Проповедь De sanctis в день святого Иоанна, евангелиста Перегрина Опольского.
Dilectus meus mihi, et ego illi (Песнь 2,16).
Эти слова Христос мог бы сказать об Иоанне Евангелисте. «Глосса» гласит: Возлюбленный мой и т.д. то есть, что Иоанн соединен со мною особенной любовью. Ибо этот Иоанн был учеником, которого Иисус особенно возлюбил.
Если речь идет о любви Христа к Иоанну, то можем задать два вопроса. Во-первых, что было причиной, что Христос столь сильно возлюбил Иоанна. Во-вторых, каковы признаки любви Христа, оказанные Иоанну.
Когда речь идет о первом вопросе, то следует знать, что есть три причины любви Христа к Иоанну. Во-первых, целомудрие Иоанна. Ибо Христос – сияние вековечного света и зерцало без порока, любит истину и чистоту. Книга Притчей гласит: Кто любит чистоту сердца, … тому царь — друг (Притч 22,11). Поскольку же святой Иоанн хранил целомудрие, заслужил особенную любовь Христа.
Сколь же совершенной была невинность святого Иоанна, видим из его жизни, в момент смерти и после смерти. Ибо при жизни, благодаря сохранению целомудрия, заслужил он дружескую связь со Христом; но так было не только во временной жизни, но также и в царстве небесном. Поэтому также, когда Иоанн был взят в небо, познал тайны Божьи, кроме всего прочего узрел огромное войско в белых ризах, следующее за Агнцем. А когда спросил о нем, ему ответили: Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники, и они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (ср. Откр 14,4).
Во-вторых, то, сколь совершенна была его невинность, стало видно в момент смерти Иоанна, из-за манны, которая появилась на его могиле. Читаем, что, когда Иоанну было 99 лет, он приказал выкопать для себя могилу около алтаря. От первого пения петуха, целый день он проповедовал, а потом на глазах у всех сошел в могилу. С неба же спустился свет и окутал его так, что нельзя было его увидеть. Когда свет исчез, собравшиеся заглянули в могилу, которая была наполнена небесным хлебом, то есть манной; тела же они не увидели. Тут взывает Иероним: «Дивитесь все! Могила, которая является домом червей, теперь стала домом хлеба ангелов!»
В-третьих, его невинность явилась достойной славы также после смерти, ибо благодаря сохранению целомудрия он заслуженно одержал золотой венец на голову. Потому, что Иоанн был чист духовно и физически, то есть телесно, Христос возлюбил его более других.
Вторая причина, из-за которой Христос возлюбил святого Иоанна, было его раннее обращение. Ибо он, будучи молодым обратился ко Христу, это весьма мило Богу. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей (Плач 3,27). Ибо милы жертвы первых, превосходных плодов и отец более покровительствует младшему сыну и более его любит. Посему обращение Иоанна в его молодости было для Христа весьма милым. В доказательство того, читаем у Матфея (19,13-15), что Христос обнимал детей, возлагал на них руки и благословлял их. Все это были признаки огромной любви. Нигде не читаем, чтобы Христос таким образом оказывал любовь кому-либо старшему. Читаем также, что, когда Иоанн хотел женится, Христос призвал его со свадьбы, ибо хотел, чтобы он сохранил целомудрие. Посему также тогда, когда Иоанн отверг физическую любовь и последовал за Христом, Христос возлюбил его больше других учеников.
Третьей причиной была горячая любовь Иоанна ко Христу. Ибо он возлюбил Христа так горячо, что никто на этом свете не был в состоянии отвлечь его от любви Христа. Читаем также, что, когда после сошествия Святого Духа апостолы разошлись по миру, Иоанн отправился в Азию, где основал много церквей. Тогда император Домициан, узнав о его славе и захотев отвести его от любви ко Христу, призвал его и приказал, чтобы перед Латинскими Вратами его бросили в кипящее масло. Иоанн же вышел оттуда нетронутым, ибо любовь, которую он питал ко Христу, охладила масло. Император, видя, что Иоанн не перестанет проповедовать слово Божье и он же не в состоянии отвести его от любви Христовой, сослал его в изгнание на остров Патмос. Пребывая там в одиночестве, Иоанн написал Откровение. Таким образом был выяснен первый вопрос.
Во-вторых, следует увидеть, какие были признаки этой любви. Мы должны помнить, что существует много признаков любви. Во-первых, заключается она в открытии Божьих тайн. Это знамение Христос оказал Иоанну, когда открыл ему свои тайны. Ибо Иоанн еще при жизни вознесся превыше горных вершин в небо, прошел ангельские хора и потому его символом является орел, который летает выше иных птиц. Подобно и Иоанн превышает иных евангелистов. Поэтому Августин говорит: «Поскольку Иоанн летал выше, никто никогда не мог его поймать». Ибо принимал он участие в покрытых тайной деяниях Христа, как например в воскрешении девочки (ср. Мк 5,35-43; Лк 8,49-56), и Христос был к нему благосклонен.
Второй признак любви заключается в оказании почтения. Ибо обычно друзья оказывают друг другу много почтения. Исаия считал честью для себя то, что Господь соделал его своим пророком; Иаков, что сделал его своим апостолом; Лука, что сделал его своим евангелистом; Лаврентий, что сделал его своим мучеником; Августин, что сделал его учителем и своим исповедником; Агнесса, что сделал её девой и своей невестой. Иоанн же все это в себе объединяет.
Третьим признаком любви является оказание дружеской нежности, что сделал Христос, когда позволил Иоанну возлечь на своей груди. О, достойная восхищения любовь! Иоанн Креститель, хотя и наидостойнейший из сыновей человеческих, не имел отваги прикоснуться к Иисусу, не смотря на Его приказ, а Иоанн Евангелист верный любви, возлегает на Его груди. Посему Иоанн почивает на груди Христа за нас.
Четвертый признак заключается в давании даров. Это знамение Христос оказал Иоанну, когда вверил ему наиценнейшее сокровище, какое имел, то есть свою Матерь, говоря: Вот Матерь твоя (Ин 19,27). Ибо тогда Он забыл о своих ранах, а помнил о возлюбленном Иоанне. Не сказал: «слуга Твой» или «известный Тебе», но сын Твой (Ин 19,26). Не сказал: «Вот госпожа твоя», что тоже было бы чем-то великим, но сказал: Вот Матерь твоя.
Пятый признак любви заключается в ревностном сохранении этой дружбы от всяческих нарушений. Ибо друзья обычно защищаются вместе и предостерегают друг друга. Такое знамение оказал Христос Иоанну, когда предостерег его от пятна смертного греха, от плотской пагубы, и более того – от скорби смерти.
Шестой признак любви заключается в ревностном посещении друг друга. Ибо друзья обычно навещают друг друга в беде. Это знамение любви Христос оказал Иоанну, когда в тяжкой нужде, то есть в момент смерти посетил его. Было бы огромным знамением любви, если бы Он послал к кому-либо в момент его смерти одного ангела, большим – если бы послал многих, весьма великим, если бы послал всех, а безмерным, если бы пришел сам, так как пришел к Своей Матери и к Своему возлюбленному ученику. Ибо Он явился Своему дорогому Иоанну вместе с ангелами и другими святыми и сказал: «Иди ко мне, возлюбленный мой, ибо час настал, чтобы и ты возлег у моего стола с братьями твоими». А Иоанн встал и начал идти. Господь, однако, сказал ему: «Придешь ко Мне в воскресенье». А когда настало воскресенье, весь люд пришел в церковь, которую построили в честь святого Иоанна. Иоанн же с первого пения петуха читал этим людям проповедь, призывая стойко пребывать в вере и рвении в исполнении заповедей Божьих. Потом приказал выкопать яму около алтаря, и войдя в нее, простер руки к Господу и сказал: «Вот, иду на пир Твой, Господи, воздавая благодарения, что Ты соблаговолил пригласить меня к Твоему столу, ибо знал, что всем сердцем я жаждал Тебя». А когда он окончил молитву, такой свет воссиял над ним, что никто не мог взглянуть на него. А когда свет исчез, увидели могилу полную манны.
Седьмым знамением, которое оказал ему Христос, была сила чудотворения. Ибо имел он власть над злыми духами, над смертью, над законами природы, над стихиями и над телами, которые исцелял. В его житии читаем, что прикосновение его ризы изгоняло злых духов и исцеляло больных. Имел он также силу над натуральными склонностями. Читаем, что двое богатых юношей, продав все имущество и раздав деньги убогим, последовали за апостолом. Но однажды, когда увидели своих бывших рабов и сверкающих и дорогих одеяниях, в то время, когда они сами были в нужде, впали в отчаяние. Когда Иоанн это заметил, приказал им принести с морского берега ветки и камни, которые превратил в золото и диаманты. Юноши по приказу апостола отправились к ювелирам. Спустя семь дней они вернулись, говоря, что ювелиры признались, что никогда не видели столь чистого золота и диамантов. Тогда Иоанн сказал им: «Ступайте и выкупите свои земли, которые продали, ибо вы утратили награду в небе. Будьте богатыми на этом свете, чтобы стать нищими в вечности». Они же, пав со скорбью к ногам апостола, молили о милосердии. А он сказал им: «Тридцать дней исполняйте покаяние и молитесь, чтобы ветки и камни вернулись в прежнее состояние». Спустя тридцать дней сказал им: «Идите и отнесите ветки и камни туда, откуда принесли!» Когда они это сделали, ветки и камни вернулись в прежнее состояние.
Имел он также силу над смертью. Говорят о нем, что когда закончилось его изгнание и когда он вернулся в Эфес, как раз выносили тело его ученицы, Друзианы, которая горячо жаждала его возвращения. Ее родители и сироты сказали ему: «Святой Иоанн, мы выносим умершую Друзиану, которая всегда послушная твоим указаниям, кормила нас и жаждала твоего возвращения, говоря: «О, если бы я могла увидеть апостола Божьего, прежде чем умру!» Тогда Иоанн приказал положить ноши на землю и сказал: «Пусть же воскресит тебя, Друзиана, Господь мой Иисус Христос! Встань, иди в дом свой и приготовь им обед». Она тотчас встала и пошла, заботясь исполнить приказ апостола.
Иоанн имел также власть над стихиями. Узнаем, что, когда он писал евангелие, просил Господа, чтобы не ему не помешала погода. Так и случилось. И подобно так там и до сего дня, ибо в месте том не идет дождь, не веют бури, и вообще там не бывает плохой погоды.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий