1 декабря

12/01/2010, No Comment

Вспоминаем блаж. Иоанна Верчелльского, пресвитера.

История обращения

Это произошло в 1232 году от Рождества Христова. Итальянский университетский город Верчелли гудел от волнения. Но причиной этих волнений был вовсе не приезд группы жонглеров или бродячих музыкантов, как можно было бы подумать, это также не был какой-то громкий скандал, касающийся жизни высокопоставленных особ. Настоящая причина – характерная для средневековья, эпохи веры, когда святой мог собрать толпу, большую, чем любое зрелище, и когда святость жизни являлась вопросом первостепенной важности даже для отъявленных грешников. В этом небольшом университетском городке у всех на слуху было имя Иордана Саксонского, второго Генерального Магистра молодого, но многообещающего Ордена Проповедников, который ежедневно, с огромным успехом проповедовал в Верчелли.

Граждане Верчелли, конечно, слышали о брате Иордане и о том волнении, которое он производил по всей Италии, особенно в университетских городах, таких как Болонья. Сам будучи человеком университетским, он особым образом направлял свое послание на эту наиболее влиятельную сферу средневековой жизни, и его успех был ошеломляющим. Ему удалось пополнить ряды братьев-проповедников знаменитыми профессорами и блестящими студентами. В университетских кругах говорили, что там, где появляется брат Иордан, университеты терпят урон, поскольку он забирает с собой наилучших ученых.

Верчелли, базилика св. Андрея

Однако в Верчелли было несколько воинственно настроенных профессоров, которые были уверены, что их университет не постигнет такая участь. Среди этих способных и опытных мужей было два выдающихся лидера – Вальтер Германский, профессор естественных наук, и Джованни Гарбелла, известный ученый, профессор канонического и гражданского права. Эти двое мужей и возглавили атаку (или, лучше сказать, оборону) против брата Иордана. Ежедневно они разглагольствовали перед своими студентами, предостерегая их даже не ходить послушать проповедь Иордана, потому что, как выразился Вальтер: «Опасайтесь его проповедей, не слушайте его, ведь он, как куртизанка, искусно плетет речи, чтобы вас соблазнить». Но, несмотря на все красноречивые усилия Вальтера, Джованни и других профессоров, многие студенты и профессора были привлечены голосом ангельской сирены, и многие из них так и не вернулись.

Затем произошло самое ужасное событие. Сам Вальтер Германский, движимый непреодолимым любопытством, пошел послушать Иордана. В отличие от Одиссея, который позволил себе оказаться в пределах досягаемости голоса сирены только после того, как был привязан к мачте, Вальтер не принял таких мер предосторожности. Он полагался только на свою сильную волю, которая защищала его от уговоров великого проповедника. Так Вальтер стал членом Ордена Проповедников.

Бегство Вальтера оказало огромное влияние и на второго лидера профессоров – Джованни Гарбеллу. Автор Vitae Fratrum так передает нам эту историю: «он тотчас вскочил из-за стола, не задержавшись даже закрыть книги, и, забыв себя и все, чем владел, бросился бежать, как безумный. На улице ему встретился друг, пожелавший узнать, куда он так торопится, не взяв с собой даже слуги; он ответил на бегу, и не думая остановиться: «К моему Богу!» Он добрался до дома, в котором тогда жили Проповедники, еще не имевшие в городе монастыря; найдя среди братьев Магистра Иордана, он сорвал с плеч шелковый плащ, бросился на колени и вскричал: «С этого часа я принадлежу одному Богу!» Без расспросов и без малейшего промедления Магистр ответил: «Если ты принадлежишь Богу, мы во имя Его отдаем тебя Ему на службу»; и, подняв клирика, дал ему хабит». Таким вот образом, Джованни Гарбелла, которому суждено было войти в историю как основателю Общества Святого Имени под титулом блаженного Иоанна Верчелльского, был принят в Орден Проповедников во Святейшее Имя Божие. Тогда ему было около тридцати лет.

Ранние годы жизни и начало служения

Моссо-Санта-Мария, Церковь Санта-Мария-Ассунта

По подсчетам выдающегося доминиканского историка Пере Морье, блаженный Джованни родился в последние годы XII или в первые годы XIII века в Моссо-Санта-Мария, маленькое деревне недалеко от города Верчелли. Подготовившись к учебе в монастыре недалеко от своего дома, он, в возрасте 16 или 17 лет поступил в Парижский университет, который в то время был величайшим учебным центром христианского мира. Он стал магистром канонического и гражданского права, когда ему было около двадцати одного года.

Даже в этом молодом возрасте он пользовался достаточной репутацией ученого, чтобы открыть собственную школу при университете, и, похоже, ему это удалось, поскольку он оставался в Париже до 1229 года. Причиной его отъезда было не отсутствие успеха, а сила обстоятельств. В 1229 году разразилась одна из тех распрей между городом и университетом, из-за которых жизнь студента в те дни была далеко не скучной. Однако бунт студентов 1229 года был иным. В этом случае престол встал на сторону городских властей против университета. Руководство университета было возмущено и все профессора, кроме одного, покинули Париж. Джованни вернулся в родные места и открыл школу при недавно созданном развивающимся университете (В 1228 в Верчелли был переведен университет из Павии, где он оставался до XIV века, но не получил большой известности, сохранился только юридический факультет университета). Там он с радостью занимался своими научными делами, наслаждаясь всеобщим вниманием, которое окружало его как весьма выдающегося профессора, и в полной мере наслаждался всеми благами этого мира, пока Иордан Саксонский не разрушил столь грубо этот его иллюзорный мир.

На какое-то время после вступления в Орден, брат Джованни исчезает во мраке послушнической жизни. О нем ничего не было слышно до 1245 года, когда он стал настоятелем доминиканского монастыря в Верчелли. Но с этого момента он все отчетливее оставляет свои следы на страницах истории. Его выдающиеся познания в области права в сочетании с талантом проповедника вскоре привлекли к нему внимание Святого Престола, и в 1251 году Иннокентий IV назначил его апостольским легатом в Ломбардии и инквизитором. Его направили в Венецию, и там ему удалось привести к миру между враждующими городами-государствами Ломбардии и установить религиозное согласие.

Викарий Венгрии, Провинциал Ломбардии, Генеральный Магистр Ордена

В 1255 году на Генеральном Капитуле Доминиканского Ордена в Милане, Гумберт Романский, Генеральный Магистр Ордена, назначил его викарием Венгрии. Это был один из самых сложных и опасных постов в Ордене. Венгрия в то время находилась под пятой завоевателя. Татарские орды из русских степей то и дело наводняли страну. Они были варварским, языческим войском, поэтому мученичество среди христиан Венгрии было повседневным явлением. Целые монастыри венгерских доминиканцев были уничтожены, а их насельники убиты, часто под пытками. Как повторяется история! Брат Джованни принял это трудное задание, не произнеся ни слова возражения. Подробный отчет о его служении в Венгрии, несомненно, вызвал бы живой интерес. Но единственным летописцем, который упоминает об этом, является Себастьян д’Ольмедо, чей единственный комментарий об этой миссии заключается в одном предложении: «Брат Иоанн, назначенный Генеральным Магистром викарием в Венгрии, доказал, что достоин этого поста при выполнении своей миссии».

О том, что он завоевал уважение своих собратьев, которые, вероятно, слышали, какие героические поступки повлекло за собой «выполнение его миссии», свидетельствует тот факт, что сразу же по возвращении он был избран настоятелем в Болонье, одном из важнейших монастырей Ордена. Но занимал он этот пост лишь короткое время, так как на провинциальном капитуле в 1257 году он был избран провинциалом Ломбардии. Давние авторы сообщают нам, что во время своего пребывания на посту провинциала, Джованни не имел постоянного места жительства. Он постоянно находился в пути, путешествуя от монастыря к монастырю, и проповедуя по дороге. Постоянна визитация монастырей Провинции была непростой задачей, поскольку Джованни всегда путешествовал пешком, несмотря на покалеченную ногу, на которую он хромал. Даже во время своих путешествий он соблюдал посты и все орденские правила. Благодаря его постоянным посещениям, монастыри Ломбардии пребывали в мире и спокойствии.

Весной 1259 года он присутствовал на Генеральном Капитуле Ордена в Валансьене, капитуле, известном не только в истории Доминиканского Ордена, но и в истории Церкви, поскольку именно там были составлены планы реорганизации Ордена. Доминиканское образование, учебная программа, которая и по сей день служит образцом для католических семинарий. Задание составить подходящий курс обучения была поручена трем величайшим ученым в истории Церкви: Фоме Аквинскому, Альберту Великому и Петру де Тарантезе (позже ставшему Иннокентием V). На следующем Генеральном Капитуле, состоявшемся в Париже в 1264 году, Джованни, сохранив за собой пост Провинциала Ломбардии, был избран Генеральным Магистром Ордена. Он был уже немного староват для того, чтобы занимать такой важный пост, ему было в то время уже за шестьдесят, а этот пост, особенно в те времена, когда все визитации монастырей во всем мире совершались пешком, требовал человека, находящегося в расцвете сил.

Тем не менее, Джованни с энтузиазмом приступил к своему новому служению, действуя на просторах Европы так, как он действовал, будучи провинциалом Ломбардии. Он постоянно был на ногах. Доминиканцы всего мира оказались в том же затруднительном положении, в котором находились ломбардцы, когда он был их Провинциалом. Ни один английский, французский или немецкий собрат не мог быть уверен в том, что следующим путником, который постучится в ворота монастыря, не окажется Генеральный Магистр. Не то чтобы вид Джованни был совсем устрашающим. Напротив, это был приятный на вид маленький человек, чей невысокий рост и хромота делали его скорее жалким, чем устрашающим. Тем не менее, всему Ордену было известно, каким суровым он может быть, сталкиваясь с грубой небрежностью.

Общество Пресвятого Имени

Брат Джованни занимал пост Генерального Магистра до своей смерти в 1283 году. За это время он много путешествовал и сделал множество важных дел для Церкви и Ордена. Однако в таком коротком очерке невозможно описать жизнь столь великого человека. Поэтому мы сосредоточимся на величайшем его деянии на посту Магистра и во всей его жизни (факт, который зачастую игнорируют его биографы), на основании им Общества Святейшего Имени. Намерением автора этого очерка не является вдаваться в подробную историю преданности Пресвятому Имени Иисуса, и автор не намерен бросать вызов каждому исследователю истории Францисканского Ордена, который возможно, закусывая удила готов бросится в бой, чтобы защитить притязания Братьев Миноритов на происхождение преданности Пресвятому Имени. Мы просто констатируем здесь факт, что первое Общество Пресвятого Имени, получившее одобрение папы, было основано блаженным Иоанном Верчелльским по повелению папы Григория Х. Возможно, было бы лучше назвать изложение папы по этому вопросу предложением, а не повелением, но это было как раз то предложение, по которому блаженный Иоанн действовал энергично и быстро. Повторим, что это был величайший поступок в его великой жизни.

Во-первых, давайте кратко взглянем на великого папу Григория Х, вдохновившего проповеди почитания Пресвятого Имени, и доверившего его распространение другому великому человеку – Иоанну Верчелльскому. Григорий известен в истории как «Миротворец», потому что именно благодаря его усилиям, напряженным и неустанным, во время его понтификата во всем христианском мире сохранялся мир. Григорию удалось в свое время установить мир между враждующими группировками в Германии и Италии и положить конец раздорам между партиями внутри Германской Империи. Ему также удалось примирить Греческую Церковь с Римской. «Более того, - пишет отец Теодор Инглиш, компетентный историк, - он желал способствовать миру между отдельными людьми, а также между народами. С этой целью он стремился сокрушить распространенное зло профанации, непристойности, богохульства и лжесвидетельства. По его настоянию заключительное заседание Лионского Собора 17 июля 1274 года единогласно приняло декрет, предписывающий всем христианам проявлять повышенное почтение и преданность имени Божьему.

20 сентября 1274 года папа передал свою историческую буллу «Nuper in Concilio» Генеральному Магистру Ордена. После обычного начала и нескольких общих замечаний папа написал: «Недавно во время Лионского Собора мы сочли целесообразным призвать верных проявлять хоть малейшее почтение к этому Имени, которое превыше всех имен, единственному Имени, которым надлежало бы нам спастись (ср. Деян 4,12). Имя Иисуса Христа, искупившего нас от рабства греха… А потому, чтобы исполнить апостольскую заповедь: «дабы пред Именем Иисуса преклонилось всякое колено» (Флп 2,10), Мы желаем, чтобы при произнесении этого Имени, каждый верный должен склонить голову в знак того, что внутренне преклоняет колено своего сердца. Посему, Нашей Апостольской властью Мы предписываем вам и членам вашего Ордена использовать веские доводы, проповедуя людям, чтобы таким образом привлечь их к исполнению Нашего пожелания».

Блаженный Иоанн Верчелльский, не теряя времени, начал претворять в жизнь указания папы. Он разослал копии послания папы с приложением своего собственного письма каждому Провинциалу Ордена по всему миру. Магистр писал: «Желая возвеличить Божью честь, а также стремясь повиноваться возложенной на Нас апостольской заповеди и побуждая верных к возрастающей преданности, Мы повелеваем, чтобы, поскольку мы лично исполняем волю Понтифика, вы также должны следить за тем, чтобы проповедники, находящиеся под вашей властью, исполняли повеление папы с величайшим усердием и наиболее подходящими для убеждения методами». А брат Иоанн, как мы знаем из вышеизложенного, был не из тех, кто позволил бы распоряжению потерять силу из-за бездействия. О том, что он лично наблюдал за исполнением этого распоряжения свидетельствует тот факт, что на двух Генеральных Капитулах, состоявшихся при его жизни, было повторено указание папы.

Доминиканцы по всему миру, под руководством и при постоянной поддержке брата Иоанна, начали проповедовать преданность Пресвятому Имени со всем красноречием и со всеми способностями, которыми славились, что и побудило папу поручить эту важную миссию именно им. За короткое время в каждом доминиканском храме был воздвигнут алтарь, посвященный Пресвятому Имени, и именно у этого алтаря начиналась и заканчивалась каждая процессия. Имея за собой организационный опыт – опыт, приобретенный при создании организации апостолов-мирян под названием Воинство Иисуса Христа (Militia Jesu Christi), а затем при формировании Третьего Ордена св. Доминика, а оба эти общества, состоявшие из мирян, были созданы для борьбы с ересью, укрепления морального уровня и веры людей, доминиканцы поняли, что преданность можно сделать крепкой и действенной, если вверить ее организованной группе. Так и возникло Общество Пресвятого Имени.

Последние годы жизни

Основание Общества Пресвятого Имени, хотя и было величайшим событием в жизни Иоанна в период его каденции Магистра, но не было последним. Старцу (когда было основано Общество, ему было около семидесяти пяти лет) оставалось еще девять лет жизни. И поскольку в течение этих девять лет он сохранял свой пост Магистра Ордена, он смог увидеть, что проект, столь близкий его сердцу – создание Общества Пресвятого Имени, стал реальностью.

Девять последних лет жизни блаженного Иоанна были прожиты также напряженно, как и семьдесят с лишним предшествующих им. В эти годы он стал свидетелем возведения на папский престол одного из своих подчиненных, принявшего имя Иннокентия V (1276 г.). Сам Иоанн отказался от предложенного ему Николаем III (1277-1280) Иерусалимского патриархата. Святой Престол поручал ему миротворческие миссии в постоянно беспокойных итальянских государствах, и ему, как и прежде, удавалось положить конец раздорам. Не смотря на свой возраст, он постоянно находился в разъездах, визитируя доминиканские монастыри по всему миру. В 1278 году до ушей бдительного Магистра дошла информация о том, что некоторые английские доминиканцы публично отвергают сочинения величайшего учителя Ордена и друга Иоанна, уже почившего (в 1274 г.) Фомы Аквинского. Джованни отправил в Англию своего визитатора с инструкциями привести бунтовщиков к порядку, при необходимости применив суровые меры. В 1280 года Джованни сам отправился в Оксфорд на Генеральный Капитул Ордена. Тогда у него появилась возможность понаблюдать, как выполняются его указания. Он был удовлетворен тем, что обнаружил. Англичане вернулись к здравому учению.

Вернувшись из Англии, Магистр решил посетить доминиканцев в северной континентальной Европе и отправился через Фландрию в Германию. Говорят, что в этом путешествии здоровье его было сильно подорвано суровыми условиями северной зимы. В 1282 году маленький итальянец снова отправился пешком на север, чтобы присутствовать на Генеральном Капитуле в Вене, посещая по пути доминиканские монастыри. Из Вены, в ознаменование приближающейся канонизации св. Фомы Аквинского, он обратился к собратьям с посланием, «сладостно-спокойным письмом», в котором призывал их помнить о величии своих предшественников: Доминика, Фомы, Иордана, Гумберта и позволить их славному примеру вдохновлять их на еще большие усилия по совершенствованию своей жизни. Это было последнее письмо, вышедшее из-под его пера.

Покинув Австрию, Джованни путешествовал по Франции. Должно быть, это было трогательное зрелище – видеть маленького старичка, хромающего по дорогам Европы и направляющегося в далекую Италию. Но на этот раз вернуться на родину ему не довелось. Остановившись в Монпелье, во Франции, чтобы присутствовать на проходящем там Капитуле, он так и не смог продолжить свое путешествие. Он предпринял отважную попытку выйти в путь, но через два дня дороги, заболел. Его перенесли в расположенный неподалеку цистерцианский монастырь, где он и умер в сентябре (по другим данным 30 ноября) 1283 года. Похоронен он был в доминиканском монастыре в Монпелье.

Могила блаженного Иоанна была осквернена кальвинистами в 1562 году, но память о нем была настолько ярка как в епархии Верчелли, так и в Ордене Проповедников, что папа Пий Х, несмотря на то, что его останки не удалось обнаружить для проведения экспертизы (это сдерживает процесс канонизации), в 1903 году возвел его на алтари Церкви – необычная честь, которой он удостоился по прошествии шести столетий.

Реджинальд М. Коффи ОР (1949 г.)

Молитва

Боже, Ты ради развития Ордена Проповедников даровал блаженному Иоанну чрезвычайное благоразумие и твердость. Соделай по его предстательству, чтобы семья Твоя всегда и везде мудро управлялась. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий