Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непорочный…, превознесенный выше небес

5/08/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святого Станислава, епископа и мученика Перегрина Опольского.

Talis enim decebat ut nobis esset pontifex, sanctus, innocens…, et excelsior caelis factus (Пс 22,5).

В этих словах выражены две правды о святом Станиславе. Во-первых, подчеркнуто его достоинство, поскольку он назван первосвященником, во-вторых, его святость, ибо сказано: святой, непорочный, превознесенный выше небес. Посему, поскольку назван он первосвященником, мы должны просить его благословения, ибо это входит в обязанности первосвященника – благословлять народ, что святой Станислав охотно делал.

Читаем, что в Кракове после смерти святого Станислава некий добрый человек, молясь утром в своем доме, увидел в окно огромное собрание людей, облаченных в белые ризы, и одного достойного старца в епископском облачении, который стоял по середине и благословлял народ. А когда он, полон восхищения, смотрел, приблизился к нему один из мужей, говоря: «Знаешь ли ты кто эти люди?» Он ответил: «Не знаю». На что тот муж: «Этот достойный старец, который благословляет народ – это Станислав, те же, кого он благословляет – это верные, которые по его заслугам будут спасены. Теперь же ступай к монастырю Святой Троицы, исповедай свои грехи и расскажи исповеднику об этом видении, чтобы он его передал и пояснил другим».

Что касается первого, обрати внимание, что достоинство святого Станислава выражает его облачение, ибо был он епископом. Положение епископа – премного почетно, ибо епископ поставлен заместителем Христа на земле. Исполнение этого служения – великое достоинство, поскольку освящает он святой елей, которым помазывают детей и больных. Посему облачение епископа выражает его достоинство. Ибо сначала надевает он тесное роккетто, которое прижимает облачение. Это роккетто означает жизнь Станислава, который стремясь к совершенству, вел жизнь в постах, бдениях, молитвах и целомудрии. Потом на голову его одевают амикт: он символизирует рвение, с котором Станислав стремился к небесным дарам. Далее же надевается альба, которая широкая и длинная, то есть большая, а означает она доброту Станислава, которая была столь широкой, что простиралась на все время исполнения им епископского служения. В своем сердце, как в книге были у него вписаны все убогие, вдовы, сироты, прокаженные и другие, которым он ежегодно уделял то, в чем они нуждались. За столом его собирались все его гости и духовные, и монахи. Далее же он препоясывается поясом, что символизирует то, что Станислав был препоясан целомудрием. Потом на руку его повязывают манипул, который является знамением его невинности, ибо Станислав от всяческого злого деяния наверняка был очищен. Потом с благоговением надевают на его шею столу, которая его опоясывает, и которая означает самого Станислава, ибо был он cдержан в словах и поступках, и воздержан в еде. Далее, облачают его в казулу, которая состоит как бы из двух щитов, один – спереди, второй – сзади. Означает она двойную войну, которую может и должен вести каждый христианин. Первый щит означает борьбу, которую мы должны вести ради веры, а второй означает борьбу, которую каждый высший духовный обязан вести в защиту справедливости и своей Церкви. И такую борьбу вел Станислав с королем Болеславом, который был столь жестоким тираном, что где бы он не путешествовал в своей стране и, согласно польскому обычаю, оставался на постой, там силой отнимал у убогих зерно и все, что имели, разрушал их дома, сжигал фермы, а знатных происхождением без причины приказывал казнить. Больше он любил собак, чем людей и щенков отдавал кормить женщинам, отнимая их детей.

Станислав осторожно увещевал его по поводу этих и многих других преступлений, но, когда злодей не хотел слушать увещеваний и отказывался прекращать злодеяния, Станислав бросил на него проклятье, которое отлучало короля от Церкви. Тогда разгневанный король послал своих приспешников, чтобы у алтаря убили святого Станислава. Однако, тогда те, которые хотели исполнить этот приказ, были отброшены назад, даже трижды. Увидев же это чудо, вернулись сокрушенными. Король, порицая их, воскликнул: «О жалкие, одного священника вы не смогли оттащить от алтаря!» И бросившись как безумный на Станислава, убил его. И так Станислав через мученическую смерть, полон блаженства отошел ко Христу. Так вот представляется епископское достоинство святого Станислава.

Во-вторых, в словах: святой, непорочный представлена его святость. О том, что был он святым, свидетельствует сам Бог. Читаем, что, когда тело Станислава было рассечено на множество частей и разбросано по полю, чтобы сожрали его птицы и собаки, Бог послал четырех орлов, которые не позволяли приближаться птицам и собакам. Об этом говорит псалом: не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс 15,10). Где бы не лежала какая-либо частичка его тела, сиял над нею небесный свет. Об этом псалом: Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие (Пс 96,11). Видя это, христиане пособирали части его тела и принесли их в гробницу, а когда настало утро, увидели тело восстановленным, натурального цвета, без следов ударов и так отнесли его в церковь Святого Михаила и намастив благовониями, похоронили. На протяжении десяти лет небесное сияние не покидало его гробницу во знаменование того, что Станислав вел целомудренную жизнь. Так вот небо своим светом дало ему свидетельство святости. В этом был он подобен святому Павлу, прославленному учителю, голову которого освещали небесные лучи. В Книге Даниила читаем: А премудрые будут сиять, как светила на тверди (Дан 12,3).

О святости Станислава свидетельствует также вода. Читаем, что, когда брат Викентий из Ордена Проповедников с другими достойными доверия дворянами путешествовал в Рим, к святому Петру и плыл по морю, корабль начал тонуть. На борту находилось много людей. Одни взывали к святому Николаю, другие – к иным святым, поляки же начали призывать святого Станислава. И тотчас буря вынесла их с кораблем на сушу и в мгновение ока они оказались на берегу, спасая поклажу и людей, и благодарили Бога и Станислава.

О святости Станислава свидетельствует также огонь. Читаем, что, когда некий дворянин по имени Андрей, отправляясь на Пруссов, осенил себя крестным знамением и многие из его товарищей поступили подобно, и он сокрушил многих врагов. Однажды, этот же самый Андрей, ворвался в укрепленное имение какого-то знатного Прусса, а когда строения начали гореть, огонь охватил его со всех сторон. Не имея возможности найти какой-либо способ бегства, он попросил помощи святого Станислава, говоря: «О святой Станислав, помоги мне!» Тотчас пламень, разделившись, образовал для него проход и таким образом Андрей избежал гибели в огне.

Святость Станислава доказывает также смерть. Читаем, что Станислав, желая увеличить доходы Церкви, купил деревню Петровин у рыцаря Петра. Заплатив за нее, на протяжении многих лет владел ею, и никто не ставил под сомнения его право собственности, но после смерти рыцаря, его родственники начали требовать возвращения деревни. Станислав ответил, что купил ее. Наконец был он призван к королю, который сказал: «Достойный епископ, либо ты представишь свидетелей, либо вернешь имение!» Когда епископ привел свидетелей, они не имели смелости сказать князю правду. А Станислав, видя, что нет у него человеческой помощи, искал Божественную, сказав королю, что хочет представить свидетельство того, у кого он купил имение и просит три дня отсрочки. Эти три дня он вместе со своими духовными пребывал в постах и молитвах. На третий день прибыл король с огромной свитой рыцарей. Станислав, отслужив мессу, отправился к могиле Петра и на коленях молился, говоря: «Господи Иисусе Христе, спустя четыре дня воскресивший Лазаря, уже смердящего, возврати к жизни и этого рыцаря, уже три года лежащего в могиле. А поскольку на земле нет уже правды, соблаговоли явить ее с небес!» И сказал: «Петр, во имя Иисуса Христа, встань и скажи правду во славу Христа и ради утешения христиан!» И тотчас тот встал и подтвердил, что имение он продал и плату получил, а свидетелям сказал: «Поскольку вы не хотели подтвердить истину, то все, если не будите каяться, умрете злою смертью». Святой Станислав сказал Петру: «Если хочешь, я упрошу Бога, чтобы ты еще несколько лет пожил на земле». Рыцарь ответил: «Нет, поскольку надеюсь, что уже вскоре я буду спасен, но помолитесь обо мне». И так, вернувшись в гробницу, он испустил дух, а имение таким образом осталось в руках святого Станислава.

О его святости свидетельствуют также различные болезни, которые обрушились на епископа и кардинала Остии, Ринальда. Ибо когда магистр Иаков вместе с другими послами прибыл в Рим по вопросу канонизации святого Станислава и представил чудо и свидетельство, а вышеупомянутый кардинал не хотел согласиться на канонизацию, тотчас смертельно заболел. Тогда он послал послов к папе, чтобы тот выслушал его исповедь. Однако, когда все вышли из палаты, в которой лежал, явился ему святой Станислав, говоря: «Бодрствуешь?» Больной ответил: «Бодрствую». «Почему ты выступаешь против меня? На это Ринальдо: «О святой отче, сожалею, что так поступил!» «Посему, чтобы ты убедился, что я краковский епископ Станислав, говорю тебе: встань и будь здрав!» Ринальдо тотчас встал, оседлал коня и выехал на встречу его святейшеству папе. Папа, увидев его, изумился столь неожиданным его выздоровлением. Тогда кардинал, пав к его ногам, просил папу канонизовать святого Станислава, ибо благодаря его заступничеству был он исцелен. И когда они вошли в церковь, а его святейшество папа занял место у амвона, чтобы объявить о святости Станислава, с неба упала в церковь хоругвь с изображением святого. Все, премного этим восхищенные, соорудили и освятили алтарь, а хоругвь, как свидетельство святости Станислава, осталась в этой церкви.

Святой Станислав явился также одному священнику, говоря, чтобы тот пожертвовал два динария у его гробницы, и тогда к нему вернется утраченное зрение. Ответил ему этот ослепший священник: «Клянусь своей душой, Господи, у меня нет ни одного динария!» Но когда он сунул руку в кошель, извлек два динария, которые через паломников переслал к гробнице святого Станислава, и тотчас к нему вернулось зрение.

Также некий житель Лужиц по имени Урбан вместе с женой и детьми отправился на телеге в Краков, к гробнице святого Станислава. В пути пала его лошадь. Обеспокоенный, он взял детей на руки и пошел дальше, а слугу оставил, чтобы тот снял с лошади шкуру. Слуга, сделав это, повесил шкуру на шест и последовал за ними. Вдруг к идущем впереди, ржа, прибежала лошадь. Жена, увидев ее, сказала: «Это определенно наша лошадь или очень на нее похожая». Муж ей: «Ошибаешься. Я видел, что слуга идет за нами и несет ее шкуру». А когда кучер встретился с ними и захотел отдать шкуру, не обнаружил ее. И так все вместе с лошадью и телегой прибыли в Краков. Во свидетельство того, что произошло, на шкуре лошади остались следы порезов.

Святой Станислав сотворил множество иных знамений, возвращая к жизни детей, как это известно из его жития.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий