Вспоминаем бл. Садока, пресвитера, и с ним 48 братьев, мучеников сандомирских
История и легенды
Монастырь Доминиканцев в Сандомире – один из первых в Польской провинции Ордена. Ян Длугош (1415-1480) в «Анналах» пишет о его основании так: Лета Господнего 1226. … Упомянутый епископ Иво в этом году основал еще один монастырь Ордена Проповедников, посвященный св. Иакову в Сандомире, и передав его братьям Ордена, церковь, монашеские кельи и монастырские здания для них построил.
Напомним, что Иво Одровонж, предположительно дядя святого Гиацинта, основал также и первый доминиканский монастырь в Кракове. И хотя св. Гиацинт, наверное, не был среди первых братьев сандомирской общины, отсюда происходили его соратники, например – последний приор доминиканцев в Киеве был Мартин из Сандомира (1233).
В XIII веке Польша не раз подвергалась набегам монголов. Вспомнить хотя бы знаменитый западный поход (1236-1242). Целью этого похода была Венгрия, но один из отрядов монголов, под предводительством Байдара, внука Чингис-хана, обогнув Карпаты с севера, вторгся в южную Польшу. 28 марата 1241 года был взят Краков и Сандомир, осажден Бреслау, а 9 апреля состоялась знаменитая битва при Легнице, в которой монголы одержали сокрушительную победу над объединенным польско-германским войском, командовал которым князь Силезии Генрих Благочестивый, который также пал в этом сражении.
Ян Длугош писал о монголах так: Сей же народ Татар, допущенная небесами кара для наказания порочности, прегрешений и преступлений поляков и других народов христианских, название свое взял от реки Тартар, текущей в стране Татарской; а как многие считают, Татары, ранее Монголами называемые, от множества своего получили имя, ибо на их языке множество именуется тартар. Это люди безбожные, жестокого умысла и не менее жестокие в делах, низкого роста, с короткими ногами, носами плоскими и вогнутыми, с лицами широкими безбородыми, с глазами малыми но быстрыми, грудью просторной, обширной, кожа противная, чернявая, строение тела сильное; питаются конским молоком, сукровицей и падалью, сырой пищей и мясом, а особенно просом, смешанным с конской кровью; хлеба, соли и никаких приправ не терпят. К блуду же и телесному разврату особенно склонны, переносят равно и холод, и зной, довольствуются худой и какой угодно пищей. Друг с другом вежливы и дружелюбны, верны, искренни и человечны, для чужих сперва любезны, но потом хитры, коварны и лживы, в требованиях навязчивы, к даванию нескоры и трудны.
Почти двадцать лет спустя, уже под предводительством Бурундая, монголы подступили к стенам Сандомира. Сохранилось два исторических источника, описывающие действия монголов во время этого набега: Chronica Poloniae Maioris (Великая или пространная хроника поляков или лехитов, Великопольская хроника) и Русская Летопись. В обоих этих повествованиях судьба монахов не описана подробно. Летопись утверждает, что татары сначала захватили город Сандомир, который был расположен поблизости храмов св. Павла и св. Иакова (в котором находились доминиканцы), а потом, через день или два, 2 февраля 1260 года сдалась и цитадель. Несмотря на обещания, что всем, кто там прятался, будет дарована жизнь, воины Бурундая вырезали всех, кто собрался в коллегиате, не ее склонах и на лугах возле Вислы. Цитата из Русской Летописи: «Монахи со священниками и дьяконами творили молитву, пропели святую Мессу и приняли святое Причастие, сначала сами, потом причастили дворян с женами и детьми и все от малого до великого исповедовались [...], ибо много народа было в цитадели. Потом вышли из цитадели со свечами и кадилами [...], а плач был великий и воздыхания; мужья оплакивали жен своих, матери детей, брат брата, но не было ни кого, кто бы смиловался над ними. А выходящих из города [...] взялись татары всех убивать, мужей вместе с женами, и не осталась ни одна душа живая».
О событиях того времени упоминает Ян Длугош. В своей книге Liber beneficiorum он пишет о мученичестве сандомирских доминиканцев, упоминает число убитых во время набега монахов (46), а также о том, что погибли они с пением „Salve Regina”. Доминиканский историк и теолог Авраам Бзовский (1567-1637), в труде Propago Divi Hyacinthi описал чудесное пророчество о смерти, речь приора к братьям и спрятавшегося на чердаке малодушного монаха.
Одним из исторических препятствия для процесса беатификации было отсутствие останков мучеников. В 1959 проф. Лешек Сарама, в результате раскопок на территории монастыря св. Иакова, обнаружил общую могилу, а в ней около 330 склетов людей различного возраста и пола. При них были найдены острия копий и стрел. Обнаружены были также пряжки от поясов, что могло бы указывать на скелеты монахов, которых также погребли в общей могиле.
Приор Садок и сподвижники
О молодости блаженного Садока известно немного. Правдоподобно, в 1217 году он обучался в Болонье, где встретил святого Доминика, который и принял его в орден. В 1221 году, вместе с блаженным Павлом Венгерским был послан в Венгрию и Паннонию с целью основания там новой провинции ордена. Позднее был миссионером в землях Молдовы и Валахии, среди куманов и приором в хорватском Загребе, потом вернулся в Польшу и стал приором в Сандомире, где и встретил свою смерть.
Точно не знаем, сколько было убитых доминиканцев – сподвижников Садока. Числа, которые упоминают позднейшие предания, не постоянны и не свидетельствуют о непрерывной традиции. Чаще всего говориться о сорока девяти. Наверное, нельзя полностью доверять списку имен, который как кажется, является вымыслом Бзовского. Гипотетический список мучеников на основе фресок в храме св. Иакова в Сандомире таков: 1. о. Садок, приор; 2. o. Малахия, проповедник; 3. o. Павел, викарий; 4. o. Андрей, ответственный за сбор пожертвований; 5. o. Петр, привратник; 6. o. Иаков, магистр новициев; 7. o. Абель, эконом; 8. o. Симон, исповедник; 9. o. Клеменс; 10. o. Варнава; 11. o. Илия; 12. o. Варфоломей; 13. o. Лука; 14. o. Матфей; 15. o. Иоанн; 16. o. Варнава; 17. o. Филипп; 18. бр. Онуфрий, клирик; 19. бр. Доминик, клирик; 20. бр. Михаил, клирик; 21. бр. Матий, клирик; 22. бр. Мавр, клирик; 23. бр. Тимофей, клирик; 24. бр. Гордиан; 25. бр. Фелициан; 26. бр. Марк; 27. бр. Иоанн; 28. бр. Гервазий; 29. бр. Христофор; 30. бр. Донат; 31. бр. Медарт; 32. бр. Валент; 33. бр. Иоахим, диакон; 34. бр. Иосиф, диакон; 35. бр. Стефан, диакон; 36. бр. Фаддей, субдиакон; 37. бр. Моисей, субдиакон; 38. бр. Авраам, субдиакон; 39. бр. Василий, субдиакон; 40. бр. Давид, клирик; 41. бр. Аарон, клирик; 42. бр. Бенедикт, клирик; 43. бр. Даниил, новиций; 44. бр. Товит, новиций; 45. бр. Макарий, новиций; 46. бр. Рафаил, новиций; 47. бр. Исаия, новиций; 48. бр. Кирилл, новиций; 49. бр. Иеремия.
Почитание мучеников
Культ сандомирских мучеников начался сразу же после их гибели. В Рим были посланы два священника, которые по счастливой случайности избежали смерти: сандомрский декан Бодзант и каноник Войцех. По их прошению папа Бонифаций VIII в булле от 11 нояюря 1295 г. даровал 300 дней отпущения верным, которые 2 июня посетят колегиату Пресвятой Девы Марии в Сандомире. В XIV веке это отпущение перенесли на 13 мая, поскольку выпадало оно только 5 дней после праздника св. Станислава, из-за чего верные не успели бы побывать в обоих местах. Папа Иннокентий VI перенес день ежегодной памяти мучеников на 28 мая. В 1440 г. воспоминание снова отмечали 2 июня. В XIV веке в храме св. Иакова посвятили мученикам отдельную часовню, в которой находился алтарь с их образом. В XVII веке пытались добиться беатификации Садока и его сподвижников. Сегодня литургичская память блаженных мучеников в Католической Церкви отмечается 2 июня (ранее 29 октября). Существует отдельная литания к блаженному Садоку.
Молитва
Всемогущий вечный Боже, ты даровал блаженному Садоку и сподвижникам приобщиться страданиям Христовым; укрепи нас Своей благодатью в нашей немощи, дабы подражая мученикам, не боявшимся умереть ради Тебя, мы отважно исповедовали Тебя всей нашей жизнью. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Отправить комментарий