7 января

1/07/2011, No Comment

В этот день вспоминаем святого Раймунда Пеньяфортского, пресвитера

Как и многие доминиканские святые, святой Раймунд широко известен как своей ученостью, так и своей святостью. Четыре характерных признака истинного доминиканца: преданность Пресвятой Деве, непревзойденная святость, возвышенная ученость и пламенная ревность о спасении душ, слились в нем совершенным образом.

Рождение и детство

Он родился в 1175 году в отцовском замке Пеньяфорт, в нескольких милях от Барселоны, города в Каталонии, в современной Испании. Замок был воздвигнут на скалах, которые поднимались из вод реки Монхос (Фуа). Доминиканский монастырь, построенный в 1601, на месте замка сохранился до сих пор, но замок, за исключением одной башни, исчез навсегда. Род святого Раймунда был знатным, даже королевским, находился в родстве с королями Арагона. С младенчества Раймунд был благословен Богом. «Даже в детские годы, его сердце было сердцем старика», - говорил один древний автор. В те дни существовал благочестивый обычай, согласно которому родители-католики посвящали одного или нескольких своих детей служению Богу в каком-нибудь монастыре или соборе, при этом оставляя им свободу выбора. Когда они станут достаточно взрослыми, смогут вернуться в мир, либо остаться в Церкви. В этом было двойное преимущество. Церковь получала служителей, с детства воспитанных в церковном духе и хорошо укоренившихся в христианских добродетелях, а во многих случаях получала также имущество, которое могло бы стать их счастьем в мирской жизни. В духе веры, родители святого Раймунда посвятили его Богу в раннем возрасте и отправили в Барселону, в соборную школу для мальчиков.

В заброшенном монастыре Санто-Доминго в Пеньяфорте до сих пор можно увидеть две картины. На одной из них святой Раймунд изображен мальчиком лет шести или семи, который слушает своего отца. Его мать стоит за его спиной и, кажется, соединяет свои увещевания с увещеваниями мужа. На другой картине он изображен в возрасте двенадцати или тринадцати лет, одетый в церковные одеяние. Отец нежно благословляет его, и склонившись, целует ему руку, в то время как его мать стоит в стороне, плача безмолвными слезами радости. Ангел в костюме пилигрима касается плеча молодого священнослужителя и, кажется, призывает его уйти. На задней плане изображен слуга-мавританец, держащий за уздечку красивого коня, готового к путешествию. Эта картина, очевидно, представляет отъезд юного Раймунда из отчего дома для обучения в капитул собора Барселоны.

В этой обители благочестия и знания юноша научился презирать суетные и пустые удовольствия мира сего и ценить ту небесную мудрость, познать которую можно лишь у подножия креста. Доброе семя здравого католического учения было посеяно на хорошей и плодотворной почве. Его успехи в учебе были настолько велики, что, когда ему было всего двадцать лет, он уже начал преподавать гуманитарные науки. А бескорыстие его было таково, что лекции его были бесплатными. Его святая жизнь назидала всех, кто был счастлив знать его, а пример его благочестия был столь же красноречив, как и его учение. Так прошло восемь лет. В 1204 году Раймунд выступал в качестве арбитра по делу, переданному на рассмотрение епископа Барселоны. В этом мы находим первое указание на его способности к каноническому или церковному праву, в те времена почти столь же универсальному, как и гражданское право. Люди высочайшего таланта и репутации гордились тем, что обладали знаниями в области как церковной, так и гражданской юриспруденции.

Болонья

В то время университеты Парижа и Болоньи привлекали студентов со всех концов христианского мира. Поддавшись общему порыву, Раймунд бросил занятия и, покинув родину из любви к знаниям, отправился в Болонью. В этом путешествии он не был одинок. С ним вместе отправился клирик Петр Рубер, впоследствии вступивший Доминиканский Орден. Путешественники, следовавшие по древнеримскому тракту из Испании в Италию, проходившей через Арль и Турин, прибыли однажды в Бриансон, город, расположенный у подножия горы Женевр. Там они услышали о великом чуде, которое только что произошло в деревне под названием Санта-Мария-де-Альбеза, недалеко от тракта. Незадолго до их прибытия, молодой человек, совершавший благочестивое паломничество к санктуарию Пресвятой Богородицы в Альбензе, подвергся нападению своих смертельных врагов. Они отрубили ему руки и, в своей свирепой ненависти, выкололи ему глаза. Он продолжил свое паломничество, и теперь у него был еще один мотив, который вел его к стопам Марии в качестве просителя. Мать этого юноши поспешила к алтарю, чтобы присоединиться к молитвам о его исцелении. Она провела всю ночь у стоп Богородицы в молитве. «Утешительница скорбящих, которая, как известно, никогда не была глуха к словам искренней молитвы, исполнила ее просьбу. Окровавленные глазницы вдруг снова наполнились глазами, а руки начали образовываться на месте тех, которые были столь варварски отрублены. Святой Раймунд увидел эти глаза и руки, которые еще не полностью сформировались. Много лет спустя он написал отчет об увиденном в письме, адресованному Иоанну Верчелльскому, Генеральному Магистру Доминиканского Ордена, которое начиналось так: «Я, брат Раймунд де Пеньяфорт, наименьший из Ордена Проповедников, в нынешнем 1271 году, 18 августа написал настоящий отчет по желанию моих братьев и в честь пресвятой Девы Марии, Матери нашего Господа, Спасителя и Искупителя Иисуса Христа». По его словам, это произошло за шестьдесят лед до этого, что позволяет датировать это их путешествие 1210 годом. Это письмо можно найти в издании «Суммы» святого Раймунда, выданном в Вероне.

С сердцем, наполненным любовью к Марии, святой Раймунд продолжил своей путь и в назначенное время прибыл в Болонью. Ему было уже тридцать пять лет. Он скрыл свои таланты и известность и задался целью приобрести полное знание в тех науках, которых он еще не знал. В те времена не было ничего необычного в том, что люди его возраста и репутации становились студентами великих европейских университетов. И когда он позднее начал преподавать в Болонье, «знатные вельможи и образованные люди толпами приходили на его лекции». Болонья в то время находилась на пике своей славы, в ней насчитывалось до десяти тысяч студентов.

Святой Раймунд уделял особое внимание изучению права, гражданского и церковного, преуспевая и в том, и в другом, и после шести лет самосовершенствования, получив степень доктора этих наук, он снова начал читать лекции, и снова с большим успехом. В Болонье, как и в Барселоне, его лекции были бесплатными для всех. Сенат Болоньи, узнав о его бескорыстии, ежегодно жертвовал ему крупную сумму, желая удержать его в городе. Святой Раймунд принимал деньги, но только для того, чтобы увеличивать обильную милостыню, которую он раздавал. После трех лет преподавательской деятельности, Беренгер де Палу, епископ Барселоны (с 1212 по 1241), возвращаясь из Рима в свою епархию, проезжал через Болонью. Он уже много слышал о новом Ордене Проповедников, основанном Домиником Гусманом, благородным испанцем, и о необычайной славы Раймунде, профессоре из его собственной епархии. Очарованный святыми житиями отцов-доминиканцев и думая о нуждах своей паствы, епископ уговорил некоторых из них основать монастырь в Барселоне, и в это же время убедил Раймунда вернуться с ним.

Возвращение в Барселону и вступление в Орден

По возвращении в Барселону, епископ, предоставил доминиканцам землю, на которой со временем был построен знаменитый монастырь Санта-Катарина, обеспечил запас вина и подарил Библию с пометками на полях, это последнее было воистину княжеским даром в те времена. Подлинные документы, сохранившиеся до наших дней, рассказывают нам об истории основания этого монастыря. Когда была начата и завершена церковь, когда были возведены различные часовни, дормиторий, капитулярий, госпиталь или инфирмерий, а также все различные части монашеской обители. Увы! Теперь не осталось ничего, кроме памяти об этом прекрасном монастыре и церкви, которые, несмотря на красоту своей архитектуры, не нашли благосклонности в глазах революционеров 1835 года, которые их полностью разрушили (основанный в 1243 году, монастырь Санта-Катарина, был конфискован в 1836 года, а в следующем году был снесен. На его месте построили рынок, получивший то же название).

По прибытии в Барселону в 1219 году, Раймунд встретил всеобщее уважение и восхищение. Каноники из кафедрального собора согласились с желанием епископа, чтобы он стал одним из их числа. Но все почести, столь щедро воздаваемые ему, делали его еще более смиренным и заставляли вести более уединенную жизнь. Его горячая преданность Пресвятой Богородице вдохновила его учредить более торжественное празднования Благовещенья, расходы на которое он всегда оплачивал. Но если он позволял своей преданности Марии стать известной благодаря этому акту благочестия, он старался скрывать свои добродетели от суетливого мира. Но все напрасно. Никто из тех, кто его знал, не мог не восхищаться его скромностью, милосердием, умерщвлением плоти, пылом и регулярностью в присутствии на богослужениях в соборе. Он внушал такую уверенность в своей беспристрастности и справедливости, что многие просили его выступить в качестве арбитра в сложных спорах, а в архивах кафедрального собора Барселоны до сих пор хранится соглашение, заключенное по его совету между двумя канониками собора, которые передали возникший спор на его рассмотрение.

Однако, не удовлетворяясь теми средствами освящения, которые предоставляло ему положение епархиального священника, Раймунд начал стремиться к более совершенной жизни. Святая и апостольская жизнь сыновей святого Доминика и в Болонье, и в Барселоне, несомненно, произвела на него огромное впечатление и вызвала желание присоединиться к ним. Мы помним, что в то время, когда святой Раймунд преподавал в Болонье, последователи святого Доминика проповедовали там, и что сладостным очарованием своей жизни они не меньше, чем своим красноречием, будоражили весь город. Новый Орден, основанный святым Домиником, утвержденный в 1215 году папой Иннокентием III (в 1215 году Доминик отправился в Рим, чтобы просить Папу Иннокентия III утвердить устав нового Ордена, но сделал это уже Гонорий III в 1216 году), уже получил прочную основу и стремительно развивался. В 1218 году св. Доминик послал в Болонью Иоанна Наваррского, одного из своих первых шестнадцати учеников, брата Бертрана и брата Ричарда, а через некоторое время – Михаила де Узеро и Доминика из Сеговии, и наконец – знаменитого блаженного Реджинальда Орлеанского, который вскоре покорил весь город своим пылким красноречием. День за днем он приобретал новых учеников: брат Клар, Роланд Кремонский, брат Монета, многие юристы и философы вступили в Орден благодаря силе его проповедей. Затем пришел святой патриарх Доминик. Он прибыл в Болонью в августе 1219 года. Болонье суждено было стать центром его апостольской деятельности, любимым городом его сердца, местом его смерти и хранителем его реликвий. Призвания следовали одно за другим: Иоанн Тевтонский, блаженный Садок, святой мученик Петр Веронский и многие другие вступали в Орден. Среди профессоров, ставших доминиканцами в Болонье, были Павел Венгерский, первый доминиканский провинциал в этой стране, а также Мартин Фано, который родился во дворце, отказался от своего высокого звания, чтобы посвятить себя преподаванию, а после вступления в Орден, отказался от епископства и умер в ореоле святости, и Иоанн Виченский, известный проповедник Ордена, который проповедовал под открытым небом, поскольку церкви были слишком малы, чтобы вместить его огромную аудиторию.

Хотя мы не находим никаких упоминаний о какой-либо встрече святого Раймунда со святым Домиником в Болонье, тем не менее, зная, что епископ Палу убедил святого Раймунда вернуться в Барселону в то же самое время, когда он добился от святого Доминика отправить некоторых из его учеников для основания монастыря в Барселоне, мы можем быть уверены, что эти двое святых должны были встретится в это время.

«Братья были основаны недавно, - пишет один древний автор, - и Раймунд много размышлял об их святой жизни и о служении, которое Господь сделал плодотворным. Посему и он сам пожелал идти по стопам Того, Кто, будучи богат, ради нас стал бедным и отдал Себя ради спасения душ. Мудро смеясь над мирскими соблазнами, он холодно отнесся к шатким преимуществам и в Страстную Пятницу вошел в число Братьев-Проповедников». Это случилось в 1222 году, через несколько месяцев после смерти святого Доминика. Ему было уже сорок семь лет.

Интересная реликвия святого Раймунда сохранилась в Барселоне в начале этого века. На дороге, ведущей к дому семьи Груни, которые всегда были благодетелями доминиканцев в Барселоне, лежал большой камень, на котором, как говорят, отдыхал святой Раймунд, когда шел в доминиканский монастырь, несомненно, для того чтобы успокоиться и подготовиться к жертве, которую собирался принести.

Его пример побудил многих ученых священнослужителей и дворян принять доминиканское облачение. Его солидный возраст и знатное происхождение, как кажется должны были быть препятствием для того, чтобы он исполнял орденские правила, которые обязывали его членов к молчанию, суровому покаянию и стойкому самоотречению. Великий доктор канонического права, за присутствие которого боролись два города, арбитр в трудных спорах, гордость ученого капитула собора, вдруг явился в смиренном облачении Брата-Проповедника, послушника, изучающего в истинном смирении путь духовной жизни с покорностью маленького ребенка.

О, как прекрасна жизнь монаха-доминиканца, исполненного духа своего Ордена! С утра до вечера – это череда священных действий, возможно, они малы сами по себе, но велики в силу своей преданности служению Богу. В его маленькой келье, такой тихой и спокойной, хотя она и находилась в самом сердце огромного города, все его мысли были обращены к Богу и направлены к спасению душ. Ночи он проводит в молитве, а дни – в учебе и апостольском служении.

Жизнь монаха-доминиканца

Давайте попробуем узнать, как святой Раймунд проводил время в монастыре Санта-Катарина в Барселоне.

Это рекреация после вечерней трапезы. Приближается ночь. Удар церковного колокола звенит в воздухе, призывая общину к повечерью – самой красивой молитве из всех частей повседневного оффиция. Отцы встают и молча следуют через монастырь в хор. После повечерья в торжественной процессии поется Salve Regina, после чего все расходятся на отдых. Посреди ночи колокол снова призывает общину к молитве. Все встают, проходят через темный и безмолвный монастырь в хор, где поют оффиций, и снова удаляются отдыхать. Им позволяется лишь ненадолго уснуть, поскольку рано утром все они должны были собраться в хоре на медитацию, общую мессу и остальные части божественного оффиция. Утро проходило в трудах разного рода. Отцы изучали Святое Писание и готовили свои проповеди, каждый исполнял обязанности своего сана. Послушники изучали или слушали лекции по Святому Писанию, философии и теологии, в то время как братья-конверсы трудились в разных частях монастыря, готовя, стирая, занимаясь садоводством и тому подобным.

Ужин из рыбы и овощей подавался в трапезной в полдень. Все сидели в капюшонах, молча, в ряд по обеим сторонам помещения, в то время как один из послушников медленно и отчетливо читал какую-нибудь благочестивую книгу с кафедры. В то время как тело и его силы укреплялись необходимой пищей, душа обновлялась здравым учением и максимами католического благочестия. Вторая половина дня проходит почти так же, как и утро, после чего снова наступает повечерье, завершая счастливый день.

Такова была жизнь, благочестивая, спокойная и безмятежная, которую принял святой Раймунд, вступив в Доминиканский Орден. Но его биографы оставили нам некоторые очаровательные подробности его личной жизни. Они рассказывают нам, что ангел будил его ото сна во время утренней, что он очень благоговейно читал Божественный оффиций, одну из основных обязанностей монашествующего в давних монашеских орденах, читал ли он его в хоре или где-либо еще, всегда произносил с одинаковым благочестием, с теми же паузами и наклонами тела. Они также говорят, что он был очень внимателен к тому, чтобы не отвлекаться и избегать всего, что могло бы его отвлечь. От них мы узнаем, что после повечерья и после утрени он еще много времени проводил в молитве. Многие из отцов имели обыкновение в то время приходить в церковь или монастырь, чтобы принять наставление или помолиться в тишине и сосредоточенности. Святой Раймунд всегда посещал каждый алтарь в церкви, перед каждым из них падал ниц и часто наказывал свое тело бичеваниями. Иногда его сожаление о своих грехах было столь велико, что его стенания были слышны всей общине. Его биографы передают нам, что его воздержание в еде и питье было весьма примечательным даже в монастыре строгой обсерванции. За исключением воскресенья, он ел только один раз в день. В свободное время его беседа была благочестивой и назидательной. Он никогда не допускал, чтобы отсутствующий подвергался критике или неблагоприятному упоминанию в его присутствии, и прилагал большие усилия, чтобы защитить любого, чье поведение подвергалось нападкам. Каждое утро перед мессой он исповедовал свои грехи. Однажды он признал, что, если происходило что-то, что мешало ему служить мессу, он чувствовал себя несчастным весь день. Однажды, когда он служил мессу, с неба сошел огненный столп, который окутал его голову и плечи. Это явление продолжалось с момента пресуществления до того, как он проглотил гостию.

Он не скрывал своих талантов в монастыре. Усердно учился, а все свободное время посвящал тщательному изучению Святого Писания. Будучи выдающимся канонистом европейского масштаба, он не гнушался посещать лекции, которые читали в монастыре менее знаменитые профессора, чем он сам. Когда кто-нибудь советовался с ним по неясным вопросам канонического права или по какому-либо вопросу совести, вместо того чтобы полагаться на свое собственное мнение, он изучал труды авторитетных авторов, чтобы выяснить, не подкреплено ли его частное мнение авторитетом. Но когда он приходил к решению, основанному на здравых доводах и подкреплённому авторитетными авторами, он высказывал своем мнение с такой твердостью и уверенностью, что те, кто с ним советовался, чувствовали себя в безопасности, следуя его советам.

Вступив в Орден, он первым делом умолял настоятелей наложить на него суровое покаяние, чтобы он смог получить некоторое удовлетворение перед Богом за грехи своей юности. В ответ на эту просьбу, Провинциал Испании отец Суэро Гомес велел ему составить сборник казусов для руководства исповедников. Труд, написанный им в соответствии с этим распоряжением, называется «Сумма святого Раймунда» и, как полагают, он был первым в своем роде.

Основание Ордена Мерседариев

Вместо того, чтобы обрести безвестность в монастыре, как он того желал, его слава возрастала с каждым днем, и среди тех, кто научился ценить его советы и наставления, был Хайме I, король Арагона, который избрал его своим духовником и воспользовался его мудростью для осуществления славного замысла, вдохновленного Богом. Это было учреждение Ордена для выкупа пленных. В течение многих лет мавры, ревностные мусульмане и злейшие враги христианской религии, владели многими испанскими провинциями. Большая часть береговой линии находилась под их губительной властью, и горе было христианину, попавшему в их руки. Они не жалели жестоких мер для того, чтобы заставить его отречься от своей религии, и использовали все стимулы, чтобы привести его к отступничеству. Каждый день в католические города приходили вести о варварских муках, которые претерпевали христиане от свирепых последователей Пророка.

Св. Петр Ноласко

В ночь на первое августа, когда святой Раймунд молился за тех, кто попал в руки сарацин, явилась ему Пресвятая Дева и сказала, что желает, чтобы был основан монашеский орден, заданием которого станет спасение христианских пленников из рук мавров. В ту же ночь Небесная Царица явилась королю Хайме с той же целью, а также французу – святому Петру Ноласко, который в течение нескольких лет с великим усердием и преданностью трудился в этом добром деле. Святой Петр Ноласко принадлежал к одной из знатнейших семей Лангедока. Он родился в 1189 году в деревне Мас-ле-Сент-Пюэль, между Тулузой и Каркассоном, на юге Франции. Опечаленный зрелищем опустошения, которое несла ересь, он покинул свою родину и отправился в Испанию, где некоторое время служил под знаменем Симона де Монфора. Когда Педро, король Арагона вверил заботу о своем сыне, впоследствии ставшем королем Хайме, Симону де Монфору, Симон назначил Петра Ноласко воспитателем молодого принца. Петр учил его любить Бога всем сердцем, правильно ценить справедливость, одним словом, быть истинно христианским принцем. Сам он жил очень святой жизнью при дворе. Он проводил в молитве четыре часа каждый день и два часа каждую ночь. Усердно читал Святое Писание и совершал множество покаяний. Но когда снова и снова приходили известия о страданиях, причиняемых несчастным христианам, попавшим во власть мавров, он решил посвятить все свое состояние их выкупу. Каково же было его наслаждение, когда он, готовясь исполнить свое благочестивое решение, удостоился видения Богородицы, которая сказала ему, что святая воля Божья состоит в том, чтобы он учредил монашеский орден для этого великого дела. Опасаясь быть обманутым, он поспешил посоветоваться со своим духовным наставником – святым Раймундом, и рассказал ему о своем видении. Его радость возросла, когда он узнал, что святой Раймунд также получил такое же повеление от Пресвятой Девы. Раймунд предложил, чтобы они отправились к королю, чтобы попросить его о помощи в этом великом деле. Когда же они было к нему допущены, к своей великой радости и удивлению, узнали, что он также получил то же повеление из тех же небесных уст, и больше никто из них не мог сомневаться в том, что видения эти были от Бога.

Около тридцати лет назад несколько каталонских дворян образовали братство для выкупа христиан из сарацинского плена, их заданием было также содержание госпиталей, посещение заключенных и охрана морского побережья от неверных захватчиков. Почти все члены этого братства и примкнувшие к нему священники присоединились к новому ордену. Орден Выкупа Пленников был торжественно учрежден в кафедральном соборе Барселоны 10 августа 1223 года. Присутствовал король Хайме, весь его двор и городские магистраты. Епископ Барселоны служил мессу, а святой Раймунд читал проповедь. В своей проповеди он рассказал и о своем видении. После проповеди он подошел к алтарю и, взяв приготовленное облачение, преподнес его королю Хайме и епископу, которые, взяли переднюю часть скапулярия, а святой Раймунд держал другой конец, и таким образом они облачили святого Петра Ноласко в одеяние нового Ордена Богоматери Искупления. Одеяние состояло из белой туники, скапулярия и мантии. На скапулярии был изображен герб королей Арагона. Затем святой Петр вручил орденское облачение тридцати членам братства, шести священникам и семи рыцарям. В дополнение к трем обетам: бедности, послушания и целомудрия, был добавлен четвертый – посвящение себя делу выкупа пленников. Устав Ордена был составлен святым Раймундом и основывался на уставе святого Августина и доминиканских конституциях. Король подарил святому Петру Ноласко госпиталь Святой Евлалии для первого монастыря Ордена, а несколько дворян помогли ему пожертвованиями на его благоустройство. Основанный таким образом Орден был официально утвержден Григорием IX в 1235 году, как Орден Богородицы Искупления (Ordo Beatae Mariae Virginis de Mercede Redemptionis Captivorum).

Дорога в Рим

Примерно в это же время Григорий IX послал в Испанию в качестве своего легата Жана Альгрина, известного как Жан Абвильский, бенедиктинского аббата Безансона и кардинала Санта-Сабины, чтобы добиться соблюдения некоторых постановлений Латеранского собора, проповедовать крестовый поход против мавров и исследовать законность брака короля Хайме Арагонского с Элеонорой Кастильской. Он вступил в брак, когда ему было всего тринадцать лет, несмотря на то что они состояли запрещенной Церковью степени родства и разрешение на брак не было получено. Прибыв в Барселону, легат вскоре услышал об ученом доминиканце – отце Раймунде. Он тотчас же посоветовался с ним касательно цели своего посольства и, будучи очень им доволен, повелел сопровождать его в этом путешествии. Святой Раймунд, по желанию легата, участвовал в Таррагонском соборе, на котором брак короля был признан недействительным, потом сопровождал легата в его миссии по организации крестового похожа, во время которой тот полностью оправдал свою репутацию святого и мудрого человека. В своих путешествиях он строго соблюдал все посты и дни воздержания своего Ордена и, насколько мог, соблюдал все монашеские правила. Он шел впереди легата пешком, с собратом по Ордену, которого ему предоставили в качестве соция, прося пищу и ночлег на своем пути. Он подготовил народ к тому, чтобы получить отпущение за участие в крестовом походе и апостольское благословение папского посланника, и преуспел в этом так хорошо, что легату нечего было делать, и таким образом эта миссия была завершена.

Когда кардинал собирался возвращаться в Рим, он был искренне опечален расставанием с Раймундом, настолько он был очарован им и хотел взять его с собой в Рим. Но смиренный брат-проповедник извинился, и кардинал побоялся настаивать на своей просьбе. Но он не мог удержаться от того, чтобы не сообщить папе о тех огромных услугах, которые оказал ему святой Раймунд. Григорий тотчас же послал за ним и вскоре убедился, что его достоинства не были преувеличены. Папа сделал его своим собственным духовником и великим пенитенциарием Римской Церкви, должность, которую в настоящее время занимает только кардинал. Будучи исповедником папы, Раймунд задал ему в качестве покаяния, ускорить все дела, касающиеся бедных. Но когда Григорий понял, что не может лично исполнять все эти обязанности, он сделал святого Раймунда своим доверенным лицом во всех подобных делах, назначив его, как говорит блаженный Гумберт Романский, «экспедитором дел бедных». Он также повелел ему собрать все декреты своих предшественников на кафедре Святого Петра и написать объяснение наиболее трудных. Три года ушло на эту огромную работу, и когда она была завершена, папа был настолько доволен ею, что распорядился отныне пользоваться исключительно ею.

Именно во время своего пребывания в Риме святой Раймунд пылая ревностью о сохранении истинной веры, добился учреждения инквизиции в королевстве Арагон. В течение долгого времени еретики-альбигойцы, спасаясь от правосудия в Лангедоке, укрывались в Арагоне и Каталонии, где пытались распространять свои пагубные заблуждения.

Григорий IX в знак публичного признания талантов и заслуг святого Раймунда, которые он оказал Церкви, назначил его архиепископом Таррагоны. Но со слезами на глазах Раймунд умолял освободить его от этого служения, рекомендуя на этот пост Вильяма де Монгрена из Жироны, добродетельного церковного мужа. Поначалу папа был неумолим в своем решении, но, когда святой заболел от горя, он неохотно отменил его. Раймунд также отказался от архиепископства Браги в Португалии и от некоторых высоких санов. Он всегда говорил, что для него достаточно достоинства быть хорошим монахом в том Ордене, в который он вступил.

Проведя в Риме пять лет в служении Церкви и выполняя самые ответственные и утомительные обязанности, при этом не ослабляя своих покаяний и аскетических практик, он почувствовал, что силы покидают его, и его лекарь посоветовал ему вернуться на родину. Папа дал свое согласие, но с условием, что он сохранит за собой пост Великого пенитенциария.

Чудеса св. Раймунда

После приятного путешествия святой Раймунд высадился в Тоссе, небольшом порту, расположенном примерно в тридцати шести милях от Барселоны. Его сопровождали четыре брата-доминиканца, которые таким образом стали свидетелями удивительного чуда. У крестьянина по имени Барколо, работавшего на жатве, внезапно случился апоплексический удар. Он лишился дара речи и совершенно утратил чувства. Увидев несчастного, святой Раймунд задумался о его душе и начал молиться, прося всех вокруг присоединиться к его молитвам, чтобы тот поправился настолько, чтобы смог исповедаться перед смертью. Через несколько мгновений святой встал и подошел к несчастному. «Барколо, - сказал он ему, - хочешь ли ты исповедаться?» Умирающий открыл глаза и отчетливо ответил: «Да, я знаю и очень этого желаю». Святой Раймунд выслушал его исповедь, и еще не успел отпустить грехи, как тот снова потерял голос. Другие отцы подошли и увидели, как он тихо и спокойно умирает, окруженный всеобщей благодарностью Богу за благодать, которую Он даровал этому бедному человеку в ответ на молитвы святого Раймунда.

В булле о его канонизации мы находим такое описание чудесной благодати, дарованной по его заслугам, очевидно, примерно в это время. Брат-конверс, перед вступлением в Орден вел весьма распутный образ жизни. Вспоминания о грехах юности часто вызывали в его сознании самые досадные образы недозволенных удовольствий. Однажды, когда он присутствовал на мессе святого Раймунда, помогая ему, он вознес горячую молитву к Богу, чтобы Он избавил его от этих искушений. Во время пресуществления он увидел в гостии прекрасного ребенка, окутанного светом, и в это же мгновение все злые желания исчезли и больше никогда не возвращались, а он почувствовал, как восхитительное спокойствие проникло в его чувства. Другой брат-конверс, по имени Мартин, более двух лет страдал от постоянной головной боли и не мог выносить ни малейшего шума. Однажды он пришел к святому Раймунду и умолял его возложить руки на его голову и исцелить его. Святой Раймунд так и сделал. Головные боли прекратились сразу и навсегда. Дама по имени Элисенда Эймерих долгое время страдала от лихорадки. Святой Раймунд в сопровождении брата Вильяма Понса нанес ей визит. Больная очень доверяла святому Раймунду и просила его вернуть ей здоровье. Он притворился, что не понимает ее, будучи слишком скромным, чтобы позволить кому-либо считать его святым. Но она упорствовала, пока он не сдался и не исцелил ее.

Возвращение к монашеской жизни и избрание Магистром Ордена

Вернувшись домой, в свой любимый монастырь в Барселоне, он вскоре поправился. Он соблюдал орденский устав так же строго, как и прежде, непрестанно молился и учился, и самым добросовестным образом соблюдал молчание, предписанное доминиканскими конституциями. Но вскоре он понял, что даже в своем монастыре он не может жить тихой и уединенной жизнью, которую он так любил. Его слава была столь велика, что за советами к нему обращались люди всех сословий. Добрый и приветливый ко всем, он решал все затруднения, входящие в сферу его разумения, и пользовался огромным спросом. Осознав, что его должность Великого Пенитенциария отнимает у него слишком много времени, он написал паре римскому, чтобы тот освободил его от этих обязанностей, ссылаясь на то, что легкость, с которой к нему можно было обратится, уменьшила уважение, приличествующее Святому Престолу. Но для того, чтобы сохранить и приумножить братскую любовь, существовавшую между францисканским и доминиканским орденами, он попросил позволить ему сохранить свой пост в той мере, в какой это касалось обоих орденов. Примерно в это же время, по желанию арагонских епископов, он написал сочинение о пастырских визитациях, а другое – в ответ на просьбу нескольких купцов, о законности некоторых деловых обычаев. Он также участвовал в двух знаменитых национальных собраниях: в Монконе в 1236 и в Таррагоне в следующем году.

Святой Раймунд любил тихое и спокойное уединение своего любимого монастыря. Именно ради этого он оставил мир и почести, которыми он его осыпал. Это была та же святая тоска по монашескому покою, которая заставила его вернуться из Рима. Но Божье Провидение снова призвало его к общественному служению. Когда стала известна печальная весть о гибели в кораблекрушении блаженного Иордана Саксонского, непосредственного преемника святого Доминика в управлении Орденом, 28 мая 1238 года в Болонье собрался Генеральный Капитул. По этому знаменательному случаю отцы Капитула собрались у гробницы святого Доминика, моля его открыть им того, кого Бог в Своей мудрости избрал его преемником. Одни давний автор приводит следующее описание избрания святого Раймунда на пост Генерального Магистра Ордена:

«Когда блаженной памяти брат Иордан, второй Магистр Ордена Братьев Проповедников и преемник святого Доминика, ушел из этого мира в лучшую жизнь, братья были призваны в Болонью, чтобы избрать Отца и Пастыря, и провести Генеральный Капитул. Согласно обычаю и закону Ордена, их заседание началось в Понедельник после праздника Сошествия Святого Духа. Братья из Ломбардской провинции и те, кто приехал из других провинций, сопровождали избирателей с большими знаками почтения в зал, подготовленный для выборов. Когда избирателей заперли, остальные братья вернулись в церковь, где возносили горячие молитвы о том, чтобы Бог даровал им достойного Пастыря. Их можно было видеть в хоре, а особенно на могиле святого отца нашего Доминика. Одни плакали, другие возносили к небу пламенные воздыхания, другие, как голуби, стонали про себя, все они были погружены в молитву.

И вот, весьма благочестивого брата, стоявшего на коленях у гроба нашего Блаженного Отца, коснулась рука Господня, и там он увидел в видении избирателей, выходящих из зала, в котором они были замкнуты. Придя в церковь, они как бы присоединились к поклонению мраморной колонне, которая от основания до вершины обливалась потом с небольшими каплями крови. Так как колонна эта покоилась на полу и возносилась к своду, казалось, что она поддерживает все здание. Увидев это, братья и многие присутствующие миряне выразили свою радость и возблагодарили Бога за возведение столь драгоценной и прекрасной колонны. Затем видение исчезло. Вскоре после этого, примерно за время, необходимое для того, чтобы произнести один ноктюрн из молитвенного оффиция, избиратели вышли из зала, созвали братьев в капитулярий и объявили им, что брат Раймунд из Пеньяфорта был избран Магистром Ордена без каких-либо дебатов и единогласно. Велика была радость братьев, которым Бог даровал Отца, столь святого и всеми почитаемого. Еще большая радость была у студентов, которые приветствовали избрание столь ученого магистра и человека, которого они так справедливо ценили. Было замечено, что в этот день, по непредсказуемому совпадению, чтец в трапезной наткнулся на такой фрагмент из Книги пророка Иоиля: «И вы, сыны Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе, Боге вашем, ибо Он дал вам учителя правосудия» (ср. Иоиль 2,23). Воистину, муж сей был весьма драгоценным мраморным столпом, воздвигнутым посреди церкви и покрытым кровавым потом. Эти слова верны и правдивы. Очевидец рассказал о них, и этот очевидец – брат Стефан де Саланьяк из Лиможа».

Это повествование современника взято из документов, собранных в XIV веке кардиналом Розеллом, доминиканцем, которые были собраны по случаю канонизации святого Раймунда. Копия сохранилась в архиве Конгрегации Обрядов.

Святой Раймунд не присутствовал на капитуле. Отцы, хорошо знавшие его скромность и непритворное смирение, очень боялись, что он откажется от этого достоинства. Поэтому они отправили депутацию в Барселону, чтобы объявить ему о его избрании и просить его принять этот пост. Это были: Гуго де Сен-Шер, провинциал Франции, впоследствии кардинал, хорошо известный своими комментариями к Святому Писанию, Понтий де Спарра, провинциал Прованса, Филипп, провинциал Сирии, Стефан, провинциал Ломбардии, и некоторые другие. Когда ему сообщили о его избрании, на глазах у него выступили слезы, но, боясь противиться святой Божьей воле, он дал свое согласие.

Он управлял Орденом два года, в течение которых издал замечательные законы и перестроил Конституции Ордена, разделив их на две части. Первая часть содержит предписания о монашеской жизни Отцов и Братьев, а во второй части речь идет о внешних занятиях, различных должностных лицах общины и т.д. Во время своих путешествий с визитациями он всегда ходил пешком. Когда возникала необходимость поправить или сделать выговор какому-нибудь собрату, он делал это самым добрым образом и завоевывал все сердца своим милосердием и добротой.

После двух лет напряженной работы на благо своих братьев по Ордену, в 1240 году он созвал в Болонье Генеральный Капитул, на котором сложил с себя полномочия, сославшись на свой преклонный возраст – семьдесят лет. Сперва все отцы отказались принять его отставку, но, когда он умолил их прислушаться к его просьбе, они уступили. Это вызвало такую печаль и возмущение в Ордене, что на Генеральном Капитула в 1241 году, был принят закон, согласно которому впредь отставка Генерального Магистра не может быть принята до тех пор, пока он не будет совершенно неспособен исполнять свои обязанности. А на следующем Генеральном Капитуле в 1242 году было объявлено, что те провинциалы, которые приняли отставку святого Раймунда, должны были лишиться своих постов.

На благо миссии среди мавров

Освободившись от бремени власти, он вернулся в Барселону и прожил еще почти тридцать лет, пребывая в святой и покаянной жизни, которую вел с того дня, как вступил в Орден. Старость его была столь же плодотворна в трудах, как и его энергичная молодость. Он был верным сыном святого Доминика, который учредил свой Орден для спасения душ, и сердце его было также исполнено ревности о спасении всех: мавров, евреев и еретиков. По его предложению короли Кастилии и Арагона основали два монастыря с прикрепленными к ним колледжами, в которых изучали еврейский и арабский языки. Одни был в Мурсии, другой в Тунисе, и несколько отцов-доминиканцев были посланы в Тунис, чтобы трудиться над обращением неверных. В своем письме к блаженному Гумберту Романскому, Магистру Ордена, он сообщает об огромном количестве мавров и турок, которых обратили братья из этих двух монастырей. Именно по его просьбе Ангельский Доктор, св. Фома Аквинский, прославивший Доминиканский Орден на все времена, написал свой бессмертный труд против этой же ложной религии, озаглавленный «Сумма против язычников».

Почести, которые оказывали святому Раймунду быстро сменялись одна за другой. Папы вверяли ему задания, которые, как казалось, не могли относится ни к кому другому, как только к ним самим. Например, назначения епископов, рассмотрение дел прелатов, давали ему полномочия низлагать, отпускать грехи или отлучать от Церкви, устранять нарушения и тому подобное. Святой Раймунд самым решительным образом противился возведению доминиканцев в епископы и просил пап никогда никого из них не возводить в сан прелатов. Епископ Барселоны Беренгер де Палу приказал, чтобы исполнители его последней воли не предпринимали никаких шагов для ее исполнения, предварительно не посоветовавшись со святым Раймундом и не получив его одобрение на все, что они делают.

Чудесная переправа

Король Хайме I Арагонский всегда советовался с ним во всех важных государственных делах. Он посылал его в Рим для переговоров с Урбаном IV по некоторым государственным вопросам. По возвращении он был так доволен, что избрал его своим духовником и наставником и взял с собой на Майорку, чтобы добиться обращения мавров этого острова. Как и многие монархи, Хайме позволял своим страстям брать над собой верх. В искренней привязанности к Церкви и в непритворном согласии с ее доктринами этот властитель был достоин восхищения, но похоть поработила его, и в этот раз он взял с собой на Майорку жалкую сообщницу своего преступления. Святой Раймунд несколько раз смело упрекал его и велел отпустить это жалкое создание. Но когда увидел, что все его увещевания бесполезны, он заявил королю, что не может больше оставаться с ним. Хайме, который, несмотря на свое греховное поведение, действительно любил святого и знал, что не может позволить себе потерять его мудрый совет, запретил под страхом смерти возвращаться в Барселону без его разрешения. Святой Раймунд сказал своему спутнику, отцу-доминиканцу: «Скоро ты увидишь, что Царь Небесный посрамит нечестие этого земного короля и даст мне корабль». Он вышел на берег моря, снял с себя каппу, то есть черный плащ, и расстелил часть ее на воде, в другую часть прикрепил к своему посоху, как парус на маленькой мачте. Затем он бесстрашно опустился на колени на ту часть, которая плавала на воде, и предложил своему спутнику сделать то же самое. Однако вера этого отца была не столь сильна, и он отказался от этого. Святой Раймунд попрощался с ним и поручил рекомендовать его доброй воле приора и общины монастыря Майорки. Осенив себя крестным знамением, от оттолкнулся от суши и быстро отплыл на своем плаще. Быстрый как стрела, он пролетел мимо порта, заполненного кораблями. Некоторые моряки, отказавшие ему в переправе, увидев, что он отплывает, подняли громкий крик изумления. Король, узнав о чуде, поспешил на берег, где с корабля увидел Святого уже вдалеке, быстро уплывающего прочь. Он был так тронут этим чудом, что покаялся в своем грехе и стал вести целомудренную и святую жизнь.

Святой Раймунд плыл быстрее, чем если бы он находился на борту самого быстроходного судна. Он проплыл сто восемьдесят миль за шесть часов. Возле Барселоны, люди, случайно оказавшиеся на берегу, заметили его утлое суденышко и сначала приняли его за рангоут какого-то потерпевшего крушение корабля. Но каково же было их изумление, когда они увидели человека, одетого в белое, стоящего на коленях на плаще, расстеленном на волнах, плывущего в полной безопасности! Услышав их возгласы изумления, быстро собралась толпа. Все побежали взглянуть на чудо. Вскоре они узнали своего соотечественника, святого доминиканца, отца Раймунда из Пеньяфорта. Достигнув берега, он ступил на сушу и накинул плащ на плечи. Он был таким сухим, как будто никогда не касался воды. Когда же он вернулся в монастырь, ворота отворились сами собой, чтобы впустить святого. В память об этом удивительном чуде, на том месте, где святой Раймунд вышел на берег, были построены башня и часовня.

Последние годы жизни и рождение для Неба

Через шесть лет после этого случая, Святой, жизнь которого из-за постов и строгости его нравов стала вереницей постоянных недугов, почувствовал, что силы его иссякают. Незадолго до этого он обратился к папе Клименту IV с просьбой больше не обременять его общественными обязанностями, и когда его желание было исполнено, он провел остаток своих лет готовясь к смерти. Когда приблизился его конец, его посетили король Кастилии Альфонс Мудрый и Хайме Завоеватель, король Арагона. Они любили и почитали его как отца, а теперь пришли просить его благословения в последний раз. Они не могли сдержать слез, когда святой старец поднял свою изможденную руку, чтобы испросить для них благословения Небес.

Приняв все церковные таинства с благоговением, глубоко тронувшим его собратьев, святой Раймунд спокойно и сладостно скончался. Было семь часов утра в праздник Богоявления 1275 года. Ему было девяносто девять лет.

На его похоронах присутствовали короли Арагона и Кастилии, а также все их придворные. Он был погребен в доминиканской церкви Санта-Катарина в Барселоне. Многочисленные чудеса засвидетельствовали его святость. Через сто пять лет после его погребения, тело его было перенесено в великолепную гробницу. Гробница была вскрыта в 1596 году по повелению Климента VIII, когда пыль, взятая с него, была разослана во все концы земли, и, хотя таким образом было унесено большое количество, было замечено, что она никогда не уменьшалась.

Святого Раймунда беатифицировал папа Павел V, а канонизировал Климент VIII. «Праздник святого Раймунда, - повествует Турон в конце Жития этого святого, - сперва отмечался 7 января, но впоследствии был перенесен на 23 января буллой Климента Х. Мы не будем здесь говорить, - продолжает он, - о множестве чудес, которыми Бог, очевидно, благоволил возвестить о славе Своего слуги или о его чести на небесах в пользу тех, кто прибегает к Его молитвам. Болланд заполнил этими чудесами пятнадцать страниц. Но слава его небесных добродетелей и великих деяний, труды, полные света и учености, которые он нам оставил, это благоухание святости, которое он распространял и в монастыре, и среди епархиального духовенства, пример милосердия и твердости ко всем служителям таинства покаяния, число и достоинство тех, кого он воспитал и кто пошел по его стопам, сделали монастырь в Барселоне семинарией святых и ученых мужей, всегда готовых возвещать людям истины спасения и защищать католическое учение от врагов веры – все это не менее славно в памяти святого Раймунда, чем чудеса».

Из книги Томаса Остина Дайсона, «Звезды в короне Святого Доминика»

Молитва

Всемогущий, милосердный Отче, Ты примером и учением святого Раймунда являешь, что любовь - это исполнение Твоего Закона; милостиво наполни нас Духом Твоим, чтобы нашими сердцами овладела любовь, ведущая к истинной свободе детей Божиих. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Читай также:

«Бог вас принял и вы Ему угодны»

О св. Раймунде Пеньяфортском

No Comment

Отправить комментарий