В этот день отмечаем праздник святого Фомы Аквинского, священника и Учителя Церкви
Происхождение и рождение
Фома был десятым ребенком и седьмым сыном графа Ландульфа Аквинского, владетеля Роккасекки, Белкастро и Монте-Сан-Джованни, и его благочестивой супруги – Теодоры из рода Галуччи, графини Теано. Род графов Аквино – один из семи самых знатных родов Сицилийского Королевства, уходящего корнями в раннее средневековье, когда лангобарды (во второй половине VI века) вторглись в Италию. Доставшийся им в удел город Аквино, располагался в области Лацио, примерно на пол пути между Римом и Неаполем. Основателем рода считается первый гастальд (управляющий областью) Аквино - Родоальд, который предположительно был потомком короля лангобардов Гримоальда I Гауза (†671). К этому роду принадлежал Аденольфо V, самый могущественный представитель рода Аквино. Он с переменным успехом противостоял натиску норманнов, которые при его жизни так и не смогли закрепиться в Лацио. В 1053 году Аденольфо принимал участие в битве с норманнами при Чивитате в составе армии папы Льва IX, вместе с другими итальянскими и лангобардскими князьями, которая закончилась победой норманнов. Младший брат Аденольфо – Ландо II, граф Аквино является прямым предком св. Фомы в седьмом колене. После примирения папы с норманнами, последние стали безраздельными владетелями южной Италии, со временем присоединив также и Сицилию, отвоеванную у арабов. В 1130 владения норманнов были преобразованы в королевство Сицилия, в состав которого вошли также территории всей южной Италии, включая графство Аквино.
Фома появился на свет в замке Роккасекка, предположительно в 1225 году. В это время королем Сицилии был император Фридрих II, который унаследовал нормандское королевство по матери – Констанции, дочери Роже II из династии Отвилей, которую выдали замуж за императора Генриха VI Гогенштауфена. Фридрих был известен своей антицерковной позицией и неоднократно вступал в конфликт с Папским Престолом. Блаженный Иордан Саксонский писал о нем так: «Император – человек, у которого нет уважения к мужам Церкви: не хочет их слушать, и даже – как говорит – сам их вид ненавистен для него».
Аббатство Монтекассино
Еще ребенком (в возрасте 5 лет) Фому отдают на обучение в знаменитое бенедиктинское аббатство Монтекассино, которое располагалось совсем недалеко от владений графа. Согласно легенде, еще до рождения Фомы, некий святой отшельник предсказал это его матери: «Радуйся, госпожа, ибо ты беременна и родишь сына, коего назовёшь Фомою. Вы со своим мужем решите сделать его монахом в обители Монтекассино, где покоится тело св. Бенедикта, питая надежды воспользоваться великими доходами сего монастыря, когда ваш сын возвысится до звания прелата, однако Бог определил для него другую участь. Ибо станет он монахом Ордена Проповедников и таковой просияет святостью и мудростью при жизни своей, что не сыскать будет тогда подобного ему в мире». Действительно ли граф Ландульф питал в отношении аббатства такие корыстные замыслы и хотел использовать для этого своего младшего сына? Или же Фому просто отдают на обучение в монастырскую школу, по примеру многих отпрысков знатных семей тех времен, которые также учились в монастыре вместе с ним? Так или иначе, а Фома проведет в этом аббатстве следующие 9 лет своей жизни, так и не став монахом-бенедиктинцем.
Если мы представим себе Монтекассино как тихую обитель среди живописных гор Лацио, где благочестивые монахи предавались исключительно молитвам и созерцаниям, то наверно, ошибемся. Со времен св. Бенедикта монастырь пережил множество испытаний. И совсем недавно, в 1230 году, оказался практически в центре вооруженного конфликта между отлученным от Церкви императором Фридрихом и папой Григорием IX. Сначала аббатство было занято папскими войсками, потом монастырь захватил Фридрих, изгнав из него насельников. Только после мирного договора в Сан-Джермано, монастырь снова вернулся к жизни… в это же время в монастырскую школу поступает Фома. А в 1239 году, когда Фома покинет эту обитель, монастырь будет ввергнут в еще более серьезный конфликт. После нового отлучения императора, объявленного папой 24 марта, войска Фридриха снова займут монастырь.
Как утверждает биограф Фомы: «мудрый авва оного монастыря, обнаружив в мальчике столь отчётливые и зрелые задатки совершенства и уже ясные предвестия обильных всходов на ниве, засеянной семенем Писаний, пригласив отца мальчика, господина Ландульфа, мудро посоветовал ему послать сына учиться в Неаполь, ибо учёба там даст ему развить те многочисленные задатки, которым Бог дал проявиться в нём».
Неаполь
Однако, недавно (в 1224 г.) созданный Фридрихом Неаполитанский Университет вовсе не был богословской школой. Император нуждался в образованных кадрах для управления королевством, а отправлять талантливую молодежь из своего королевства во враждебную Болонью он не хотел, и даже запретил своим подданным уезжать в другие университеты для получения образования. Хотя новый университет должен был обучать всем современным дисциплинам, в нём в основном преподавали юриспруденцию и риторику. Из 21 преподавателя университета, чьи имена известны по сохранившимся документам, 13 являлись юристами, в основном знатоками гражданского права.
Фома изучал здесь грамматику и логику, а также естественные науки. В этом университете он обучался с 1239 по 1243 год. Здесь он и познакомился с доминиканцами, ведь первоначально университет располагался на территории монастырского комплекса Сан-Доменико-Маджоре. Под влиянием «славного и достопочтенного брата Иоанна Сен-Жюльенского» (как называет его биограф) Фома решает вступить в Орден. Однако в Неаполитанском Университете Фома мог познакомится не только с доминиканцами, но также с философией Аристотеля в интерпретации арабских и еврейских последователей Философа, которых не благословляли изучать в католических учебных заведениях. Так, например в Париже в 1210 году было запрещено изучение некоторых философов. Постановление синода в Санс гласило: «Ни книги Аристотеля по естественной философии, ни их комментарии не должны читаться в Париже публично или тайно, и это мы запрещаем под страхом отлучения».
Похищение и заточение
Решение юноши поступить в нищенствующий, сравнительно недавно созданный Орден, не было одобрено семьей. Родные братья похищают его из рук братьев по Ордену и на целых два года помещают его в крепости Сан-Джованни. В заточении с Фомой происходит одна история. Братья, пытаясь отвратить Фому от мыслей о монашестве, приводят к нему девицу легкого поведения. Фома прогоняет ее, выхватив из огня горящую головню. «Затем – повествует биограф – он простёрся на полу и со слезами молитвенно просил у Бога пояс вечного целомудрия, который бы помог ему сохраниться незапятнанным в сей борьбе. Молясь об этом, он вдруг заснул, и вот: посланы к нему двое ангелов небесных, и заверяют они его, что Богом он услышан и что одержал он победу в столь тяжком сражении. И сжав ему со всех сторон чресла, сказали они: Вот, от имени Бога мы опоясываем тебя, как ты просил, поясом целомудрия, который отныне никакие нападки расторгнуть не смогут, который человеческими силами заслужить невозможно, но даётся он тебе Богом в дар».
Парижский Университет
Наконец (в 1245 г.), братья по ордену помогают Фоме бежать из заточения и переправляют его в Париж, где он становится учеником Альберта Великого.
Наверное, по сравнению с Неаполитанским, Парижский Университет показался молодому Фоме настоящим кладезем наук, генератором новых идей, вся атмосфера которого благоухала духом свободы. Но эта свобода досталась Сорбонне весьма дорогой ценой. Относительно недавно (в 1229 г.) и Университет, и весь Париж пережили весьма нелегкие времена – знаменитую забастовку студентов, продлившуюся целых два года. Парижский университет был одним из первых и одним из самых престижных в Европе. Он был основан в середине XII века и получил свою хартию в 1200 году. Университет находился под непосредственным управлением Церкви, а его студенты считались клириками, были обязаны носить духовные одеяния и выстригать тонзуры. Соответственно, студенты жили согласно церковным правилам и законам, не подчиняясь светским законам. Это представляло проблему для городских властей, вынужденных часто прибегать к помощи церковного правосудия при необходимости привлечь студента к ответственности. Студенты в те времена часто были очень молоды, поступая в университетские колледжи в возрасте 13-14 лет и обучаясь там от 6 до 12 лет. Студенты приезжали из различных регионов и говорили на разных европейских языках, разделяясь на 4 «нации»: французскую, пикардийскую, нормандскую и объединяющую все оставшиеся - английскую. Подавляющее большинство студентов было из состоятельных семей, так как стоимость поступления в университет, равно как и стоимость образования, была очень высока. Эта «золотая молодежь» не смотря на свой «духовный сан» вела иногда весьма фривольный образ жизни, посещая трактиры и устраивая гуляния, на которых часто выступала зачинщиком беспорядков. А поскольку эти «клирики» находились под защитой Церкви, светские городские власти не имели права наказывать их. Конфликты студентов с горожанами, которые заканчивались иногда весьма трагически, происходили и раньше, но самый кровавый произошел в марте 1229 года, на Жирный вторник. В Париже по традиции начался карнавал перед Великим Постом. Студенты в эти дни часто напивались и вели себя шумно. Спор по поводу счёта между владельцем трактира в квартале Сен-Марсель дошёл до драки. Студенты были избиты и выброшены на улицу. На следующий день жаждущие мести студенты вернулись в большем количестве и, вооружённые дубинками, ворвались в таверну, избили её персонал и разрушили заведение. Во время беспорядков были повреждены и другие лавки.
Поскольку на студентов распространялись привилегии духовенства, которые делали их недоступными королевскому правосудию, яростные жалобы были направлены к папскому престолу. Папа, зная о непреклонном намерении Университета защитить своих студентов, стремился к мирному разрешению конфликта. Однако Бланка Кастильская, регентша Франции при малолетнем Людовике Святом, включилась в конфликт и потребовала наказать виновных. Университет уполномочил городскую полицию наказать мятежных студентов. Городские стражы, известные своей грубостью, нашли группу студентов и, подойдя неожиданно сурово к возложенной на них обязанности, убили их. Впоследствии возник слух, что убитые студенты не были причастны к беспорядкам. Вспыхнувшая после этих событий забастовка, окончилась только в 1231 году, когда папа Григорий IX, который сам был выпускником Сорбонны, огласил буллу Parens scientiarum, которая стала для Университета, своего рода «Великой Хартией Вольностей». Конечно, эти «вольности» касались не свободных нравов и безнаказанности, а свободы мнений и философских идей. И свежие веяния таких идей не замедлили объявиться. Запрет на изучения Аристотеля к тому времени уже игнорировался, все больше и больше ученых мужей проявляли интерес к его учению. И тот же папа Григорий, отвечая требованиям времени, созвал комиссию из трех компетентных профессоров, главой которой был Гийом д'Осер († 1231), для исследования ценности аристотелизма для христианской философии. Будучи умеренным последователем Аристотеля, именно Гийом оказал влияние на св. Альберта Великого. Аристотелизм входил в католические университеты медленно, но уверенно. А университетские аудитории становились лучшим местом для философских и богословских дебатов, в рамках главного «инструмента» схоластики - Quaestiones disputatae. Как происходили такие «диспуты по заданным вопросам»? Заранее оглашалась тема и список вопросов с нею связанных. Две команды студентов или бакалавров тщательно готовились к диспуту, подбирая в библиотеке все доступные аргументы как «за», так и «против», глубоко и всесторонне исследуя данный вопрос. Потом все собирались в аудитории и представляли свои аргументы. Профессор, ведущий диспут разрешал противоречия и излагал вывод. В такой практике и заключался схоластический метод обучения. Но не только обучения, ведь такое всестороннее рассмотрение вопроса – лучший способ поиска правильного ответа. Именно эти «диспуты» будут положены в основу сумм и трактатов св. Фомы. Конечно, не Фома является автором структуры «сумм», эта честь принадлежит «неопровержимому доктору» - Александру Гэльскому, францисканцу, также профессору Парижского Университета, жившему и творившему в то время (†1245), который также был приверженцем философии Аристотеля. Именно он написал первую «Сумму теологии» и «комментарии к Сентенциям».
Конечно, Фома не имел ничего общего с ряженными в сутаны студентами-клириками, он – настоящий монах-доминиканец, поэтому вместо шумных студенческих гулянок он предпочитает усердно штудировать манускрипты в университетской библиотеке, жадно поглощая накопленные предыдущими поколениями знания, которые в последствии будет умело систематизировать. Пока он еще скромный студент богословия, ничем не выдающий свою гениальность, которого собратья называют «немым быком».
В 1248 году, следом за учителем, Фома переезжает в Кёльн. Нет, Кёльнский Университет будет основан только в 1388 году, а пока Альберт был приглашен на пост лектора в кёльнском монастыре доминиканцев, в котором и Фома продолжает свое обучение до 1250 года.
Начало преподавательской деятельности
В 1252 Фома возвращается в Париж, чтобы в качестве бакалавра приступить к чтению лекций по «Сентенциям». В это же время на одну из богословских кафедр Университета, отведенных Ордену Францисканцев, вступает св. Бонавентура, ученик Александра Гэльского, с которым у Фомы завяжутся близкие дружеские отношения. В особенности же сблизит их, как и сами ордена Доминиканцев и Францисканцев, общее несчастье. В это время, один из светских профессоров, магистр sacra pagina и регент факультета богословия, Вильгельм (Гийом) де Сен-Амур, выступает с критикой нищенствующих орденов и собирает вокруг себя группу сторонников. Целью их нападок было лишение доминиканцев и францисканцев их богословских кафедр, но конфликт разросся до такой степени, что было поставлено под сомнение само существование обоих нищенствующих орденов. В продолжающийся спор включился папа. Иннокентий IV сначала убеждал спорящие стороны заключить соглашение, однако в результате отсутствия успеха предпринятой миссии и подчинения требованиям Вильгельма де Сен-Амур, 21 ноября 1254 г. огласил буллу Etsi animarum, которая драматическим образом ограничивала привилегии нищенствующих орденов касательно чтения проповедей, выслушивания исповедей, просьб о подаянии и многих других сфер деятельности. Ситуация разрешилась неожиданным образом – папа умер. А новоизбранный папа - Александр IV, который также был выпускником Парижского Университета, своей буллой отменил решение своего предшественника. Судьба же зачинщика гонений – Вильгельма де Сен-Амур, была печальной: в 1257 г. папа осудил его, а король Людовик IX изгнал из Франции. В этом же году Фома и Бонавентура благополучно занимают свои кафедры. Фома читает лекции и пишет свои первые труды: «О сущности и существовании», «О началах природы», «Комментарий к Сентенциям».
Ну а король Людовик, недавно (в 1254 г.) вернувшийся из Крестового Похода, активно приступает к устроению своего государства. Ничего удивительного в том, что за помощью он часто обращался к молодому профессору Сорбонны, который давал ему дельные советы. Сохранилась история о том, как приглашённый за королевский стол Фома, погруженный в размышления, неожиданно озарённый пониманием истины веры, хлопнул по столешнице и воскликнул: «Вот и заключение против ереси манихеев!» Король же, хоть и был немало удивлен поведением Фомы, приказал тотчас позвать писаря, чтобы «размышление, которое так занимало ум Доктора, по случайности не пропало».
В 1259 году Фома участвует в Генеральном Капитуле Ордена в городе Валансьен, на севере Франции, на котором, вместе с Альбертом Великим, Петром де Тарантезе (будущим Иннокентием V) и другими магистрами, они разрабатывают ratio studiorum, то есть программу обучения для доминиканцев, которая включала изучение философии. Это нововведение и положило начало традиции доминиканской схоластической философии.
Рим
В феврале 1265 года новоизбранный папа Климент IV призвал Фому в Рим, вверив ему пост папского богослова. А Орден поручает Фоме заняться преподавательской деятельностью в римском монастыре Санта-Сабина, школа которого стала экспериментальной для доминиканцев - промежуточной между studium conventuale и studium generale. До этого времени римская провинция не предлагала никакого специального образования, ни философии, ни свободных искусств, только обычные монастырские школы с базовым курсом теологии для пребывающих в данном монастыре братьев. Фома преподает там весь спектр философских предметов. Там же он начинает писать свой самый известный труд – Сумму Теологии, которая, по его замыслу лучше всего подходила как учебник для начинающих студентов. В этот период он пишет также большую часть своих трактатов.
Опять Париж
Тем временем в Париже восходит новая академическая «звезда» - Сигер Брабантский. Примерно в 1264 году он получает степень магистра Искусств и начинает преподавательскую деятельность. Его любят и ценят студенты и вскоре он получает известность в интеллектуальных кругах, собирая вокруг себя группу выдающихся соратников. Источником инспирации идей Сигера был арабский комментатор Аристотеля – Аверроэс, и принимая во внимания его выводы, становится понятно почему Церковь относилась к философии Аристотеля и его арабских последователей с большим опасением. Сигер и его последователи – латинские аверроисты, учат доктринам, которые входят в разрез с христианским вероучением. Сигер считал, что истина рационального знания может противоречить истине религиозного откровения. Он признавал существование Бога как первопричины, но отрицал творение из ничего, считал, что мир совечен Богу. Он отрицал бессмертие индивидуальной души человека, отстаивал приоритет разума, который в аверроистической концепции считался единым, универсальным и общим для всего человечества.
Фома в 1269 году возвращается в Париж, чтобы, став регентом во второй раз, возглавить борьбу с Сигером. Опровергнуть заблуждения Сигера, не представляло сложности, важнее было в ходе полемики реабилитировать аристотелизм, не допустить, чтобы в месте с Комментатором (Аверроэсом) был осужден Философ (Аристотель). Против Сигера выступал и Альберт Великий, но наиболее радикальным его противником был епископ Парижа и Этьен Темпье, который в декабре 1270 года запретил преподавание некоторых аристотелевских и аверроистических доктрин в Сорбонне. Фома отстаивает свои взгляды в университетских диспутах, а в 1272 году пишет полемический трактат «О единстве интеллекта против аверроистов» (De unitate intellectus contra Averroistas). Однако усилия Фомы, видимо, не были достаточно убедительными. В 1277 году, уже после смерти Аквината, тот же епископ Темпье издаст еще одно, более широкое осуждение: список из 219 «ошибочных» тезисов, в который войдут 20 утверждений самого Фомы. Это осуждение подорвет авторитет томизма на долгие годы…
Опять Неаполь, последние годы жизни…
В том же 1272 году Фома ушел из Парижского Университета. Орден призвал его основать studium generale при Неаполитанском Университете. Таким образом, он возвращается в родное Сицилийское королевство, и в университет, в котором когда-то начинал свой монашеский и научный путь. И Университет и само королевство за это время пережили большие изменения. После смерти императора Фридриха (в 1250 г.) университет закрывался, снова открывался (в 1258, при короле Манфреде), реформировался, когда королем Сицилии стал Карл Анжуйский, брат Людовика Святого (умершего в Тунисе в 1270 году во время последнего Крестового Похода). В Неаполе Фома работает над третьей частью Суммы, читает лекции, а также проповедует жителям Неаполя каждый день во время Великого Поста 1273 года. Эти проповеди о заповедях, о Символе веры, молитвах: Отче наш и Радуйся Мария, пользовались огромной популярностью. В том же году ризничий Доменик из Казерты увидел Фому левитирующим перед распятым Христом. Христос сказал Фоме: «Ты хорошо написал обо Мне, Фома. Какую награду ты хочешь получить за свой труд?» Фома ответил: «Господи, ничего, кроме Тебя!».
6 декабря 1273 года он пережил еще один мистический опыт. Когда он служил мессу, впал в необычно длительное исступление. После этого, из-за того, что узрел в видении, он отказался продолжать свою работу, то есть диктовать своему секретарю Реджинальду из Пиперно. Когда Реджинальд умолял его вернуться к работе, Фома ответил: «Реджинальд, я не могу… потому что все, что я написал кажется мне соломой» (mihi videtur ut palea). В результате Сумма Теологии так и осталась незавершенной.
Папа Григорий Х созвал Собор в Лионе, который должен был начаться 1 мая 1274 года, и призвал Фому присутствовать на нем. На Соборе должен был быть представлен трактат Фомы Contra errores graecorum.
Несчастный случай произошел по пути на Собор, на Аппиевой дороге. Он ехал верхом на осле и ударился головой о ветку упавшего дерева. Его доставили в монастырь Монтекассино, чтобы поправить здоровье. Отдохнув там некоторое время, он снова отправился в путь, но опять занемог и остановился в цистерцианском аббатстве Фоссанова. Монахи ухаживали за ним в течении нескольких дней. Не смотря на слабость, по просьбе монахов, Фома начал комментировать Песнь Песней. Когда он принимал последнее Причастие, произнес: «Принимаю Тебя, сокровище спасения души моей! Принимаю Тебя, напутствие странствия моего, из любви к Кому я учился, бодрствовал и трудился; Тебя проповедовал, о Тебе учил; никогда ничего не сказал противного Тебе, а если что и сказал, то по незнанию – и не настаиваю на мнении своём, но если где-то я неверно изъяснился о сем Таинстве или иных вопросах, всё оставляю на исправление Святой Римской Церкви, в послушании коей я ныне покидаю сию жизнь».
Почил Фома 7 марта 1274 года.
Данте утверждал, что Фома был отравлен по приказу Карла Анжуйского, однако показания свидетелей смерти Фомы не позволяют предположить такую версию его смерти.
Процесс канонизации состоялся через пятьдесят лет после его смерти. Когда адвокат дьявола на процессе заявил, что Фома не совершил ни одного чуда, один из кардиналов ответил: Tot miraculis, quot articulis - чудес столько, сколько глав (в его Сумме Теологии). 18 июня 1323 года папа Иоанн XXII в Авиньоне, провозгласил Фому святым. Его реликвии были перенесены из Фоссановы в монастырь доминиканцев в Тулузе 28 января 1369 года. Первоначально день его памяти отмечался 7 марта, в день его смерти, но поскольку эта дата обычно приходится на Великий Пост, в новой редакции календаря праздник был перенесен на 28 января – день перенесения его реликвий.
Молитва
Боже, в святом Фоме Ты даровал Церкви Своей провозвестника истины Твоей и образец святой жизни. Ради его заслуг и по его примеру дай нам непрестанно и искренне искать Тебя и любить превыше всего. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Читай также:
Вильгельм из Токо, Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников
Г. К. Честертон, Святой Фома Аквинский
Из произведений св. Фомы:
О, предивная и прекраснейшая трапеза
Крест есть образчик всяческой добродетели
Немудрое Божие премудрее человеков
Закон божественной любви – есть закон всех человеческих поступков
Отправить комментарий