История стола Маскарелла
В этом году Орден Проповедников отмечает знаменательную дату – 800 лет со дня земной кончины Святого Доминика, который отошёл ко Господу 6 августа 1221 года. Тема юбилейного торжества – «За столом со Святым Домиником» – была вдохновлена столом Маскарелла, на котором вскоре после канонизации Доминика был написан портрет Святого, разделяющего трапезу со своими братьями по Ордену.
Изображение, хранящееся в церкви Санта-Мария-делла-Маскарелла (Santa Maria della Mascarella) в Болонье, является бесценным свидетельством истории Ордена Проповедников. Это первое изображение Святого Доминика, когда-либо написанное, или, по крайней мере, самое старое из дошедших до нас. Доминик изображён с нимбом Святого, обращённым лицом к зрителю, сидящим за обильно сервированным столом вместе с 48 братьями.
Стол Маскарелла. XIII век |
Исключительная иконографическая ценность этого изображения сочетается с его исторической ценностью: согласно болонской традиции XV века, рассматриваемый стол следует отождествлять с трапезным столом, за которым сидел Святой Доминик во время чуда преумножения хлеба для своих братьев.
Чудо с хлебом описывает брат Рудольф из Фаэнцы во время процесса канонизации в Болонье (1233 г.): «Он сказал, что всякий раз, когда в доме не хватало хлеба, вина или какой-либо пищи, обычно приходил к Доминику и говорил: «У нас нет хлеба – или вина». Доминик отвечал: «Иди и помолись, ибо Господь усмотрит». Таким образом, свидетель шёл в церковь помолиться, за ним часто шёл брат Доминик. Бог слышал их, потому что у них всегда было достаточно еды. Иногда по поручению Доминика свидетель брал оставшийся у них кусочек хлеба и клал его на стол, а Господь восполнял недостачу». Также это чудо упоминается в житиях Доминика. Согласно наиболее распространенной версии, двух монахов послали просить милостыню, но они вернулись в монастырь, ничего не собрав. Тогда Святой Доминик помолился Господу, и в трапезной появились два ангела, неся два свёртка с хлебом: об этом вспоминают Константин Орвиетский, Блаженный Гумберт Романский, Иаков Ворагинский и Блаженная Цецилия.
Таким образом, стол Маскарелла можно рассматривать как реликвию соприкосновения как со Святым Домиником, так и с чудесным хлебом, принесённым ангелами.
Иконография и история
По стилю стол Маскарелла можно датировать между четвёртым и пятым десятилетием XIII века. Вероятно, он был написан после канонизации Святого Доминика (1234 г.) как дань уважения Святому, скончавшемуся в Болонье в 1221 г.
Первоначально стол был необычайно длинным (5,76 метра), но впоследствии был разделён на части. Его высота, напротив, осталась практически неизменной и составляет около 44 сантиметров. Более того, на нижнем краю дерева когда-то находилась ныне утраченная надпись. Изначально вместе со Святым Домиником было изображено 48 братьев, но сегодня на всех частях стола можно увидеть только 40.
Святой Доминик и братья изображены за столом полным хлебов и различных предметов, таких как тарелки, ножи, кувшины и бокалы для вина. Ряд богато украшенных арок и колонн обрамляет монахов группами по двое, за исключением Святого Доминика, который один занимает пространство, разделяемое парой братьев. Доминик не слишком выделяется среди других монахов: его фигуру отличает только больший размер, центральное положение и нимб Святого.
В этом старейшем изображении Святого Доминика он показан как один из персонажей в повествовательной сцене, а не как отдельная иконографическая фигура. Дело в том, что стол Маскарелла прославляет, прежде всего, Орден Проповедников в целом, а не только его основателя. В этом смысле доминиканская иконография явственно отличается от францисканской, которая была призвана возвеличить Святого Франциска как выдающуюся личность. Напротив, Доминика часто изображают среди других монахов как primus inter pares – первого среди равных.
Святой Доминик |
В 1332 году в церкви Маскарелла была проведена частичная реставрация, которая коснулась также и стола. Роспись XIII века оказалась закрашена и, как следствие, забыта, а новое изображение было написано на обратной стороне, которая до этого оставалась без украшений. Тогда как изображение XIII века показывает общую праздничную сцену, роспись, сделанная в XIV веке изображает чудо умножения хлеба, о котором рассказывают агиографические источники. Святой Доминик сидит за столом в окружении двенадцати братьев, а два ангела приносят хлеб. Эта иконография напоминает изображения Тайной вечери, где двенадцать апостолов восседают за столом со Христом. Таким образом, показана связь доминиканской общины с общиной апостолов, а Святой Доминик уподобляется Христу. Впрочем, раннее изображение также предполагало эту параллель, представляя Доминика с 48 братьями, что кратно двенадцати.
Реставрация XIV века отвечала требованиям обновления не только в иконографическом, но и в стилистическом плане. Линейные, плавные формы нового изображения контрастируют с монументальностью и ритмичностью оригинала XIII века. В новой версии произведение отвечало художественным вкусам Болоньи XIV века, сформировавшимся под влиянием моды на современное в то время готическое искусство.
Роспись XIV века |
История стола как реликвии
Первое упоминание отождествления стола со столом, за которым было совершено чудо умножения хлеба, можно найти в Кронаке (отчёте) Джерома Альбертуччи де Борселли, настоятеля Болонской доминиканской общины (1497 г.). 14 ноября того же года болонские монахи попытались выкрасть реликвию Маскареллы и поместить её в своём доме. Филено делла Туата, болонский летописец, живший в те времена, пишет о споре между братьями и прихожанами Маскареллы, которые забрали стол обратно и с процессией вернули его в свою церковь.
Попытка кражи парадоксальным образом утверждает, что стол уже тогда считался реликвией. Более поздние болонские источники также подтверждают его религиозную ценность, давая тем самым начало местным благочестивым традициям. Возможно, братья из монастыря Сан-Доменико, желавшие заполучить столь ценную реликвию, были движимы стремлением к централизации: стол Маскарелла оставался единственной болонской реликвией Святого Доминика, которая не хранилась в их базилике, где упокоено тело Святого.
Базилика Сан-Доменико и церковь Маскарелла – две основные точки местной доминиканской географии. В начале 1218 года первоначальная болонская доминиканская община была основана на Маскарелле, но весной 1219 года братья переехали в монастырь Сан-Доменико, тогда известный как Сан-Николо-делле-Винье. Церковь Маскарелла – это памятное место, связанное с болонской историей Ордена, а базилика – святое место, поскольку в ней хранятся мощи Святого Доминика.
Santa Maria della Mascarella в Болонье |
Интерьер церкви Mascarella |
Только болонские источники связывают чудо умножения хлеба с церковью Маскарелла, будучи твердо убеждёнными, что в ней находится именно тот стол, на котором произошло это чудо. Чтобы преодолеть противоречие с другими житиями Святого Доминика, некоторые местные источники различают два чуда, произошедшие в Болонье: они говорят, что на Маскарелле ангелы приносили хлеб, а в Сан-Доменико приносили хлеб и инжир (по версии Иакова Ворагинского и сестры Цецилии чудо это произшло в Риме, прим. ред. ). Пределла Винченцо Спизанелли на хорах базилики Сан-Доменико подтверждает это убеждение иконографическим изображением: художник запечатлел чудо, произошедшее в Сан-Доменико, написав четырех ангелов, один из которых несет корзину инжира.
До попытки кражи стол находился в церкви на балке, как свидетельствует Леандро Альберти в своей книге «История Болоньи 1541 года». Позже он был перемещён в часовню, посвященную Богородице и Святому Доминику, поставлен справа в пресвитерии и защищён решёткой.
В 1823 г. стол был перенесён во вторую часовню справа, посвящённую Успению Богородицы. Тогда он был распилен на три части равного размера, сложенные одна над другой, с намерением разделить картину XIV века, изображающую чудо с хлебом. Это привело к тройному разделению праздничной сцены XIII века, написанной на обратной стороне и в то время скрытой от глаз.
19 декабря 1881 года стол был временно перенесён в комнату, в которой находилось Братство Пресвятой Богородицы Маскареллы. В 1912 году стол был перемещён в часовню Святого Доминика, построенную слева от главного алтаря.
В 1923 году два изображения, созданные в разное время, были окончательно разделены: состоящая из трёх частей картина XIV века была перенесена на холст, а изображение XIII века осталось на оригинальной деревянной поверхности.
Стол Маскарелла сегодня и его богословское значение
Как можно заметить, стол Маскарелла является одновременно произведением искусства и реликвией, что повлияло на его дальнейшую историю.
Картина XIV века находится в третьей часовне слева в Маскарелле: на стене расположены три полотна, возникшие в результате разделения изображения в 1823 году и его переноса на холст в 1923 году.
Раннее изображение XIII века также претерпело изменения и состоит из шести частей. Две из трех частей, возникших в результате разделения в 1823 году, хранятся в Маскарелле, одна над другой в качестве фасада алтаря. Изначально это были центральная часть, на которой изображён Святой Доминик, и часть, находившаяся справа.
Центральная и правая части стола в алтаре церкви Mascarella |
Левая часть стола разделена на четыре фрагмента. Первый, изображающий пять монахов, также размещён в Маскарелле. Второй, на котором были написаны восемь монахов, портреты которых оказались утрачены со временем, с 1931 года находится в Сан-Доменико, в келье Магистра Монеты. Третий фрагмент, с изображением двух монахов, с 1961 года размещён в Музее базилики Санта-Сабина в Риме. Последний фрагмент с портретом одного-единственного монаха утерян.
Братская трапеза. Фрагмент |
Как уже было отмечено ранее, в центре стола изображён Святой Доминик с нимбом над головой, по сторонам от которого находятся ряды ниш с парами братьев-проповедников, сидящих за трапезой, изобилующей хлебом.
Судя по тому, как их изображает неизвестный художник, братья, предположительно, приехали со всей Европы: вероятно, художник видел их во время Общего Капитула (в то время Генеральные Капитулы проводились поочередно в Болонье и Париже). Смысл картины, возможно, был вдохновлен Прологом к Легенде Пьетро Ферранди, вдохновленным, в свою очередь, Буллой о канонизации Доминика, Fons Sapientiae (1234, Риети):
«Бог, многократно и многобразно приглашавший своих избранных на вечный пир, в последние дни или в одиннадцатый час, послал своего слугу сказать приглашённым, чтобы они пришли, потому что теперь всё было готово. В толковании Святого Григория Великого этот слуга – Орден Проповедников, которые должны быть посланы в последнее время, чтобы предупредить души людей о скором прибытии Судьи. Писание предвещало, что возникнет новый Орден Проповедников, и ясно выражало, что [этот Орден] должен быть послан в конце времен, говоря: «Он послал своего слугу звать на пир». Время пира – конец света, то есть последние дни. […] Вот, эти проповедники: божественное Провидение предвидело их Орден в опасностях последних времён, так что, пока суд приближается к тому, кому в унижении было отказано в правосудии, число свидетелей может увеличиваться».
Таким образом, это старейшее изображение того, что во время канонизации Святого Доминика могло быть его собственным пониманием миссии Ордена Проповедников в Церкви.
По материалам Джанни Феста и Элеонора Тиоли
Перевод – с. Маргарита-Иоанна OPs
Отправить комментарий