом, была побеждена ересь арианства.
Третья болезнь Константина касалась его народа, а причиняло ее смертоносное дыхание дракона. Ибо после того, как император обратился, священники сказали ему: «С того дня, как ты принял веру, дракон, живущий в пещере, каждый день убивает своим дыханием около трехсот людей». А когда Константин искал в этом деле совета у Сильвестра, тот сказал: «Я силой Божьей сделаю так, что этот дракон перестанет творить всяческое зло». Когда Сильвестр молился, явился ему Петр и сказал: «Спустись спокойно к дракону, а когда подойдешь к нему, скажи: - Господь наш, Иисус Христос, рожденный Девой, распятый и погребенный, который воскрес и сидит одесную Отца, и придет, чтобы судить живых и мертвых. Ты же, сатана, ожидай в этом месте, пока Он не придет! – Потом завяжи его пасть нитью и осени крестным знамением». Так сошел Сильвестр к дракону и сделал все, как ему было приказано. И таким образом прекратились страдания, а весь римский народ обратился в веру Христову. Вот так этот лекарь победил три болезни.
Что касается второго, то огромное почтение, какое Константин воздал Сильвестру, было подчеркнуто в таких словах: Почитай врача. Почтил же он его таким образом, что в первый же день после своего крещения издал закон, чтобы Христос был почитаем в городе Риме как истинный Бог. На второй день объявил, что наказуемы будут те, кто богохульствует против Христа. На третий день постановил, что каждый, кто учинит кривду христианину, будет лишен половины своих имений. На четвертый день огласил, что подобно как император Рима, так и римский епископ стоял во главе всех епископов. На пятый день огласил, что те, кто будет искать прибежище в церквях, получат неприкосновенность. Константин воздавал почтение Сильвестру, лично помогая ему садиться на коня. Более того, Сильвестр получил от него множественные дары, а от Христа – жизнь вечную.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий