Проповедь De tempore в четвертое воскресение после Богоявления Перегрина Опольского.
Et ascendente eo in navicula… (Мф 8,23)
В этой евангелии мы можем заметить две вещи. Во-первых, она переполняет нас страхом. Во-вторых, поучает нас тому, что мы должны делать, когда грозит нам опасность. О страхе речь идет тогда, когда ученик вошли за Иисусом в лодку и будучи с Ним пережили бурю. Была здесь осуждена глупая беззаботность некоторых людей, которые чувствуют себя столь беспечно в море мира сего, как будто бы они уже были в гавани царства небесного, а на войне так уверены в себе, как будто бы уже победили врага.
Поэтому Бернард говорит: «Нигде нет, братья, безопасности, ни в небе, ни в раю, а тем более на земле». С неба был свергнут Люцифер, ибо не был еще укреплен благодатью Бога; из рая, места наслаждения, был изгнан Адам; Иуда же с земли, из круга учеников нашего Спасителя.
Августин говорит: «Никто не должен чувствовать себя беспечно в этой жизни, которая является безустанным искушением». Где же безопасно, если те, что с Господом, переживают бурю? Посему никто не в безопасности, ибо человек не знает, достоин ли он любви или же ненависти. И посему мы возлагаем все наше упование на Господа, и только тогда будем безопасны пред всеми нашими врагами.
Когда сыны Израиля боялись противостоять своим врагам, однажды обратился к ним пророк Валаам*: это не ваша война… вы станьте, смело стойте и смотрите на спасение Господне (ср. 2Пар 20,15-17). Сыны Израиля представляют нас – христиан. Посему, когда мы опасаемся и как бы теряем надежду, сможем ли мы противостоять стольким и таким сильным искушениям, тогда пророк, то есть Бог, говорит нам: «Только храбро сопротивляйтесь, а Я буду сражаться за вас, то есть с моей помощью победите врагов: мир, плоть и дьявола». Если же мы чувствуем себя в безопасности, не имея пред очами Бога и не уповая на Него, должны мы опасаться, чтобы не случилось с нами то, что случилось с Сисарой. Он, когда с многочисленным войском вступил в бой против Божьего люда, был напуган ночью Господом и начал убегать со всем своим людом. Убегая, увидел женщину, стоящую в воротах своего дома, которая пригласила его внутрь. А он попросил её, чтобы дала ему напиться воду. Она дала ему напиться молока, а потом прикрыла его плащом. Когда же он заснул, думая, что он в безопасности, эта женщина взяла кол и молоток и пробила ему висок. Таким образом погиб Сисара (Суд 4,12-22).
Сисара представляет каждого человека, который убегает от врагов, то есть от грехов, входит в дом ложной безопасности и думает, что там он может быть беспечен, что никогда грехи уже ему не будут грозить. Тогда приходит Иаиль, то есть искушение плоти, мира и дьявола, и вбивает гвоздь, то есть смертный грех в его голову, то есть в извращенную совесть, и так человек духовно умирает смертью вечной. И посему в этом мире нигде нельзя чувствовать себя беспечно, даже если бы человек был добродетелен, ибо тогда тем более должен он опасаться смертного часа, ибо тогда дьявол более чем когда бы то ни было подстерегает человека. И многих он сводит, так как имеет тысячу способов добыть и увести людей.
Говорит нам об этом следующий пример. Сын одного короля заболел в Париже, когда обучался в школе. Учитель мальчика позвал одного брата из ордена проповедников, который выслушав исповедь мальчика, сказал учителю: «Благословляю вас, что вы уберегли мальчика в такой невинности, ибо он еще непорочен, и я надеюсь, что будет спасен». Когда мальчик умер, учитель, который очень любил мальчика, начал молиться, чтобы Господь указал ему, что с ним происходит. Явился ему мальчик в весьма жалком состоянии и рыдая сказал: «Что ты хочешь от меня, учитель?» Учитель ответил: «Хочу, чтобы ты меня уверил о своей доле». На это мальчик ответил: «Я осужден на веки». Учитель же сказал: «Но ведь твой исповедник уверил, что ты среди тех, кто будет спасен». «Это правда – ответил мальчик – если бы я умер таким, каким он меня оставил. Но вот после его ухода дьявол подсунул мне такую мысль, над которой я вскоре начал размышлять: О Боже, позволь мне пожаловаться, что вскоре я должен умереть и оставить все те богатства, какие имеет мой отец. Ибо нет у него больше детей, только я. Посему я переживал о том, что оставляю эти богатства, а позабыл о богатствах небесных, посему из-за моей жадности я осужден навеки». А посему нельзя чувствовать себя в безопасности, пока человек не будет в небе. Учитель, услышав это, вступил в орден проповедников и блаженно исполнил свои дни. Так был выяснен первый вопрос.
Переходим сейчас ко второму вопросу. Пример апостолов поучает нас, чтобы мы, оказавшись в несчастье, призвали Бога. Посему, когда море возмутилось и лодку стало заливать волнами, он воскликнули: Господи, спаси нас, погибаем! (ср. Мф 8,24-25).
Об этом так говорит Августин: «Посему праведники в Церкви терпят угнетения, чтобы, будучи угнетаемы, взывали Бога, а взывая были выслушаны, и чтобы выслушанные, прославляли Бога». Четыре же рода людей привыкли взывать Бога.
Одни это те, которые находятся в нужде. Хорошо это было представлено в молении Сусанны. Когда Сусанна была приговорена к смерти, громко взывала к Господу. И послал к ней пророка Даниила, который спас ее от смерти и позора (Дан 13,42-49). Так и мы, когда пребываем в нужде, должны обращаться за помощью не к старым бабам, которые своими заклятьями обманывают человека, но к Господу, который является защитником людей на Него возлагающих надежду и ищущих у Него помощь.
Далее, это люди, окруженные врагами, обычно взывают, чтобы прийти им на помощь. И так взывали сыны Израиля в Египте. Посему Господь сказал Моисею: «вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение… Итак, пойди… и выведи их в землю обетованную» (ср. Исх 3,9-10). Так и мы, находясь в окружении врагов, то есть мира, плоти, дьявола и грехов, должны взывать к Господу, чтобы вывел нас из Египта, то есть из этого мира, в землю обетованную, то есть в царство небесное, где уже никогда не будет ни печали, ни воплей.
Также те, которые тонут, обычно взывают, чтобы им помочь, что было аллегорически представлено в молении Ионы, которого в море проглотила рыба (Иона 2,1-11). Так должны взывать богатые, чтобы не утонуть в роскоши и богатствах мира сего, и чтобы не были проглочены адской рыбой, то есть дьяволом.
Далее, убогие и голодные обычно взывают, чтобы их накормили. Это моление прекрасно изображено в аллегории в молении евреев, когда они шли по пустыни и не имели воды. Тогда Моисей воззвал к Господу, говоря: Господи выслушай моление народа и открой им источник воды живой (ср. Числ 20,6). И тогда открыл им Господь источник в скале, так что сами пили и скот их (ср. Числ 20,11). Таким образом и мы можем взывать, чтобы в скале нашего сердца забил источник слез для омовения преступлений наших, то есть чтобы Господь Бог дал нам воду благодати, чтобы мы не уставали в пути, который ведет нас в землю обетованную. Так выясняется вопрос второй.
В-третьих, посмотрим, что представлено под видом моря. Конечно мир. Мир назван морем потому, что редко остается он спокойным, но находится в постоянном движении. Мир таков, что сегодня мы здоровые, а завтра больные. Сегодня живы, а завтра будем умирать. Сегодня мы ближе к смерти, чем были вчера, завтра же будем ближе, чем сегодня. И так человек никогда не остается в том самом состоянии, точно так и мир постоянно изменяется. Поэтому говорит Сенека: «В один момент возмущается море и где сейчас играют корабли, в один миг могут быть поглощены».
Как море извергает из себя умерших, так мир извергает из себя все, что мертво под землей, которая является матерью всего. Подобно как в море большие рыбы пожирают малых, так и в мире большие грешники угнетают малых.
У моря есть также песчаный берег, который неурожаен и тяжел, так и конец мира неурожаен по причине тяжести грехов.
Море опасно, как и этот мир. Ибо в море гибнет много людей. Так и в мире гибнут многие, «ибо в то время, когда одна душа спасается, тысяча иных будут осуждены» - говорит где-то святой Бернард. Море также не является местом постоянного пребывания, как и этот мир. Апостол говорит: не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13,14). Посему попросим Господа и т.д.
* В Библии речь идет об Иозииле, сыне Захарии, на которого сошел Дух Господень среди собрания (2Пар 20,14).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий