Жену отважную кто найдет?

1/21/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святой Агнессы, мученицы Перегрина Опольского.

Mulierem fortem quis inveniet? (Притч 31,10).

Сегодня в особе святой Агнессы находим то, о чем Соломон говорил, что не может найти. Ибо появилась сегодня одна отважная жена, которая превозмогла сильных мужей и тиранов, и даже самого князя тиранов, то есть дьявола. Мужество можно увидеть тогда, когда кто-либо стоек в борьбе. Она же была стойкой и одержала победу в трех битвах: в первой – с сыном префекта, во второй – с самим префектом, в третьей – с преемником префекта.

В первой битве, которую она вела с сыном префекта, который желал лишить ее девственности, она столкнулась с четырьмя преградами. Первой преградой был ее молодой возраст, ибо было ей всего тринадцать лет. В молодом возрасте человек более своевольный и склонный к плотской похоти. Вторым препятствием была ее красота. Ибо читаем, что имела она прекрасное лицо и сердце, а краса более побуждает ко греху. Третьим препятствием было разнообразие даров. Ибо сын префекта начал давать ей множество даров, и обещал еще больше богатств. Ибо много есть женщин, которых не погубит ни молодость, ни красота, но соблазнят предложенные дары. Во знаменование чего Книга Бытия гласит: раб Авраамов… дал Ревекке дары (ср. Быт 24,52-53), чтобы ее легче склонить к согласию на брак с его господином. Четвертой преградой была угроза наказания. Не смотря на столько преград, Агнесса сохранила девственность и одержала победу, о чем говорится в ее житии. Читаем о ней, что в возрасте тринадцати лет она победила смерть и обрела жизнь вечную. Имела прекрасное лицо, но более прекрасную душу. Когда она возвращалась из школы, увидел ее сын префекта и влюбился в нее. Обещал ей украшения и другие богатства, если она согласится выйти за него. Но Агнесса сказала ему: «Отойди от меня, несчастный, ибо уже ранее я была обручена с моим возлюбленным Христом, который более славен, прекрасен и богат, чем ты». Когда услышал это обезумевший юноша, захворал, как утверждали лекари, от любви. Вот первая битва Агнессы и ее победа.

Во второй битве Агнесса сразилась с самим префектом, который хотел запятнать ее доброе имя и честь, приказал поместить ее в доме разврата. В этой битве противник атаковал ее многими стрелами. Первой стрелой было то, что префект, приказал провести ее обнаженной по городу, чтобы покрыть ее стыдом. Ибо девушки обычно больше боятся наготы, чем пыток. Но Агнесса получила помощь от Бога, ибо Господь не допустил ее бесчестия, дав ей такие густые волосы, что она покрылась ими лучше, чем одеяниями. Второй стрелой было то, что префект приказал заточить ее в позорном месте, то есть в публичном доме, чтобы запятнать ее доброе имя и достоинство. Однако в помощь она получила в спутники ангела. Ибо когда вошла в публичный дом, встретила там ангела, посланного Господом, который стер позор того места*. Третьей стрелой было то, что префект приказал заточить Агнессу в темном помещении, чтобы ужаснула ее царящая там тьма. Но тогда Агнесса обрела такой свет, что те, которые входили в ее покои, не могли ее разглядеть из-за необычайного света. Четвертой стрелой было то, что префект приказал радеть ее, чтобы умерла от холода. Она же получила небесное одеяние, чтобы укрыться им от холода. Ибо когда вошла в темницу, нашла приготовленную Богом ослепительно белую ризу, которая подходила ей. Пятой стрелой было то, что префект приказал выставить ее на публичное обозрение, чтобы вместо одного, которого она отвергла, получила бы многих, кто мог бы с ней поиграть. Против этой стрелы она получила Божью силу, ибо всех, кто к ней подходил, поражал свет, и они отступали.

Шестой стрелой было то, что префект дать ее своему сыну для утехи, чтобы она стала любовницей того, кого не хотела получить в качестве мужа. Против этого она получила Божью справедливость, которая взяла ее под свою защиту. Ибо когда сын префекта пришел вместе с другими юношами в публичный дом и приказал им войти к ней, а они, пораженные светом, убежали, он, обозвав их трусами, исполненный ярости, вошел в ее покои. Но когда он захотел прикоснуться к ней, пал замертво, удушенный дьяволом. Услышав об этом, префект, весь в слезах, пришел к Агнессе и спросил ее о причине смерти своего сына. Агнесса сказала ему: «Тот, волю кого он хотел исполнять, отнял его жизнь». Тогда префект сказал ей: «Если ты сможешь вернуть его к жизни, докажешь, что ты не сделал этого магическими фокусами». Благодаря молитве Агнессы юноша вернулся к жизни и начал публично исповедовать Христа. Таким образом Агнесса одержала победу во второй битве.

В третьей битве она сразилась с заместителем префекта, который хотел сломать ее непоколебимую веру, приговорив ее к многим мучениям. Ибо когда префект увидел чудо возвращения к жизни своего сына, благодаря Агнессе, захотел ее освободить. Люд, однако, требовал убить ее. Тогда префект передал дело своему заместителю Аспазию. Тот же приказал бросить Агнессу в огромный костер, чтобы огонь превратил ее тело и кости в пепел, чтобы не осталось никаких останков, которые могли бы чтить христиане. Но Агнесса победила огонь, ибо против жара огня имела она жар благочестивой молитвы, при помощи которой она разделила этот огонь на две части, сама оставаясь по средине нетронутой. А когда окончила молитву, весь огонь так угас, что не остался даже слабый жар. Тогда Аспазий приказал вонзить меч в ее горло. Таким образом Агнесса получила от Христа пальму мученичества. И поэтому теперь принадлежит числу тех, о которых речь идет в Откровении: стоят перед троном… Бога, в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (ср. 7,9).

На восьмой день, когда родители Агнессы молились у ее гроба, явился им хор дев, облаченных в золотистые ризы. Среди них они увидели в сияющей ризе святую Агнессу, а одесную ее стоял Агнец белее снега. Агнесса сказала родителям: «Взгляните, чтобы вы меня не оплакивали как умершую, но, чтобы вы радовались со мною, ибо я обрела вместе с ними всеми прекрасное место». Об этом видении узнала спустя много лет Констанция, дочерь императора Констанция. Это та Констанция, которая была мудрой девой, но была так покрыта язвами, что от головы до стоп ни одна часть ее тела не была лишена язв. Ведомая надеждой вернуть здоровье, она отправилась ночью к гробнице святой Агнессы. Хотя она была язычницей, услышала голос, обращенный к ней: «Констанция, уверуй, что Господь Иисус Христос – Сын Божий, и будешь исцелена!» На этот голос она пробудилась и увидела, что тело ее было полностью излечено. И все больные, которые приходили к гробнице святой Агнессы, исцелялись.

Святую Агнессу верно называют женой отважной, ибо в этих трех битвах она сражалась стойко и одержала победу над врагами. Поэтому и Христос позволил, чтобы она прославилась многими чудесами. Кроме прочего, читаем о некоем священнике, который исполнял служение в церкви святой Агнессы. Однажды начали беспокоить его необычные плотские искушения. Но он не хотел оскорблять Бога, поэтому просил папу позволить ему заключить брак. Папа, зная его праведность, дал ему перстень и приказал, чтобы с просьбой этой он обратился к фигурке святой Агнессы, которая находилась в той церкви, чтобы она позволила ему вступить в брак. А когда священник обратился к святой Агнессе, фигурка тотчас протянула палец к перстню и взяв перстень, отвела назад руку. И тотчас все искушения оставили священника. А упомянутый перстень, правдоподобно, до сих пор находится на пальце фигурки.

* Согласно «Золотой легенде»: «Войдя в дом разврата, дева увидела там ангела Господня. Озарив все вокруг чудным светом, ангел вышел навстречу Агнессе и подал ей белоснежную ризу. Так блудилище стало домом молитвы, и всякий, кто почтил этот ярчайший свет, выходил оттуда, став более чистым, чем прежде».

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий