А Стефан, исполненный благодати и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе

12/26/2022, No Comment

Проповедь De sanctis в день святого Стефана, первого мученика Перегрина Опольского.

Stephanus autem plenus gratia et fortitudine, faciebat prodigia et signa magna in populo (Деян 6,8).

Сегодня Церковь торжественно вспоминает битву одного рыцаря Христового. Не битву многих рыцарей, но битву одного с огромной толпой, над которой он одержал победу. Ибо он – первый рыцарь Христа и первый, кто после страстей Христа претерпел мученическую смерть, первый, кто мученичеством обрел небо, что достойно великой славы. Когда захватывают какую-нибудь мощную крепость, не тот наиболее заслуживает славу, кто поднимается на ее стены, когда большая часть войска уже вошла, но тот удостаивается наибольшей славы, и того щедрее вознаграждают, кто входит первым или вторым. И это сделал святой Стефан.

И поэтому справедливо славит его сегодня святой Лука, когда говорит: Стефан же, исполненный благодати и силы и т.д., из слов же этих мы можем узнать о мученичестве святого Стефана, а также узнать причину его мученичества. В связи с его мученичеством следует подчеркнуть, что дьявол тремя способами пытается победить святых. Иногда он посылает им удачу, желая прельстить их богатствами и почетом; иногда мучает их несчастьями, как сделал это с Иовом; или же прибегает к хитрости, чтобы искусить их как Еву. И поэтому говориться о нем, что он тысячекратно коварен, ибо знает тысячу способов обмана.

При помощи этих трех способов дьявол хотел также победить святого Стефана, но ему это не удалось. Во-первых, его дух нельзя было прельстить обещанием успеха, то есть ни почестями, ни богатствами, ни наслаждениями. Стефана премного уважали. Он был назначен архидиаконом, был распорядителем временных благ. Но даже такой большой успех не мог склонить его сердце ко злу и греху.

Во-вторых, дьявол не смог обмануть его хитростью, то есть ложной человеческой мудростью. Некоторые из синагоги… вступили в спор со Стефаном (Деян 6,9), завидуя ему, что апостолы поставили его над иудеями. Желая от него избавиться, они пытались совершить это тремя способами, а именно: через спор, ложных свидетелей и через пытки. Он же одержал верх над спорщиками, опроверг ложных свидетелей и восторжествовал над своими палачами. В каждой битве дана ему была помощь с неба. В первой он получил помощь Святого Духа, который уделил ему дар слова, во второй лицо его стало подобным лику ангела, что ужаснуло ложных свидетелей, в третьей, казалось поддерживает его сам Христос. Поэтому сказано, что не могли противостоять мудрости и Духу, Которым Он говорил (Деян 6,10) через святого Стефана. У Матфея же читаем: ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего и т.д. (10,20).

В-третьих, дьявол пытался сломить его невзгодами, то есть страданьями и пытками, склоняя иудеев, чтобы побили его камнями. Тогда, когда святой Стефан опроверг все обвинения, выдвинутые ложными свидетелями, и посрамил их, они заскрежетали на него зубами (Деян 7,58) и выведя его за город, стали побивать камнями (Деян 7,58). Однако, нельзя было победить того, кого в битве поддерживало пятеро помощников. Ибо рыцаря нельзя победить, если есть у него огромное войско; когда пред очами он имеет пример храбро сражающегося короля; когда многие смотрят на него, ибо знает, что весь город наблюдает за ним очень внимательно; когда ждет его великая награда и он знает, что если победит, одержит венец, а если поддастся, будет убит; когда имеет действенную помощь, ибо знает, что рядом с ним наисильнейший ратоборец, готовый прийти на помощь; когда имеет безопасное укрытие, а именно – мощную крепость, в которой, когда только захочет, сможет укрыться и спастись от врагов. Святой же Стефан имел этих пять помощников в своей битве и потому не мог быть побежден.

Во-первых, имел он огромное воинство, а именно – небесное, которое весьма храбро сражалось, спеша ему на помощь, которое он узрел одесную Бога, о чем говорит «Глосса»: узрел он Распятого в славе, а не человека на земле, принимающего смерть от камней. Об этом примере говорит святой Петр: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Петр 2,21).

Во-вторых, множество было тех, кто смотрел, что было подчеркнуто словами: видел небеса отверстые (ср. Деян 7,56). Ибо отверзлись небеса, чтобы Царь Славы и весь небесный двор могли узреть сражающегося рыцаря. Когда на нас смотрят, должны мы быть внимательными, ибо смотрит на нас Христос и Его ангелы, и все святые, как говорит Апостол: мы сделались зрелищем для мира, для Ангелов и человеков (1Кор 4,9).

В-третьих, видел он, что его ждет, а именно – великая награда, что подчеркнуто словами: увидел славу Божию (Деян 7,55), ибо как говорит Григорий: «Мысль о награде ослабляет силу кнута». Даже когда мы находимся в притеснении, должны мы помнить, что ждет нас радость небесная, то есть награда, которая принадлежит победителям, в то время как тех, кто поддастся, ждет наказание адское. В Книге Экклезиастика читаем: Я положил пред тобою огонь и воду: на что хочешь прострешь руку твою (ср. Сир 15,16).

В-четвертых, имел он действенную помощь, то есть Христа, готового его поддержать, что было выражено словами: и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян 7,55). «Глосса» гласит: поскольку тот, кто сражается или помогает сражаться, стоит, стоит решительно одесную Бога, посему святой Стефан увидел, какой помощник был у него в битве с гонителями. Мы, находясь в притеснении, должны помнить, что не сражаемся в одиночку, но Бог с нами. С ним Я в скорби (Пс 90,15).

Было это также аллегорически представлено в Книге Исход (14), где читаем, что, когда сыны Израиля вышли из Египта и прибыли к Красному Морю, увидели египтян, настигающих их. Начали они взывать к Моисею: разве небыло гробов в Египте, зачем ты вывел нас, чтобы мы полегли от их мечей? ... И Моисей сказал народу: не бойтесь! … Господь будет поборать за вас, а вы молчать будите (Исх 14,11-14). И тотчас, когда Моисей ударил посохом по морю, расступилось оно так, что они прошли посуху. А когда египтяне последовали за ними, потонули (ср. Исх 14,21-15). «Глосса»: Сыны Израиля означают нас – христиан. Когда мы хотим убежать из Египта, то есть от зла, преследует нас фараон со своим войском, то есть дьявол с искушениями. Но когда нам говорят, что мы не сможем ему противиться, тогда Моисей, то есть проповедник, говорит: «Не бойтесь! Господь будет сражаться за вас, отправляя наших врагов в ад, а нас вводя в землю обетованную, то есть в царство небесное. Также весь двор небесный помогает нам в этой битве». Псалом гласит: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя (120,1). Было это аллегорически представлено в Четвертой Царской Книге (2Цар 6,8-17), где читаем, что некий царь осаждал один город, в котором находился пророк Елисей. При Елисеи был отрок, который ему служил. Он, увидев огромное войско перед городом, сказал: Горе нам. А тот ответил: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними (2Цар 6,15-16). И помолился Елисей, и открыл Господь очи отрока и узрел он гору полную небесного воинства, сидящего на огненных конях и колесницах, которые послал Господь на помощь своему народу.

В-пятых, святой Стефан имел огромное и безопасное место укрытия, а именно – само небо. Узрел он его отверстым; и в нем должен был искать убежище, и быть в безопасности от врагов. Посему без опасений мог вынести падение глиняного дома, когда подумал о том, что имеет уже приготовленный небесный дворец. И так был выяснен первый вопрос.

В свою очередь Лука представляет причины мученической смерти святого Стефана, которую он претерпел, потому что проповедовал истину, осуждал грех и творил множественные чудеса. Ибо творил он много чудес не только при жизни, но также много сотворил после смерти. Одни чудеса показывают, сколь велика была его сила, а другие – сколь огромным почитанием он был окружен. Сотворил, например некоторые чудеса, которые являют его милосердие, ибо милосердно он поспешил на помощь многим терпящим невзгоды, как например брату и сестре, у которых из-за преступления, которое они совершили против матери, начали дрожать руки. Вот, рассказывает Августин, была одна благородная госпожа, у которой было десять сыновей и семь дочерей. Однажды, когда дети оскорбили мать, она бросила на них проклятье. Неожиданно у всех начали дрожать руки. Не в состоянии выносить взгляды своих земляков, они начали блуждать по всему миру. Двое из них, брат и сестра, прибыли в Гиппон и вошли в церковь святого Стефана. И после множества просьб по его предстательству было им возращено здоровье. Его милосердие проявляется также в том, что за тех, кто его побивал камнями, он молился на коленях, в то время как за себя он молился стоя.

Во-вторых, он сотворил некие чудеса, которые свидетельствуют о его силе. Ибо имел он силу над неживыми твореньями, над телами, над воздухом, над землею, над водами и над злыми духами. Имел силу над неживыми твореньями, такими как небо, поскольку отверз его своими заслугами. Также имел силу над землей, которая задрожала, когда нашли его тело. Имел силу над воздухом, ибо когда царила засуха, он соделал, что пал из воздуха изобильный дождь.

Имел он также силу над водой, как читаем о том в праздник перенесения реликвий святого Стефана. Вот, Александр, константинопольский сенатор, отправился вместе со своей супругой в Иерусалим, где построил часовню в честь святого Стефана и приказал, чтобы после смерти и его погребли рядом с телом Святого. Прошло семь лет и его жена, рожденная в Италии, решила вернуться на свою родину. Однако, пожелала забрать с собой останки своего мужа. Когда начала горячо просить об этом епископа, тот показал царице два серебряных гроба, говоря: «Я не знаю, который из них содержит твоего мужа». Но она воскликнула: «Я знаю» и ни секунды не задумываясь схватила реликвии святого Стефана. И так, думая, что забирает тело своего мужа, случайно забрала тело святого Стефана. Однако, как только она села на корабль с телом святого Стефана, послышалось ангельское пение, а злые духи вызвали страшную бурю, крича: «Горе нам, ибо вот Стефан наказывает нас тяжкими карами». Но когда моряки, боясь кораблекрушения, начали призывать святого Стефана, он тотчас явился им и сказал: Это я, не бойтесь! (Лк 24,36). И тогда настала тишина.

Имел святой Стефан также силу над телами, ибо когда его нашли, семьдесят человек были исцелены от тяжких болезней. Имел он также власть над смертью, ибо – как рассказывает Августин – семеро умерших было по его заступничеству возвращено к жизни. Также имел он силу над злыми духами, о чем может свидетельствовать пример дочери императора Феодосия, одержимой злым духом. Он изгнал из нее этого злого духа. И ничего удивительного, что его реликвии имеют такую силу, если мертвые вещи, такие как полотно и цветы, благословлённые призванием его имени, имеют подобную чудотворную силу. Ибо – как рассказывает Августин – когда некая женщина умерла, ее рубаху принесли в церковь святого Стефана. Когда же его положили на теле умершей, она тотчас встала здоровой. Положены были также цветы на алтаре святого Стефана, а потом их забрали. Когда же потом их положили на глаза слепой, к ней тотчас вернулось зрение.

В-третьих, сотворил он некие чудеса, которые показывают, сколь велико его почитали. Ибо к его телу относились с почтением Бог, ангелы, апостолы, злые духи, и даже сами умершие. Бог относился с почтением к Стефану, ибо соделал так, что был он погребен на горе Сион, в месте, где пребывал Бог. Уважали его также ангелы, ибо когда его тело везли на корабле в Константинополь, было слышно, как ангелы пели над ним небесные мелодии. Когда потом перевезли их из Константинополя в Рим и поместили в одной гробнице с Лаврентием, услышали голос, нисходящий с неба: «О счастливый Рим, который в одном мавзолее хранишь реликвии святого Лаврентия из Испании и святого Стефана из Иерусалима».

Чтили его также апостолы. Ибо злой дух начал через дочь Феодосия кричать: «Если Стефан не прибудет в Рим, не выйду, ибо такова воля апостолов». Чтили его также злые духи, ибо знали его святость. Посему, когда его останки везли в Константинополь, демоны кричали: «Прибывает слуга Божий, тот, которого иудеи несправедливо побили камнями». Когда же его тело привезли в Рим и хотели поместить в одной церкви, бес оставил дочь Феодосия и закричал: «Напрасно стараетесь, ибо он выбрал себе место для упокоения не здесь, а возле своего брата Лаврентия».

Чтили его также умершие. Ибо когда открыли гроб Лаврентия, тотчас Лаврентий передвинулся в гробу, оставляя вторую половину гроба для святого Стефана. Посему, будем же и мы его чтить, ибо может он нам помочь, что да соблаговолит совершить!

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий