Святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования…

1/20/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святых Фабиана и Себастьяна, мучеников Перегрина Опольского.

Sancti per fidem vicerunt regna, operati sunt justitiam, adepti sunt repromissiones (cр. Евр 11,33).

В этом Послании к Евреям Апостол указывает, что святые мученики обладали пятью добродетелями, благодаря которым обрели царство Божье. Во-первых, имели совершенную святость, что выражается словом святые. Во-вторых, имели непоколебимую веру, что выражает слово верою. В-третьих, сразились в победном бою, о чем говорят слова побеждали царства. В-четвертых, совершали справедливые дела, что выражено словами творили правду. В-пятых, получили вечную награду, о чем говорят слова получили обетования.

Присмотримся сначала, как выглядели эти добродетели у епископа Фабиана, а потом у рыцаря Себастьяна. О святом Фабиане читаем, что был он чудесным образом избран, стойко выступал в защиту веры, порицая властителей был тверд и несгибаем, воздавая честь Богу, был ревностным, и наконец, получил венец мученичества.

То, что был чудесным способом избран, свидетельствует о том, что достиг совершенной святости, которую Бог явил при его избрании. Читаем о Фабиане, что был он римским гражданином. Когда после смерти папы, народ собрался чтобы совершить избрание нового папы, подошел Фабиан, который хотел узнать результат выборов. И вот, белая голубица явилась над его головой, и увидев это, восхищенный народ избрал его папой. А Бог никогда бы не избрал его, если бы не был уверен в его святости. В Книге Чисел было это аллегорически представлено, когда Моисей сказал народу: кого изберет Господь, тот и будет свят (Числ 16,7).

Во-вторых, его стойкость в защите веры свидетельствует о его непоколебимой вере. Ибо эту веру он ревностно проповедовал и становился на ее защиту как стойкий воитель.

В-третьих, потому что был он тверд и несгибаем в порицании властителей, говориться, что сразился он в победном бою. Ибо, как говорит Хаймон, императору Филиппу, который хотел участвовать в торжествах Пасхальной Вигилии и принять таинства, Фабиан не позволил это сделать, пока он не исповедуется и не совершит покаяние. И потому говорится о нем: во дни свои не трепетал пред князем, и никто не превозмог его (Сир 48,13).

В-четвертых, как сильно он был ревностным в оказании чести Богу, свидетельствуют его праведные деяния. Ибо, как читаем, послал он в разные стороны мира семь диаконов и семь субдиаконов, чтобы записали деяния мучеников во всем мире.

В-пятых, в том, что он удостоился венца мученичества, было явлено, что получил он вечную награду.

Эти пять добродетелей имел также святой Себастьян. Ибо, во-первых, имел непоколебимую веру. Вера же является непоколебимой тогда, когда она велика, жива и сильна. Такою была вера Себастьяна. Так, имел он великую веру, о чем свидетельствует то, что оставил он отличное положение и пренебрег всеми земными благами. Посему «Глосса» говорит: Кто имеет истинную веру в Бога, не будет жаждать в нищете мира сего стать богачом. О Себастьяне же читаем, что был он столь дорог императорам Диоклетиану и Максимину, что они доверили ему высшее командование всем войском и желали, чтобы он постоянно был рядом с ними. Но он все это оставил ради веры во Христа и не приносил вместе с ними жертвы идолам. Эту веру он не только имел в себе, но и других в этой вере укреплял. Узнаем, что он носил воинские доспехи, чтобы укреплять души христиан, которые падали духом во время пыток. Когда же двое мужей, братья близнецы Марцелин и Марк, были за веру Христову приговорены к казни, пришли к ним родители, чтобы убедить их отречься от веры. Пришла же их матерь с распущенными волосами, разорвала свои одежды и показывая грудь, говорила: «Ах я несчастная, теряю моих сыновей, которые идут на смерть». Потом слуги привели старого отца, который с головой, посыпанной пеплом, такие моления возносил к небу: «О мои сыновья, поддержка моей старости, почему вы так сильно возлюбили смерть? Придите старцы и плачьте вместе со мной над моими сыновьями!» После этих слов отца, прибыли жены приговоренных с очами залитыми слезами и показывая им детей, говорили: «На кого вы нас оставляете? Кто будет заботится об этих детях?» После сих слов сердца этих мужей начали слабеть. Тогда святой Себастьян, выступив, сказал: «О рыцари Христовы! Не оставляйте ради жалкой лести вечный венец!» Но и родителям он сказал: «Не бойтесь! Они не будут забраны у вас, но пойдут в небо, чтобы вам приготовить небесные жилища». Такими словами он укрепил их в вере. Такой великой была его вера.

Имел Себастьян также веру живую, благодаря которой приносил плоды благих деяний, без которых вера не была бы живой, а мертвой, ибо согласно Апостолу: Вера без дел мертва (Иак 2,20). Имел он также веру сильную, ибо не смотря на множество пыток, не оставил ее и потому мог сказать вместе с Товитом: Той жизни ожидаем, которую Бог даст тем, кто от своей веры никогда не откажется (Тов 2,18 Вульгата).

Во-вторых, Себастьян достиг совершенной святости. Открылась она в словах, которые он проповедовал благодаря присутствию Святого Духа. Читаем, что, когда он проповедовал слово Божье, чтобы укрепить в вере вышеупомянутых мужей, Зоя, немая жена Никострата, в доме которого их заключили, пав к ногам Себастьяна, жестами просила о прощении. Тогда Себастьян сказал: «Если я истинный слуга Христа и если истина все то, что эта женщина услышала из моих уст и во что уверовала, пусть отворит ее уста Тот, который отворил уста своего пророка Захарии». В ответ на эти слова, женщина воскликнула: «Блаженна речь твоих уст и блаженный те, кто верует во все, что ты сказал! Ибо я узрела ангела, держащего пред тобой книгу, в которой было написано все то, что ты сказал».

В-третьих, Себастьян сразился в победном бою, что подчеркивается словами: победили царства. Ибо он победил тройное царство, а именно: мир и его алчность, когда пренебрег богатством и вел убогую жизнь; плоть и ее похоть, которой остерегался; власть дьявола и его слуг, среди которых находился император Диоклетиан. О нем читаем то, что, призвав Себастьяна, сказал ему: «Я сделал тебя одним из первых в моем дворце, а ты действуешь против меня и оскорбляешь моих богов». На это Себастьян ответил: «О счастье для тебя и о процветании твоего царства я всегда просил Бога». Тогда Диоклетиан приказал, чтобы его вывели и связали посреди Марсова Поля, и чтобы воины убили его стрелами из луков. Столько стрел в него вонзилось, что был он подобен ежу, а солдаты, думая, что он мертв, ушли. Спустя несколько дней Себастьян снова свободный, предстал на ступени дворца, порицая императора за кривды, причиненные христианам. А император сказал: «Это не Себастьян». А он ответил императору: «Господь для того меня воскресил, чтобы я встретился с вами, и чтобы указал вам на зло, нанесенное слугам Христовым». Тогда император приказал его так долго мучить, пока не испустит дух. Сражаясь таким образом, Себастьян восторжествовал над смертью.

В-четвертых, Себастьян совершал справедливые деяния, о чем говорят слова: творили правду. Справедливость же – это добродетель, которая каждому воздает то, что ему принадлежит. Святой Себастьян совершал справедливые поступки, ибо поступал хорошо по отношению к Богу, верно служа Ему. Ибо читаем о нем, что каждый день он верно исполнял свой долг перед Христом. Поступал правильно по отношению к самому себе, храня целостность своей святости. Книга Второзакония гласит: берегись и тщательно храни душу твою! (Втор 4,9).

В-пятых, получил он вечную награду, что было выражено словами: получили обетования. Матфей говорит: приидите, благословенные Отца Моего! и т.д. (25,34).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий