Проповедь De sanctis в праздник Рождества Господнего* Перегрина Опольского.
Parvulus enim natus est nobis… (Ис 9,6).
Сегодня возвещают нам благие вести. Нам, то есть тем, кто в этом адвенте ожидали Христа, кто жаждал Его узреть и кто приготовился к Его приходу. Так в первое воскресенье Адвента верные горячо жаждали Его прихода, взывая: «Прииди, Господи, и не замедли!» И было отвечено им: Вот… Господь идет издали (ср. Ис 30,27). Во второе же воскресенье было им прочитано о том, как Он прибудет на Суд и какие знамения Его предварят. А в третье воскресенье святой Павел, видя, что Он приближается, говорит: Радуйтесь…, ибо Он близко (ср. Флп 4,4-5).
Вчера же было мы получили еще более верные вести: «Завтра узрите ваше спасение». А сегодня небесный посланец принес наиболее верную новость: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам… Спаситель мира (ср. Лк 2,10-11). А радость эта была великой по четырем причинам.
Во-первых, из-за высоты, ибо достигала до самого неба и возвеселила Бога и ангелов. Ангелы же были наполнены столь огромной радостью, что сошли с небес и возвести свою радость пастухам. Подобно и ныне поступает человек, исполненный радости, который не может удержаться, чтобы не поделиться нею с другими.
Во-вторых, радость была великой из-за глубины, ибо достигла даже преисподней, и святых, которые там пребывали, наполнила невыразимым весельем. Живущим в стране тени смертной свет воссиял (Ис 9,2).
В-третьих, радость эта была великой из-за длины. Ибо распространилась далеко на восток. Поэтому волхвы, которые были на востоке, были исполнены столь великой радости, что оставили свои царства и поспешили к Дитяти. Достигла она также и далекого запада. Посему в Риме видно было на фоне солнца виден был образ Девы, и столь огромная радость охватила императора Августа, что он воскурил Ей фимиам, но Господь отверг его.
В-четвертых, радость была великой из-за широты, ибо наполнила весь мир и посему, воистину, рождение Дитяти было полно радости и пользы. Посему также и Церковь сегодня в начала святой Мессы радостно поет: Младенец родился нам… А каким было это Дитя? Воистину необыкновенным, достойным прославления и почитания, а также полным милости. Необычайным было само в себе, необычайным из-за Матери, необычайным в небе, на земле, необычайным среди живых существ, духов, под солнцем, необычайным среди всего творения.
Во-первых, говорю, что Дитя было необычайным само в себе, ибо сегодня чудесным образом стало одновременно высоким и низким, старым и молодым, великим и малым, богатым и убогим. Посему, одновременно высоким и низким. Ибо сей Наивысший Бог, которого в Его вышине не может достичь ни один человек, ни один ангел, ни одно творение, стал ныне таким низким, таким смиренным, что позволил поместить себя в наихудшим месте, каким является ясли. Ибо царствующий над всем миром император Август хотел знать, сколько во всем государстве провинций, городов, замков, сел и людей. Посему приказал, чтобы каждый отправился в селение, из которого происходил, и чтобы каждый, отдавая серебряный динарий управляющему провинции, признал, что является подданным Римской Империи.
Иосиф, поскольку происходил из рода Давида, вышел из Назарета и отправился в Вифлеем, желая заплатить дань за себя и за Пресвятую Деву. Следовало также, чтобы Пресвятая Дева покинула свои края и отправилась в чужие земли, несмотря на то что была беременной. А было это знамением огромного смирения, ибо тогда, то есть в момент рождения, всякое творение ищет убежище, как птица гнездо, а звери нору. И каждая убогая женщина ищет удобное место, где могла бы родить ребенка. Но Святая Дева не могла найти такого места. Когда же они прибыли с Иосифом в Вифлеем, не нашли убежища, ибо были убогими. Потому, что все дома были переполнены приезжими, которые прибыли туда по той же причине, что и Иосиф, они остановились в хлеву. Посему говориться в «Школьной истории»: было между двумя домами место, прикрытое крышей, которое называли хлевом. Сходились там люди в свободные от работы дни, чтобы поговорить. Именно там Иосиф приготовил ясли для вола и осла. В ту же самую ночь Дева родила Сына и положила Его в ясли на сене.
Существует обычай, что когда вносят в какой-либо город чьи-то реликвии, например святого Петра или других святых, тогда люди выходят навстречу, чтоб воздать честь. Но когда Пресвятая Дева входила в Вифлеем, неся реликвии, которые освящают все реликвии, никто не вышел навстречу Ей.
Сегодня также Дитя было одновременно старым и молодым. Воистину старым, ибо со времен сотворения Адама до рождества Господа прошло пять тысяч двести лет. Таким было старым, и даже еще старше, ибо было ранее, чем Адам; Бог был пред веками и без начала. Посему, это Дитя было старше своей Матери, которая в четырнадцать лет зачала, а в пятнадцать родила. Вот Тот, кто был таким старым, сегодня стал молодым, и то столь молодым, что, лежа как Дитя в яслях, сиял пред Матерью и улыбался ангелам в небе.
Сегодня также Дитя было великим и малым. Посему Христос сам говорит: Небо и землю Я наполняю (ср. Иер 23,24). Он столь велик, что охватывает своими руками то, что в небе, под землей и на земле, то есть весь мир, а Его весь мир охватить не может, как поет Церковь. Сегодня же стал столь малым, что уместился в двух малых местах, а именно в лоне Матери и в яслях, ибо не было для Него места в гостинице (ср. Лк 2,7).
О, какую же радость имела Пресвятая Дева, когда Его родила! Тогда то, говорила Ему Пресвятая Дева сладостными словами, говоря, согласно словам Амвросия: «Ты – мой Спаситель, Ты – мой Творец! И потому, что Ты мой Творец, воздаю Тебе славу как истинному Богу». И положив в яслях Того, кого родила, пала на колени и воздала Ему честь. Только потом взяла Его из яслей и прижимая к своему лону, целовала Его и говорила: «Ты моя сладость! Ты мой княжич!» как это обычно делаю матери с возлюбленными детьми.
Известно же о том, что императору Октавиану воздавали божественное почитание, поскольку был он наимогущественнейший и в войнах наихрабрейший. Но поскольку был и наимудрейшим, призвал он Сивиллу, дочь одного языческого царя, которая предвозвестила страсти Христовы. Та прибыла к императору с сотней солдат, и войдя в его палаты, показала ему на небе образ весьма прекрасной Девы, которая держала на руках Дитя. Сивилла, призвав императора, сказала ему: «Это Дитя больше, чем ты есть и будешь, а родит Его Дева, которая после рождения останется Девой». Тогда император не позволил воздавать себе божественное почитание, а Деве принес в жертве фимиам.
Сегодня также Дитя было одновременно богатое и убогое. Апостол говорит: Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2Кор 8,9). В Его руке все сокровища, а проявляется это в том, что Он дает их кому хочет, и отнимает, когда захочет. Его нищета также явилась сегодня, когда Его Матерь не имела подушки, чтобы положить Ему под голову, и не имела за что нанять место в гостинице, но спеленала его убогим платком. А стал Он убогим для того, чтобы мы более возлюбили бедность, чтобы нас обогатить своей нищетой, и чтобы показать, что утешитель – убог.
Посему, просим Господа…
* Проповедь на Рождество Христово есть также в цикле De tempore.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий