блаженный Гумберт Романский

2/04/2011, No Comment

Гумберт родился приблизительно в 1194 году в маленьком французском городке Романс (Romans-sur-Isere), неподалеку от Валанс в епархии Вьен. Мы не располагаем никакими точными данными относительно его ближайшей семьи. Гумберт был младшим из множества братьев и сестер и – как утверждает Жерар де Фрашет, автор славного произведения Жития Братьев (Vitae fratrum) – был особенно любим своим отцом. Родители заботились о хорошем образовании детей и по крайней мере двое их сыновей были посланы для получение дальнейшего образования. Старший брат Гумберта, имени которого мы не знаем, начал изучать право сперва в Болонье, а позднее в Париже. После завершения образования вступил в орден Картезианцев, где «вел святую жизнь». В парижские школы был послан также и сам Гумберт. Сперва он получил степень магистра свободных искусств, а потом продолжил обучение в области канонического права. В это самое время, в тайне от своих друзей, он слушал также лекции теологии. В Париже Гумберт столкнулся с братьями проповедниками и их харизматическим настоятелем – магистром Иорданом Саксонским. После длительных размышлений, 30 ноября 1224 года Гумберт присоединился к доминиканцам из конвента св. Иакова. В Житиях братьев мы находим такое вот трогательное и достойное доверия описание обстоятельств вступления Гумберта в орден:

Romans-sur-Isere

Однажды в праздничный день после вечерни Гумберт задержался в церкви своего прихода, чтобы в одиночестве прослушать литургию по усопшим в отсутствие прочих школяров. Во время чтения на хорах к нему подошел приходской священник, и меж ними завязалась беседа. «Друг, - спросил священник, - могу я узнать, не из моей ли ты паствы?» «Думаю, что да», - отвечал Гумберт, объяснив, где он живет. «Тогда ты и впрямь из моих, - продолжал священник. – Раз так, я поделюсь с тобой своими мыслями. Помнишь ли, какие обещания ты дал Богу во крещении?» «Нет; и какие же?» - изумился Гумберт. «Ты обещал отвергать сатану со всеми его деяниями и мирской суетой; ведь когда священник крестил тебя, он спросил, отвергаешь ли ты сатану, и восприемники, на чьих руках ты лежал, от твоего лица ответили ему и сказали: Отвергаю». «Но почему вы сейчас спрашиваете меня об этом?» – не понимал Гумберт. «Причина моего вопроса, - сказал священник, - в том, что здесь, в Париже, столько студентов долгие годы терпит нужду и лишения, чтобы закончить учение – а плодом учения становится все та же сатанинская суета. Гумберт говорит себе: «Когда отучишься в Париже и станешь магистром на своем факультете, то сможешь вернуться домой знаменитым; тебя будут считать великим богословом и предлагать бенефиции, и, несомненно, ты займешь высокое положение в Церкви». Что же это такое, спрошу я тебя, как не сатанинская суета? Бойся, друг, в своем учении преследовать подобные цели! Подумай также, сколько профессоров и студентов сейчас отвергает мир, уходя к братьям из конвента св. Иакова – и поймешь, что все, к чему мы в земной жизни стремимся, не более чем суета». На этих словах священника чтение на хорах закончилось, и последовал торжественный ответ: «Горе мне, Господи, что я согрешил; что станется со мною, бедный я человек! Где мне укрыться, кроме как в Тебе, Бог мой!» Предостережение священника и слова литургии прогремели в ушах юноши, как две трубы, и плодом стало раскаяние духа и потоки слез. По дороге из храма в памяти его были живы эти ужасные слова: «что станется со мною, бедный я человек! Где мне укрыться, кроме как в Тебе, Бог мой! Они вновь и вновь звучали у него в сердце, и вдруг тихий голос в глубине души шепнул ему в ответ: «Укройся у Братьев Проповедников, в монастыре Святого Иакова». Через несколько дней он снова пришел помолиться в собор Богородицы, и такой пыл покаяния охватил его, что он в сердце своем отверг мир, отправился к знакомому брату из Святого Иакова и договорился, что вступит в Орден, как только расплатится с долгами. (…) Студент вступил в Орден в день св. Андрея.

(Жития братьев, IV, 9).

Очень быстро собратья Гумберта оценили его интеллектуальные достоинства. Уже в 1226 году ему доверили служение лектора в конвенте в Лиона, а в 1236 году община этого монастыря выбрала его на пост приора. Спустя четыре года он сменил пост prior conventualis на пост prior provincialis Римской Провинции. В это время его исключительные способности и личность были замечены также наивысшими церковными сановниками. Дважды он был кандидатом на пост папы, сперва после смерти Григория IX (1241 г.), а позднее после двухлетнего периода sede vacante, в 1243 году. В 1246 году он вернулся в Париж и принял пост провинциала Провинции Франции, став преемником первого доминиканского кардинала и славного библеиста Гуго де Сен-Шер. Во время этой второй каденции провинциала он начал работу над подготовкой лекционария, который будет использоваться во всем ордене.

Кодекс Гумберта Романского

Увенчанием его орденской карьеры, и одновременно наилучшим свидетельством уважения, коим он пользовался среди братьев, было то, что на Генеральном Капитуле в Буде, 31 мая 1254 года ему вверили пост Генерального Магистра Ордена Проповедников. Более того, капитул поставил его во главе комиссии, ответственной за то, чтобы пересмотреть и переработать как полный литургический оффиций, вместе со всеми литургическими книгами, так и обязывающую до этого времени версию Книги Конституции (Liber Constitutionum). В результате работ этой комиссии появилась новая редакция доминиканских литургическо-юридических текстов, собранных в т.н. Codex prototypus. После подтверждения следующим капитулом (в 1255 г.) эти тексты были торжественно приняты и оглашены в 1256 г. Следует заметить, что одним из новшеств, введенных Гумбертом, было разделение всей Конституции на lectiones, то есть фрагменты текста, которые следовало читать во время разного рода занятий общины. В 1256 году во время Генерального Капитула Гумберт обратился с просьбой ко всем провинциалам прислать всяческие данные на тему выдающихся доминиканцев и их деятельности. Конкретным результатом этого призыва было составление несколькими годами позже уже упомянутого собрания рассказов под названием Жития братьев (Vitae fratrum). Характерной чертой правления Гумберта была особенная забота о миссионерской деятельности ордена. В этой сфере он выдал несколько циркулярных посланий, призывающих братьев выезжать на миссии. В известном послании 1256 года Гумберт трезво заметил, что тем, что может удержать братьев от принятия такого вызова, является «любовь к своей стране и незнание чужих языков». Добавим только, что, к удивлению самого Гумберта, его просьба к желающим доминиканцам встретилась с таким восторженным ответом, что нельзя было принять всех, которые вызвались. Гумберт занимался не только делами своих собратьев, но также монахинь-доминиканок. В 1259 году он издал упорядоченные и исправленные Конституции для монахинь. Эти тексты, признанные обязывающими всеми монастырями доминиканок, являлись их правовой основой вплоть до 1932 года. Наконец, вспомним еще об одной, оригинальной и новаторской инициативе Гумберта. Магистр, видя, что множественные конфликты со светским духовенством явно ослабляют деятельность ордена, и даже угрожают его привилегиям, постановил заключить соглашение с францисканцами. В 1255 году совместно с настоятелем Братьев Меньших он представил специальное послание к доминиканцам и францисканцам, в котором на будущие столетия были сформулированы фундаментальные принципы сотрудничества обоих орденов. Это пакт – добавим – никогда не был отменен.

Страница из трактата De eruditione praedicatorum

Гумберт занимал этот пост почти десять лет, после чего Генеральный Капитул ордена в Лондоне, принимая во внимание просьбу самого Гумберта, как и состояние его здоровья, принял его отставку. Гумберт вернулся в конвент в Лионе, в котором также было написано большинство его творений, в том числе и трактат De eruditione praedicatorum. В начале 70-х годов XIII столетия Гумберт, по личной просьбе папы Григория Х, согласился участвовать в качестве эксперта в работе Второго Лионского Собора.

Умер Гумберт 14 июля 1277 года в монастыре в Валансе и там же был похоронен. Среди братьев был известен как человек выдающийся и благочестивый, поэтому – не смотря на отсутствие официального подтверждения со стороны Церкви – рядом с его именем часто можем встретить титул блаженного (beatus).

О. Томаш Галушка ОР (из вступления к польскому изданию трактата «О проповедовании и слушании слова Божьего»).

No Comment

Отправить комментарий