13 февраля

2/19/2010, No Comment

Вспоминаем бл. Иордана Саксонского, пресвитера.

"Ты прекрасно знаешь, что в человеке соединяются два элемента: душа и тело. Тело, как видишь, неустанно беспокоится о том, чтоб не умереть с голода. Но душа является чем-то большим чем тело, поэтому не позволяй ей закрыться в теле, но как можно чаще высылай её в духовную страну, что бы там искала пищу, которую не найдет на земле и получают которую, если так можно сказать, не за деньги, а за благочестивую жажду."

Из письма бл. Иордана Саксонского Диане д’Андало

Душа каждого человека жаждет духовной пищи, стремится к Небесному Царству. Но не все люди это замечают в себе, а иногда и заглушают житейскими заботами подобное стремление. Не так было в жизни Иордана Саксонского. Казалось бы человек родился в очень богатой и знатной семье, получал хорошее образование, имел множество перспектив даже в те далёкие годы средневековья. Однако, почувствовав великое желание послужить Богу, отрекся от всего земного и посвятил себя Господу. Вся жизнь этого удивительного человека была наполнена неумолимым стремлением в ту самую "духовную страну", о которой писал в своем письме бл. Иордан, и огромной жаждой насладится "небесной пищей", которую нельзя найти на Земле среди житейских волнений и тревог.

Жизненный путь

Иордан Саксонский родился около 1185 года в замке Борренстрик в Бургерге недалеко от города Дасселя (Вестфалия). Родители его были очень богатыми и знатными людьми. Они принадлежали немецкой семье графов Эберштейнов. Этот род долгое время владел многими землями и замками графства Саксония, в котором и находился тот город, где родился блаженный. С детства Иордан был очень любознательным и талантливым человеком, в юности проявлял большой интерес к различным наукам, искусству, литературе, истории и богословию. Родители уделяли много времени и средств для обучения своего сына и желали, чтоб он получил блестящее образование, что было под силу в средневековье только очень богатым людям.

Сорбонна

Обучение юноша начал в своей родной Саксонии, однако немецкие преподаватели того времени не могли дать многих знаний в области различных наук, которые мечтала освоить обеспеченная молодежь того времени. Поэтому молодой Иордан направился для завершения учебы в Парижский университет, ещё известный как Сорбонна. В XII веке этот университет был одним из самых лучших в Европе. Он был основан ещё в 1150 году и получил международную репутацию благодаря своим академическим достижениям в области гуманитарных наук со времен средневековья, особенно в области теологии и философии. Из Сорбонны выпустились многие знаменитые учёные, деятели искусства,философы, духовные лица, прославившиеся в истории. В Парижском университете учились не только французы, но и студенты-иностранцы, одним из которых был графский сын Иордан из Саксонии. Молодой человек проявлял большие способности к изучению разных наук, преподаватели ценили его талант и замечательную память. По свидетельству некоторых историков в 1218 году (или ранее) студент получил звание магистра искусств и грамматики. Ещё учась в университете, Иордан преподавал в некоторых школах Парижа грамматику, давал уроки детям французских аристократов. И, хотя молодой немец очень желал изучать различные науки, обучение его в университете продолжалось не очень долго. Как и в случае с блаженным Николо Палья, на Иордана произвели большое впечатление проповеди святого Доминика. В те годы, когда Иордан Саксонский учился в Сорбонне, св. Доминик проповедовал во Франции, переходя из города в город. Как и в Италии, проповеди святого производили огромное впечатление на людей, которые часто в корне меняли свою жизнь.

Принятие монашества

Желание вступить в орден проповедников появилось в душе Иордана после посещения нескольких проповедей св. Доминика. Однако он не сразу решился на этот важный шаг. Летом 1219 года студент, прогуливаясь по Парижу, встретился лицом к лицу со св. Домиником. Душа Иордана дрогнула и он, разговорившись с проповедником, признался ему в большом желании стать монахом и последовать за Христом по примеру св. Доминика. Проповедник посоветовал студенту тщательно подумать и принять решение стать монахом осознанно.

Через несколько месяцев, утвердившись в желании принять постриг, Иордан пришел к св. Доминику и стал послушником. Через определенное время к ордену присоединился и друг Иордана так же из Германии Генрих Кёльнский. Иордан с Генрихом имели много общих интересов, вместе учились в Парижском университете и монашеский путь стал для них так же общим.

12 февраля 1220 года Иордан Саксонский принял монашеский постриг и стал одним из монахов доминиканского ордена.

Участник капитулов

Спустя несколько месяцев после принятия монашества, бл. Иордан был избран одним из делегатов от парижского монастыря на капитул доминиканского ордена в Болонье. После заседания капитула Иордан вернулся в Париж, где он получал уже духовное образование и получил степень бакалавра богословия.

А в 1221 году Иордан на капитуле доминиканского ордена в Болонье участниками капитула был избран главой провинции ордена в Ломбардии, которая к тому времени насчитывала уже большое количество монастырей и монахов. На данном капитуле Иордан не присутствовал, а известие о его новом назначении было отправлено в Париж.

Иордан отправился в далёкий путь из Парижа в Ломбардию. Во время своего путешествия монах получил печальное известие о смерти св. Доминика, который был наставником и духовным отцом бл. Иордана.

Служение в Италии

Прибыв в Италию, брат Иордан или, как его стали называть в Италии, фра Джордано поселился в одном из доминиканских монастырей города Болоньи. Здесь он проповедовал, руководил монастырями и монахами. Болонья в то время была не только городом, прославленным достижениями своих жителей в области искусства, науки, архитектуры. В городе было много церквей и монастырей, в том числе доминиканских, которыми мудро управлял бл. Иордан.

Salve Regina

Однако служение проповедника в Италии началось с неприятного эпизода. В монастыре, где жил бл. Иордан, был один инок - брат Бернардо, который отличался неадекватным поведением, чем очень смущал остальных монахов. Вся братия монастыря, во главе с фра Джордано, признали Бернардо одержимым. Во время того, как этот монах начинал вытворять какие-нибудь непристойные вещи, желая показать свое ужасное поведение, бл. Иордан с другими братьями пели гимн Salve Regina Богородице, прося Божью Матерь исцелить Бернардо от душевного недуга. После прослушивания этого гимна, одержимый монах успокаивался. С тех пор фра Джордано предложил ввести гимн Salve Regina в ежедневное литургическое служение доминиканцев.

Магистр ордена

Жизнь фра Джордано в Болонье текла своим чередом. Он много проповедовал, молился, писал произведения на богословские темы. Монах отличался красноречием и харизмой, его проповеди приходили послушать множество людей.

Но в Болонье монах прослужил недолго.

23 мая 1222 год. В Париже собирается новый капитул доминиканского ордена. В это время перед участниками капитула стоит важная задача: избрать нового Генерального Магистра Ордена. Эту должность до своей смерти занимал св. Доминик. Но проповедник скончался ещё в 1221 году, а орден уже год находится без главы. Вторым генеральным магистром было решено избрать бл. Иордана, который к тому времени прославился своими богословскими трудами и яркими проповедями. С того времени количество доминиканских монастырей в Европе достаточно возрасло. Для создания новых обителей Джордано много путешествовал по Италии, Франции, Англии (был в Оксфорде) и своей родной Германии. Здесь им была основана Магдебургская провинция, которой какое-то время лично управлял бл. Иордан, ведь он мечтал, чтоб деятельность монахов-проповедников распространилась по немецким землям.

Смерть друга

По некоторым источникам, блаженный в Германии снова встретился со своим другом Генрихом из Кёльна, который так же вступил в доминиканский орден и был направлен служить и проповедовать на немецкие земли. С момента своего знакомства в университете и после вступления в орден друзья поддерживали общение между собой. Когда были разлучены расстоянием, писали друг другу письма. Но так случилось, что общение Генриха и Иордана в Германии продлилось недолго. Генрих был к тому времени тяжело болен и скончался на глазах бл. Иордана. Это произошло в 1229 году. Монах похоронил своего друга в одном из монастырей. Больше в Германии он не задержался и уже в 1230 году пришел в Оксфорд с проповедью и желанием основать там доминиканские монастыри.

Возвращение в Италию

В 1235 году блаженный был вынужден вернуться в Болонью. Там состоялось торжественное перенесение реликвий св. Доминика. Таким образом брат Иордан отдал последнюю дань своему любимому учителю, наставнику в монашеской жизни.

Но после долгих, трудных, полных тревог путешествий бл. Иордана по Европе здоровье монаха ухудшилось, он страдал от частых и достаточно продолжительных лихорадок (поднималась высокая температура, которая отнимала у человека все силы). Монах стал часто чувствовать себя плохо и потому отказался от управления орденом. Это случилось в 1234 году. Тем не менее блаженный некоторое время управлял доминиканскими монастырями в Париже, а после в Болоньи.

Путешествие в Святую Землю

Доминиканский орден с годами развивался, в Европе уже было много монастырей и монахов-проповедников. Тогда было принято решение основать доминиканские монастыри и в Святой Земле. Блаженному Иордану предложили принять участие в путешествии в Палестину с миссионерской целью. Несмотря на состояние здоровья, монах согласился, ведь ему так хотелось побывать на той земле, где жил, ходил и проповедовал сам Господь. Такое путешествие в средневековье было настоящим подвигом, оно могло длиться от нескольких месяцев до года, было сопряжено со многими трудностями, включая качку на корабле, штормы в море во время путешествия, нападения пиратов и разбойников. Но монах не испугался этих трудностей и твердо решил принять участие в путешествии.

В Святой Земле проповедник побывал, но в Европу он так и не вернулся.

Кораблекрушение

Когда бл. Иордан с несколькими братьями-монахами возвращался из Палестины на корабле, поднялся страшный шторм, в борту появилась большая пробоина и корабль рассыпался в щепки. Тщетно люди, находившиеся на корабле, пытались спастись. Корабль пошел ко дну вместе с экипажем. В этом ужасном кораблекрушении погиб и блаженный Иордан Саксонский, его смыло штормовой волной за борт.

Это произошло 13 февраля 1237 года около берегов Сирии. Смерть проповедника была полной неожиданностью для монахов доминиканского ордена, которые знали бл. Иордана, общались и дружили с ним.

Последнее пристанище

Через несколько дней после кораблекрушения тела погибших монахов выбросило на берег. Люди, нашедшие их, сообщили об этом доминиканском монахам, которые перевезли тела в церковь доминиканского монастыря в Акко, где они и были похоронены. Акко - это город, находящийся на территории современного Израиля в Западной Галилеи на берегу Средиземного моря. Город древний, имеет богатую и очень интересную историю, которая связана, в том числе, и с Ветхим Заветом. Этот город, правда под другим названием, упоминается даже в книге Иисуса Навина. В данной местности проживали раньше, как и сейчас, евреи, арабы, но было и небольшое количество европейцев. Несмотря на религиозные разногласия жителей, в городе христиане основывали монастыри и строили церкви. Именно в таком удивительном библейском месте удостоился найти последнее пристанище блаженный проповедник.

Останки бл. Иордана благоговейно были похоронены в церкви св. Иоанна в Акко. Существует такой интересный факт: у гроба блаженного стали совершатся чудеса и слава об этом облетела весь город. Блаженного стали почитать не только христиане, но и даже мусульмане, проживавшие в Акко.

Вскоре после погребения блаженного св. Лудгарде, одной из монахинь-подвижниц средневековья, было видение Иордана Саксонского в славе среди Апостолов и Пророков. Таким образом знавшие проповедника люди поняли, что он удостоился Небесного Царства.

Папа Лев XII 10 мая 1826 года провозгласил монаха блаженным и установил его почитание 13 февраля.

"Живи честно, люби, учись"

Эти слова стали правилом жизни для бл. Иордана. Он часто повторял их, когда люди спрашивали его, как же следует жить христианину? Впоследствии данное небольшое, но очень глубокое по своему смыслу правило блаженного станет своеобразным девизом для доминиканцев, да и для многих настоящих христиан. И каждое из положений этого правила блаженный выполнял с большим усердием: монах со всеми всегда был честен, имел большую любовь к людям и Богу и многие годы своей жизни посвятил учебе, начиная с Парижского университета. Но под учебой проповедник подразумевал и постоянную потребность христианина в обучении правильной, добродетельной жизни, следованию за Христом. Обладая живым умом, благородной волей, щедрым сердцем и будучи всегда готовым помочь, фра Джордано умел правильно общаться со всеми людьми, которые к нему обращались, относясь к ним с огромной любовью и пониманием. У него была удивительная способность утешать обеспокоенных и вселять в отчаившихся надежду. Особенно блаженного любила молодежь: юноши и девушки с большим вниманием слушали проповеди монаха, приходили к нему за духовными советами. Поэтому монах часто проповедовал в школах и университетах, где многих студентов и преподавателей привлек к монашескому пути, особенно в Париже и Болоньи. Такие проповеди монах проводил следуя примеру своего великого учителя св. Доминика, который когда-то направил к монашеской стезе и самого Иордана - тогда ещё студента Парижского университета.

Первый доминиканский писатель

Блаженный Джордано был первым значительным доминиканским писателем. Он создал много книг о доминиканском ордене, в том числе о жизни и подвигах св. Доминика. Одна из них Libellus de Principiis Ordinis. По сей день сохранилось немало записанных проповедей блаженного и его писем к духовным чадам. О самом же бл. Иордане так же написано немало книг различными историками и богословами.

Самое большое чудо - это душа человека

Летописец XV века Джованни Мейер в своем произведении, посвященном блаженному, воздает ему большую похвалу, заканчивая произведение фразой: «pater gloriosis coruscat miraculis et multis multa beneficia praestat», что переводится как «отец славный, знаменитый чудесами и многие из них прославлены многими благами».

В жизни бл. Иордана, по рассказам его современников, случалось немало чудес, однако большим чудом для окружающих его людей был он сам: чуткий и добрый, любящий и кроткий, искренний и отзывчивый; понимающий духовный отец, мудрый наставник, монах-подвижник, истинный христианин, настоящий друг...

Молитва

Боже, Ты прославил блаженного Иордана, священника, как ревнителя о спасении душ и умелого созидателя Ордена. Дай нам по его примеру и заслугам, с верностью проповедовать путь спасения и жить тем же духом, неустанно служа возрастанию Царства Христова. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Читай также: Легенда об Иордане Саксонском.

Из наследия блаженного Иордана:

О началах Ордена Проповедников

письма к Диане и к другим особам

No Comment

Отправить комментарий