Житие св. Фомы Аквинского

8/09/2021, No Comment

Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава I. Введение. Предзнаменования до его появления на свет. Происхождение и деяния в юности. Учёба. Вступление в орден, 1.*

Бог, некогда приказавший свету воссиять из тьмы, в нынешние времена, когда словно бы наступают сумерки мира и свет познания Его кажется сокрыт руками Его, смилостивившись, опять озарил Церковь лучами нового света и, как бы чудом зажегши для мира множество звёзд, вновь наполнил учением сонм верных учителей Своих. Ибо когда оная Премудрость Божия – Слово Отца – явилась во плоти, дабы просветить душу каждого человека, Она в первую очередь просветила непосредственно апостолов и в первые времена от рождества Господня положила их в основание веры, словно плиты, вытесанные в каменоломне всей Церкви. Во вторую очередь сиянием Солнца правды, отражённым от них, точно от золотых щитов, были озарены Учители Церкви, подобные высочайшим горам божественного созерцания. Поскольку распространение заблуждений вынуждало их снять покров с понимания обоих Заветов, а боговдохновенная истина веры побуждала к открытому изъяснению познания, они по действию Святого Духа написали множество книг, которые воздвигнуты ими, словно ряд башен для защиты от стенобитных орудий еретиков. Они, словно бы подражая предусмотрительному Иосифу, извлекали из Ветхого и Нового Заветов (ср. Мф. 13:52) зерно божественных речений и слагали его, словно в некие житницы, в книги свои. Когда же оказалось, что жито сие непригодно для непосредственного восприятия верными, чтобы сеятели божественного семени могли запросто черпать из житниц и засевать поле Господне, Бог в третью очередь вверил служение слова Ордену БратьевПроповедников, который Божиим промыслом зародился в западных пределах мира, в краю, где заходит вещественное солнце, в лице своего основателя, отца Доминика.

Сему ордену по наущению Святого Духа было вверено выжимать мёд божественных речений, скрытый в сотах Священного Писания, и для вящей пользы верных извлекать их смысл, словно съедобное ядро из скорлупы неудобопонятной буквы, и открыто излагать его; а также, беря зерно из полных житниц книг Учителей, и, тонко просеяв, снова рачительно скапливать в книгах то, чем верные могут проще воспользоваться благодаря большей ясности учения. Таково воинство** звёзд неподвижных, которые по обету послушания сражаются с Сисарой (Суд. 4 и 5), то есть полчищами еретиков; Он призвал их, и они сказали: «вот мы» (Вар. 3:35), готовые по распоряжению Главы Церкви разрушать еретические извращения и распространять ясное, очищенное учение.

Да сбудется на сем ордене обетование, данное ему и его отцу-основателю, о том, что пребудет он до скончания мира, как сказано через Пророка: «Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего… отныне и до века» (Ис. 59:21). Ибо хотя слово земной проповеди в конце мира прекратится (ср. 1 Кор. 13:8), славословие хваления перейдёт в жизнь будущую. Посему и вышесказанный орден, сообразно уподобляемый утренней и вечерней звезде***, как первым оказался среди нищенствующих орденов в начинаниях просвещения, научения и проповедания, так и пребудет дольше всех ради свидетельства проповедуемой веры.

* Thomas Aquinas, Doctor Angelicus Ordinis Prædicatorum (S.). Vita auctore Guilielmo de Thoco Ord. Prædicatorum // Acta Sanctorum, Martii, T. I, pp. 659- 686 с частичной сверкой по Vita S. Thomae Aquinatis auctore Guillelmo de Tocco // D. Pruemmer O.P., Fontes Vitae S. Thomae Aquinatis; Tolosae – 1912, pp. 65-145. В переводе Константина Чарухина для сайта: рускатолик.рф

** Ordo, как и «орден» Проповедников, – прим. пер.

*** т.е. Венере, восходящей дважды, – прим. пер.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий