Проповедь De sanctis в день святого Иоанна у Латинских врат Перегрина Опольского.
Parasti in conspectu meo mensam, adversus eos qui tribulant me; impinguasti in oleo caput meum; et calix meus inebrians quam praeclarus est! (Пс 22,5).
Хотя святого Иоанна в этой жизни не коснулся меч мученичества, все-же трижды он испытал страдания, что было подчеркнуто в вышеприведенных словах.
Первое мученичество Иоанна заключалось в лишении его всего, что необходимо для жизни, поскольку был он приговорен к изгнанию. Воистину, огромным было это мученичество, поскольку он должен был оставить свой дом, а также все то, к чему привык и отправиться в дикую местность, где не мог рассчитывать на какую-либо помощь. Ибо император Домициан, услышав о его славе, призвал его и потребовал, чтобы он прекратил проповедовать слова Божьего и распространять веру. А когда Иоанн отказался, он сослал его на остров Патмос, чтобы там умер от голода и жажды. Но Господь уделил Иоанну утешение и потому сказано: Ты приготовил предо мною трапезу (Пс 22,5), что значит: «Когда я страдал от притеснения, получил утешение», поскольку Господь открыл Иоанну тайны, которые принесли ему огромное утешение. Во-вторых, он испытал утешение, получив известие о смерти Домициана, который в том же самом году, за свою жестокость, был убит. Об этом говорит псалом: Возрадуется праведник, когда увидит отмщение (Пс 57,11). Иоанн получил также утешение в виде своего возвращения из изгнания. Ибо случилось так, что тот, которого несправедливо извергли, вернулся с почетом, а толпа выбежала ему на встречу, взывая: благословен грядущий во имя Господне (Ин 12,13).
Второе мученичество претерпел святой Иоанн, когда тот же Домициан приказал бросить его, что является наиболее болезненным наказанием, в кадь с кипящим маслом, чтобы он умер от ожогов.* Но Иоанн получил от Господа утешение, ибо в этом кипящем масле начал восстанавливать силы, как в бане. И это мученичество было выражено словами: умастил елеем голову мою.
Третье мученичество претерпел святой Иоанн, когда его напоили ядом, что было выражено словами: чаша моя преисполнена! Читаем, что, когда Иоанн проповедовал слово Божье в Эфесе и в проповеди призывал разрушить храм языческих божеств, языческий первосвященник Аристодем возмутил против него народ и сам обратился к Иоанну: «Если хочешь, чтобы я уверовал в твоего Бога, дам тебе испить яд и, если он не повредит тебе, будет это доказательством, что твой Бог – истинный». Апостол ответил: «Да будет так, как ты сказал». На это Аристодем: «Я все-таки хочу показать тебе, как другие умирают, чтобы ты сильнее боялся». Потом он отправился к судье и потребовал двух приговоренных и на глазах у всех дал им испить яд. Они тотчас же умерли. Тогда апостол взял чашу и перекрестившись, выпил яд, который ничуть ему не повредил. Увидев это, народ благословил Господа, а Иоанн также в этом мученичестве испытал утешение, ибо остался невредим. У Марка читаем: и, если что смертоносное выпьют, не повредит им (Мк 16,18).
Иоанн испытал утешение также тогда, когда вернул к жизни двух приговоренных. Ибо Аристодем сказал ему: «Все же беспокоит меня сомнение, но, если ты воскресишь отравленных, я без колебаний уверую!» Тогда Иоанн дал ему свою тунику и сказал, чтобы положил ее на умерших со словами: «Апостол Христа прислал меня к вам, чтобы во имя Христа вы восстали». Когда эти слова были произнесены, приговоренные тотчас встали. Также тогда Иоанн получил утешение, когда огромная толпа, видя это, обратилась к вере Христовой. И так апостол окрестил консула и первосвященников, которые вместе со всеми своими близкими приняли веру.
Таким образом было представлено троякое мученичество святого Иоанна, которое было его уделом, и в каждом из них он получил утешение от Господа. А почему Господь так соделал? Верно, потому что любил Иоанна. Посему и мы, если хотим избежать вечной муки, должны заслужить любовь Господню.
Господь же любит шесть родов людей. Во-первых, тех, кто борется с грехами; во-вторых, тех, кто Ему благочестиво служит; в-третьих, тех, советы которых обращают других; в-четвертых, тех, кто служит бедным; в-пятых, тех, кто отвергают грехи; в-шестых, тех, кто любит мир. Эти шесть родов людей представляют шесть особ, которых возлюбил Христос.
Первой особой был Иаков, о котором Господь сказал: Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел (Мал 1,2-3). Имя Иаков переводится «борец» и символизирует всех, кто в духовной борьбе сражается с грехами. Они, чтобы избежать искушений, вступают в монастыри или уходят в безлюдные места, как Иоанн Креститель или Бенедикт, который желая победить беспокоящее его искушение, бросился на тенистые кусты и так, благодаря телесным ранам излечил рады духовные.
Во-вторых, Господь любит тех, кто ему благочестиво служит. Таковых символизирует Самуил, о котором написано: Возлюбленный Господом своим Самуил (Сир 46,16). Читаем о нем, что, будучи младенцем, был он пожертвован Господу в храме, чтобы Ему благочестиво служил. Ибо Господь так любит на земле тех, которые Ему служат с благочестием, что соделает для них все, о чем просят. И таковые для Него как домашние, поскольку трапезничают с Ним на пиру алтаря, ночью же, как преданные слуги, бодрствуют возле ложа, разговаривая с Ним во время молитвы.
В-третьих, Господь любит тех, кто своим советом отводят других от зла. Таковых представляет Моисей, который вывел сынов Израиля из Египта. Таковые – проповедники слова Божьего, которые многих отводят от зла и выводят из греха. Эту роль исполняют также родители, которые учат своих детей добру и хранят их от злого общества, которое для многих было причиной погибели.
В-четвертых, Господь любит тех, кто служит убогим. Таковых представляет Марта, о которой читаем в Евангелии: Иисус же любил Марту и сестру ее Марию (Ин 11,5). А почему любил? Верно, потому что, когда проповедовал слово Божье в Иерусалиме и никто не приглашал Его к себе, шел в Вифанию, в дом Марты и там его принимали, а Марта служила Ему и Его ученикам. Те, кто принимают убогих под своей крышей, или их кормят, любимы Господом.
В-пятых, Господь любит таких, кто каются за грехи. Их представляет Мария Магдалина, которую Господь возлюбил потому, что по причине своих грехов плакала у Его ног, а потом тридцать лет каялась в пустыне. Точно так и тебя, человече, любит Бог, если по причине своих грехов, ты постишься, молишься или ходишь во вретище и, если выстоишь в этом до самой смерти.
В-шестых, Господь любит тех, кто любит мир, а представляет их Соломон, имя которого переводится как «миротворец». Посему, если ты не хочешь драться с людьми и не прячешь в сердце какой-либо обиды, Бог теля любит.
Существует же пять причин, которые нарушают мир в сердце человека.
Первая – земные богатства, которых алчному человеку всегда мало, и он никогда не может ими насытиться. Мудрец говорит, что алчный всегда нуждается даже в мелкой монете. То, что земные блага нарушают мир, представлено в Книге Бытия (Быт 13,1-18), где читаем, что Авраам и сын его брата, Лот, жили вместе. Спустя какое-то время, когда разбогатели и имели огромные стада овец и скота, пастухи, пасущие их, спорили друг с другом из-за большой численности скота. Когда Авраам и Лот узнали об этом, уже не могли жить вместе в мире и расстались, разойдясь в разные стороны.
Алчные люди даже после смерти не могут обрести покой. Однажды в Болонье умер один ростовщик, оставив своему сыну множество денег. Когда ростовщика похоронили, мыши, схватив мелкие монеты, вложили их в его уста. Какое-то время спустя, сын пришел в сокровищницу и заметил, что денег стало меньше, и что в сокровищнице находится небольшое отверстие. Начал он копать на том месте, пока не докопался до гробницы отца и в устах умершего нашел множество динариев.
Мир рушит также почет этого мира, когда кто-либо завидует соседствующему с ним приятелю, что его больше уважают, чем его самого. Завидует, хотя из-за чьего-то успеха он не несет никакого убытка. Было это представлено в Царской Книге (1Сам 18,5-16) на примере Саула и Давида. Когда Давид, убив Филистимлянина, прибыл с Саулом в город, девицы начали петь: Саул убил тысячи, а Давид десятки тысяч (1Сам 18,7). Саул, услышав, что Давида так славят, начал завидовать ему и тот, кто прежде жил с Давидом в мире, с этого времени начал его преследовать, даже до такой степени, что хотел его убить.
Третье, что рушит мир – это грех. Ибо когда кто-либо отягощен грехом, не может чувствовать умиротворение, думая в своем сердце, как стереть грех. Когда ходит, не может отдохнуть; когда идет по дороге, боится молнии; когда спит, снится ему грех; когда ложится спать, боится смерти, ибо многие ложась спать еще здоровыми, утром уже оказывались мертвыми. Так и грешник никогда не находит отдохновения, ибо грех отнимает мир его сердца.
Четвертое, что рушит мир, это – своеволие, которое характеризует всех людей дерзких. Они, даже если им объяснить, что правдивей и лучше, не хотят верить, но руководствуются собственным хотением и потому не могут жить в мире. Таким дерзким был сын Соломона, Ровоам. Он, когда ему сказали, чтобы больше не притеснял свой народ, и тогда в мире будет владеть своей землей и народом, руководствуясь своеволием, сказал: мой мизинец толще чресл отца моего (1Цар 12,10). Был он лишен мира, поскольку его царство было разделено на две части, а народ его оставил.
Пятое, что нарушает мир – колкие и насмешливые слова. Когда один говорит другому колкие слова, а тот отвечает еще более колким словом, не могут они жить в мире.
Христос же, чтобы укрепить нас в мире и показать, что Он сам любит мир, противопоставляя себя этим пяти причинам, рушащим мир, претерпел пять противоположных страданий.
Чтобы противостоять богатству этого мира, сам родился убогим и то настолько, что Его Мать не имела чем Его спеленать.
Чтобы противостоять почету этого мира, был так презрен и унижен, что пророк сказал о нем: а мы считали Его прокаженным (Ис 53,4 Вульгата). Ибо так Его оплевали, что Мать с трудом Его узнала.
Чтобы противостоять греху, Он сам был невинно убиен, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53,9).
Чтобы противостоять своеволию, Он сам предал себя воле Иудеев, чтобы с Ним поступили так, как им понравится.
Чтобы противостоять колким и насмешливым словам, вам был терпеливым. Будучи злословим, Он не злословил взаимно, но как овца, веден был Он на заклание…, и не отверзал уст Своих (1Петр 2,23; Ис 53,7).
И так, очевидно, что Бог любит эти пять родов людей, а шестой род – это те, кто любит мир.
* Именно это событие произошло у Латинских врат, в честь чего был установлен нынешний праздник. «Золотая легенда» повествует: Домициан приказал доставить Иоанна в Рим. Когда Иоанна привезли в город, по приказу императора апостолу в насмешку обрезали бороду и отвели к вратам, которые носят название Латинские. Перед теми вратами Иоанна поместили в чан, полный масла, кипевшего над огнем. Апостол не ощутил никакой боли и невредимым прошел через все мучения. На том месте христиане поставили церковь, освященную в память об этом событии. В день мученичества апостола Иоанна в этой церкви совершают торжественное богослужение.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий