Славься, Царица, Матерь Милосердия, жизнь, услада и надежда наша, славься. К тебе взываем, изгнанные чада Евы, к Тебе воздыхаем, стеная и плача в этой юдоли слез. О Заступница наша, обрати на нас милосердные взоры Твои и после этого изгнания яви нам Иисуса, благословенный плод чрева Твоего. О милостивая, о благая, о сладостная Дева Мария. (Аллилуя).
- Позволь мне славить Тебя, Пресвятая Дева (Аллилуя).
- Дай мне силы противостоять врагам Твоим (Аллилуя).
Помолимся: Господи Боже! Благоволи дать нам здоровье души и тела и через по заступничеству Пресвятой Богородицы избавь нас от зла на земле и одари вечной радостью в небе. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Для множества людей связанных с Доминиканским Орденом григорианский антифон посвященный Богородице Salve Regina является наибольшим доминиканским сокровищем, любимейшим элементом нашей духовности, штандартным „specialite de la maison”. Многие удивляются, когда узнают, что Salve возникла раньше, чем Доминиканский Орден и присутствует в духовности многих других орденов, а также во всей Католической Церкви. Тем не менее, для каждой особы связанной с нашим Орденом – братьев, монахинь, сестер из разных конгрегаций и тысяч светских людей – этот прекрасный антифон является чем-то особенно важным и близким.
Точно неизвестно когда возник текст. Наверняка он очень древний, появился, наверное, еще в первом тысячелетии. Музыку написал в XI веке бенедиктинец, св. Герман из Райхенау. Судьба этого необычного человека во многом припоминает судьбу нашей доминиканской святой - Маргариты из Читта ди Кастелло. Герман родился в семье немецкого дворянина, но был калекой, не способным самостоятельно передвигаться. Его отдали под опеку монахов в бенедиктинский монастырь в Райхенау. В монастыре проявились его скрытые таланты, а прежде всего – тяга к знаниям. Он был одним из величайших ученых XI века: занимался не только музыкой, но и историей, астрономией, математикой. Некоторые из его работ сохранились до сегодняшнего дня.
Обстоятельства, при которых антифон Salve Regina появился в литургической практике Доминиканского Ордена, описывает блаженный Иордан Саксонский, второй Генеральный Магистр Ордена, в «Книге о началах Ордена Проповедников». Приблизительно в 1230 году, оказалось, что один из братьев в Болонье, Бернард, был одержим злым духом, из-за чего жизнь в монастыре стала невыносимой. Под влиянием постоянного присутствия дьявола даже сам блаженный Иордан начал чувствовать сомнения, трудности и искушения, с которыми трудно было справиться. Тогда братья начали петь после повечерья антифон Salve Regina, отдавая себя, таким образом, под опеку Матери Божьей. Из болонского монастыря этот обычай очень быстро распространился на весь Орден. Иордан пишет: «Некий благочестивый и достойный веры человек, говорил мне, что часто, когда братья пели Eia ergo advocata nostra, он духовным взором видел, как сама Матерь Божия склонялась в поклоне перед своим Сыном и просила Его сохранить весь Орден».
С тех пор доминиканцы во всем мире ежедневно вечером поют Salve Regina (ныне во время вечерни, являющейся последней общей молитвой на протяжении дня), а также при одре умирающего собрата. В этом антифоне они отдают себя под опеку Божьей Матери, отправляясь на покой как ночной, так и вечный.
Cтраница XIV-вечной рукописи из монастыря доминиканских монахинь в Пуасси (Франция) – оригинальная средневековая версия антифона.
В орденских преданиях сохранился рассказ о доминиканских мучениках, которые пели Salve Regina в момент своей смерти. Случилось это в 1260 г., когда татарское войско вторглось на территорию Польшу, уничтожая все на своем пути. Среди осажденных городов оказался также Сандомир, в котором находился один из крупнейших доминиканских монастырей. Татары вырезали всех монахов - приора Садока и 48 собратьев. Доминиканский историк Авраам Бзовский записал, что ожидая своей смерти, они пели Salve Regina. «Прерванную гибелью песнь во славу Девы Богородицы братья продолжили, восходя на небеса, а голоса их сливались в такой сладостный хор, что никогда еще так не звучали голоса смертных».
Современная версия антифона Salve Regina немного отличается от версии, которую пели доминиканцы в средневековье. К ней прибавили два слова, чтобы унифицировать с версией, которая поется во всей Церкви.
Доминика Крупинская
Предлагаем вам прослушать этот антифон в исполнении американских братьев-доминиканцев.
Отправить комментарий