Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

1/22/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святого Викентия, мученика Перегрина Опольского.

Vincenti dabo edere de ligno vitae, quod est in paradiso Dei mei (Откр 2,7).

Св. Викентий мученик, со св. Викентием Ферреро и св. Раймундом Пеньяфортским

Сын Божий, Царь неба и земли, желая прибавить храбрости рыцарям в борьбе с этим миром, плотью и дьяволом, обещал победителям дать вкушать от древа жизни и воистину – как говорит святой Иероним – «ни один из святых не получил венец без борьбы, но всегда переносил какие-либо невзгоды». А посему мы вступаем в битву, поскольку воинской службой есть жизнь человека на земле (Иов 7,1 Вульгата).

Тем же, кто сражается, необходимы три вещи, чтобы могли одержать победу, а именно: рассудительность, стойкость и мужество. Милостивый Господь поучает в Святом Писании своих рыцарей, как они должны сражаться. Во-первых, они должны вооружиться бронею добродетелей, чтобы не поддаться в борьбе. Во-вторых, укрепляет их благодать, чтобы не устали в трудах. В-третьих, Он укрепляет их отвагу своими обетованиями. И все это получил Викентий, рыцарь Христа, Царя Небесного.

Викентий был рассудительным. Об этом свидетельствует то, что назначили его архидиаконом, а святой Валерий доверил ему учительство вместо себя, поскольку сам имел трудности с красноречием. Не доверил бы ему этого, если бы Викентий не был рассудительным.

Посему на два вопроса можем обратить внимание в сегодняшнем чтении. Во-первых, на борьбу, что выражено словом побеждающему, во-вторых, на обетование награды, за которую он сражался, что выражают слова дам вкушать от древа жизни.

Посему сражался святой Викентий при жизни и после смерти. При жизни сразился в трех битвах. Одна – на ложе пыток, вторая – на раскаленной решетке, третья – в темнице. Дациан приказал растянуть тело Викентия на ложе пыток и таким образом распятого, предать тяжким мучениям. Читаем, что, когда император Дациан* узнал, что святой Валерий, епископ и Викентий христиане, приказал их ввергнуть в темницу и уморить голодом. А когда был уверен в том, что они уже ослабли от голода, приказал их вывести. Когда же он увидел, что они здоровые, разгневался и сказал: «Что скажешь, Валерий, поступающий наперекор моим приказам, признаваясь, что ты христианин?» А когда Валерий ответил слишком спокойно, обратился к нему Викентий: «Не бормочи, отче, как будто бы от страха!» На это ответил ему Валерий: «Вот, тебе, сын, я доверяю говорить». Тогда Викенитий, обращаясь к Дациану, начал противопоставлять ему доводы и на все смело отвечать. Тогда Дациан приговорил епископа к изгнанию, а Викентия, как непокорного юношу, приказать растянуть на ложе пыток, чтобы его пример напугал остальных. Распятому он приказал ломать все члены. Потом Дациан сказал Викентию: «Скажи мне, Викентий, видишь ли ты как выглядит твое тело?» Подверженный пыткам, усмехаясь ответил: «Это то, чего я всегда жаждал». Тогда Дациан приказ так его бичевать, что палачи устали, а он кричал на них: «Вы смогли сокрушить наихудших прелюбодеев и убийц, а теперь какой-то Викентий выдерживает ваши пытки». Тогда палачи вбили в тело Викентия острия аж до кости, так что из всего тела потекла кровь, а когда распались связки костей, показались внутренности. А Дациан сказал Викентию: «Викентий, сжалься над собой, ибо все еще можешь вернуть свою прекрасную молодость!» Но Викентий ответил: «О, ядовитый язык дьявола! Я не боюсь твоих пыток, ибо чем более взбешенным тебя вижу, тем более радуюсь. Не хочу, чтобы ты смягчал пытки. Хочу, чтобы ты признал себя побежденным». Викентий победил в этой битве благодаря благодати Божьей, которая его поддерживала. Посему также говорил: «Узришь, что я благодаря Божьей силе могу более перенести мучимый, чем ты, который причиняешь муки».

Вторую битву перенес Викентий на раскаленной решетке. Ибо когда сняли его с ложа пыток и привели к огню, он охотно спешил на казнь, устыжая палачей за их медлительность. Также добровольно он вошел на решетку. Тогда железные крюки разодрали все его тело. В огонь же сыпали соль, чтобы его тело, все израненное, испытывало еще более жестокие мучения. И внутренности его были разорваны. Но он выиграл и эту битву, благодаря любви, которую питал к Богу. Поэтому Амвросий говорит: «Викентия мучают и жгут, но воистину, дух его непобедим благодаря святому имени Христа не страшится, пылая более огнем рвения, чем железа. Ибо огонь любви, которым пылало его сердце, он угасил всякий внешний огонь».

Третью битву выдержал Викентий в темнице, в которой, заключенный слугами Дациана, он не поддался. Ибо когда слуги донесли Дациану, что Викентий, ввергнутый в огонь, не сгорел, но остался нетронутым и несгибаемым, Дациан сказал: «Ах, он победил нас! Но заточите его в самой страшной темнице! Рассыпьте там острую скорлупу, свяжите ему ноги и оставьте там без какой-либо помощи, а когда он умрет, придите и доложите!» Но и из этой битвы святой Викентий вышел победителем. Ибо король, ради которого рыцарь переносит страдания, превратил муку в славу. Ибо тьма узилища была разогнана светом, острота скорлупы превратилась в полный сладости аромат цветов, связанные ноги были освобождены, ангелы же принесли ему утешение. Когда он, распевая с ангелами песни, ступал по цветам, милое пение и чудесный запах цветов расходился далеко. Когда испуганные стражи увидел через щели в дверях, что происходило внутри, обратились в веру Христову.

И ничего удивительного, ибо Христос одарил его пятью такими милостями: ибо имел он светлую жизнь, душу как цветок, святой нрав, ангельскую жизнь и спокойный разум. Поскольку жизнь его была светла, он не оставался во тьме и потому Христос осветил его темницу. Во-вторых, поскольку душа его была как цветок, не ранила его острота скорлуп, но окружал его полный сладости аромат цветов. В-третьих, поскольку нрав его был свято, не могли его ноги быть связанными, но свободными. Поэтому Киприан восклицает: «О блаженны закованные ноги, которые не раскует кузнец, но сам Господь и которые спасительным путем направляются в рай! Временно в этом мире связанные, быстро должны прийти ко Христу». В-четвертых, поскольку жизнь его была ангельской, должен был удостоится общества ангелов. Его жизнь была равна жизни ангелов также из-за своей непорочности и чистоты, благодаря которому люди удостаиваются общества ангелов. В-пятых, поскольку разум его был спокоен, умирая в мучениях, он не падал духом, но в мире окончил свою жизнь.

Когда Дациан услышал, что стражи обратились в веру Христову, сказал: «Что больше мы можем сделать? Вот, мы побеждены. Посему, перенесем же его на ложе и положим на мягкой постели. Может так он ослабнет и умрет». Когда же Викентия перенесли на ложе, он на минутку уснул и вскоре испустил дух. Услышав это Дациан сказал: «Хоть мы не могли победить его живого, покараем его хотя бы после смерти, накажем его как умершего».

Посему святой Викентий сражался и после смерти. И также одержал победу. Ибо по приказу Дациана тело Викентия выставили на поле, чтобы его расклевали птицы. Но тотчас окружала его ангельская стража, наблюдая, чтобы не касались его звери. Ворон, поставленный как сторож, прогнал остальных птиц, и клюясь и каркая отогнал приближающегося волка. Узнав об этом, Дациан сказал: «Вижу, что даже умершего не смогу победить». Тогда он приказал привязать к телу Викентия огромный камень, выйти в море и бросить его в воду, чтобы то, кого не смогли сожрать на суше дикими зверями, был сожран в море рыбами. Когда же моряки вернулись на берег, увидели лежащее на берегу тело Викентия. Некая женщина, благодаря откровению, нашла его и похоронила с почестями. Так вот выглядела битва, в которой сразился Викентий. Храбро в ней сражался и завевал заслуженную победу.

И посему получил награду, то есть вкусил от древа жизни. Это древо означает Иисуса Христа. Именно от него вкусил святой Викентий вместе со всеми святыми. Существует же двенадцать плодов, которыми питаются святые и которые растут на этом благословенном древе. Первый плод – здоровье, которое не ведает болезней. Он… исцеляет все недуги твои (Пс 102,3). Второй плод – молодость, не ведающая старости. Обновляется, подобно орлу, юность твоя (Пс 102,5). Третий плод – краса без изъяна. Праведники воссияют, как солнце (Мф 13,43). Четвертый – жизнь, не ведающая смерти. Отвергнет Господь смерть навеки (ср. Ис 25,8). Пятый – свобода, которая не ведает неволи. Если Сын освободит вас, то истинно будите свободны (Ин 8,36). Шестой плод – сытость, не знающая голода. Насыщусь, когда явится слава Твоя (Пс 16,15 Вульгата). Седьмой – чувство безопасности, не ведающее страха. Будет народ мой жить в обителях мира и в селениях безопасных (Ис 32,18) и некому будет пугать их (Ис 17,2). Восьмой плод – мир без смятения. И стало место его в мире (Пс 75,3 Вульгата). Девятый плод – абсолютное знание. Ибо тогда мы будем столь мудры, что сможем счесть крупинки песка морского, капли дождя и звезды на небе. Десятый плод – богатство, не ведающее нужды. Одиннадцатый – радость, не знающая печали. Радость вечная над головою их (Ис 51,11). Двенадцатый плод – бесконечная слава. Наиболее же ценным есть то, что все эти дары никогда не закончатся. Блаженны живущие в доме Твоем, Господи (Пс 83,5).

И мы, которые со святым Викентием хотим вкушать эти плоды, должны победить семь царств, то есть семь грехов, которые аллегорически представлены под видом семи народов, побежденных сынами Израиля, чтобы завладеть землею обетованной (ср. Суд 3).

* Дациан был префектом Сарагосы при императоре Диоклетиане.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий