17 августа

8/17/2010, No Comment

Вспоминаем святого Гиацинта Одровонжа, священника

Облачившись в литургические одеяния, Гиацинт подошел к алтарю, чтобы как обычно отслужить святую Мессу. Уже несколько лет он проповедовал слово Божье в старинном граде Киеве. За это время он обратил ко Христу сердца многих людей и создал здесь первую общину братьев доминиканцев. Монастырь был посвящен Пресвятой Богородице и Ее заступничеству вверили себя братья проповедники. И в это утро, собираясь на молитвы, братья также, как и раньше, вверяя себя Ее опеке, надеялись на Ее небесное покровительство. Ведь времена изменились… Слухи о новых, ранее не виданных, захватчиках из глубин Азии уже достигли Киева, и не только слухи…

Не успел Гиацинт начать святую службу, как в городе раздались крики и суматоха. Орды Бату-хана уже штурмовали городские ворота. Испуганные братья, перекрикивая друг друга, обращались к своему настоятелю: «Отче блаженный! Мы погибли, бежим скорее, быть может, еще успеем уйти из рук язычников! Они уже ломятся в ворота монастыря!»

Услышав это, святой муж, принял решение спасать вверенное ему малое стадо. «В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад» - вспомнил он слова Евангелия (Лк 17,31). Решив уходить немедля, он взял самое ценное, что находилось в монастырском храме – сосуд со Святыми Дарами – истинным Телом Христовым. Когда он был уже на середине церкви, вдруг услышал неземной голос.

Обратилась к нему алебастровая фигурка Пресвятой Девы, стоявшая в храме: «Сын мой Гиацинт, Сына моего ты забираешь, а Меня оставляешь на поругание татарам? Возьми и Меня с собой!» Изумленный этим голосом, Гиацинт ответил: «О, Достославная Дева, слишком тяжела Твоя статуя, как же я ее унесу?» Дева же ответила: «Возьми ее, а мой Сын сделает ее легкой». Тогда святой муж, держа в одной руке Тело Христово, во второй неся фигурку Богородицы, которая казалась ему легче соломинки, безопасно прошел вместе с братьями через орды монголов, которые, ворвавшись в город, начали жечь и опустошать его. Придя к берегу Днепра, Гиацинт разложил на воде свой плащ, и на нем, как на ладье, благополучно переправился на другой берег реки, таким образом и себя и своих братьев спасая от неминуемой смерти.

Во знаменование этого чуда на реке остался след этого перехода, который видели и под присягой об этом засвидетельствовали его спутники. Фигурку же Пресвятой Девы Гиацинт принес в Краков, где она снова обрела свою, присущую камню, тяжесть.

Примерно в такой, или подобной версии сегодня пересказывают легенду о бегстве святого Гиацинта из Киева. Как в действительно выглядела первая доминиканская миссия в столице нынешней Украины, и кем на самом деле был святой Гиацинт?

Родился наш святой в селении Камень, что в Верхней Силезии, приблизительно в 1182 году. Происходил он из силезской ветви Одровонжей – знатного рода моравского происхождения. Представители этого рода были людьми энергичными, предприимчивыми и инициативными. Иво Одровонж, епископ Кракова и канцлер при дворе князя Лешека Белого, был дядей Гиацинта. Позднейший краковский епископ – Ян Прандота, также приходился ему родственником. Гиацинт обучался в краковской кафедральной школе под началом Викентия Кадлубка, позже получил богословское и юридическое образование в Париже и Болонье. Действительно ли так было? Точных исторических данных касательно его образования нет, но разве его достопочтенный дядя – епископ, не мог обеспечить любимому племеннику самое лучшее на то время образование? Гиацинт принял рукоположение и стал каноником при краковском кафедральном соборе. И вполне возможно, что дядя готовил его в качестве своего преемника. Наверняка Гиацинт стал бы следующим епископом, если бы не одно событие, радикально изменившее его жизнь.

Примерно в 1220 году, Иво Одровонж отправился в Рим, взяв с собой и любимого племянника. Здесь они и повстречали святого Доминика, став свидетелями одного из его чудес – воскрешения упавшего с лошади юноши, племенника кардинала Стефана Орсини. И быть может не только увиденное чудо, но сама личность Доминика, харизма недавно основанного им Ордена, заставили Гиацинта и двух его спутников просить его милости принять их в Орден. На что Доминик с радостью согласился.

Приняв орденское облачение и принеся монашеские обеты, предварительно пройдя период испытаний, первые польские братья были направлены на родину. Случилось это в 1221 году, и выслал их в Польшу сам святой Доминик незадолго до своей смерти, или это случилось уже после таковой в 1222 году? Так или иначе, св. Гиацинт, вместе с собратьями: блаженным Чеславом и Германом Немцем, отправились в путь. Согласно традиции, Гиацинт основал доминиканский монастырь во Фризак (в Австрии), где пребывал около шести месяцев. Везде, где они проходили, в городах Чехии, Силезии и Польши основывали монастыри, знакомили местное население с духовностью нового ордена и проповедовали слово Божье. В Кракове епископ Иво передал им церковь Святой Троицы, которая и ныне, вот уже 800 лет, является духовным центром польских братьев Проповедников. Гиацинт стал настоятелем польских доминиканцев, и вместе с собратьями начал проповедническую деятельность в Кракове и окрестных землях. Польская Провинция Доминиканского Ордена была установлена на генеральном капитуле в мае 1228 года, и быстро развивалась, обогащаясь новыми монастырями и множественными призваниями.

Следует заметить, что Польша в те времена переживала период раздробленности. Некогда единое королевство Пястов разделилось на несколько удельных княжеств, в которых князья постоянно выясняли отношения друг с другом, часто заключая временные союзы с германскими, венгерскими или русскими с властителями. Так, например, Лешек Белый, внук Болеслава Кривоустого (поделившего Польшу между своими сыновьями), канцлером которого был Иво Одровонж, боролся за краковский княжий престол со своим дядей Мешко Старым – сыном Болеслава Кривоустого. Победить его в битве при Мозгаве (1195 г.) помог Роман Мстиславич – князь галицко-волынский. Лешек помог Роману в боях за Галич, но вскоре поссорился с союзником и сразился с ним в битве при Завихосте (1205), в которой Роман погиб. После его смерти в Галицко-Волынском княжестве продолжалась борьба за власть, в которую активно вмешивались поляки и венгры, пока наконец (в 1245 г.) к власти не пришел сын Романа – Даниил Галицкий. А Лешек Белый был предательски убит в 1227 году в Гонсаве, во время вече польских князей. В смерти его винят Святополка – герцога Померании. На краковский престол заявил свои права младший брат Лешека – Конрад, князь Мазовецкий, тот самый, который в 1226 году (или 1230) пригласил в Польшу Тевтонский Орден. Но за Краков ему пришлось побороться с Владиславом Тонконогим, сыном Мешко Старого от второго брака с Евдокией Киевской, дочерью Изяслава Мстиславича. Владислав и стал князем Кракова. В таких вот нелегких политических условиях жил и проповедовал слово Божье святой Гиацинт.

Деятельность св. Гиацинта, конечно, не ограничивалась только Краковским княжеством. Он проповедовал также в Мазовии и Померании. Тот самый герцог Святополк передал доминиканцам в 1227 году церковь св. Николая в Данциге, ставшую центром миссионерской деятельности братьев в северной Польше и в Пруссии.

После генерального капитула в Париже (1228 г.), на котором была утверждена Польская Провинция Ордена, св. Гиацинт, принимавший участие в капитуле, решил вместе с товарищами отправится на Русь, в Киев. Русь в те годы, как и Польша, переживала период раздробленности. В Киеве в то время правил Владимир Рюрикович, занявший престол после гибели в битве на Калке (1223 г.) Мстислава Старого. К сожалению, первая встреча русских князей с монголами, окончившаяся полным разгромом объединенных русско-половецких войск на Калке, ничему их не научила. Вместо того, чтобы объединиться и подготовиться к достойному отпору новых завоевателей, русские князья продолжали междоусобицы. Какова была цель этого путешествия Гиацинта? Была ли это исключительно духовная миссия, или же он также выступал послом, представляющим интересы польских князей?

Лектор Станислав Краковский – первый «биограф» св. Гиацинта, живший почти сто лет позже, но имевший доступ к архивам краковского монастыря и к живой традиции доминиканцев, описывает его путешествие буквально в нескольких словах: «Лета Господнего 1222 (дата ошибочна, правдоподобно речь идет о 1229 г.) святой Гиацинт вместе со своими товарищами: братьями Годином, Флорианом и Бенедиктом прибыли в Киев. Рассевая там слово жизни и сияя многочисленными знамениями и чудесами, он принял монастырь Братьев Проповедников в честь Преславной Девы. Продолжив там свое пребывание 4 года, принял в Орден бесчисленные толпы священников и клириков. Но в начале пятого года, оставив в Киеве брата Година, он отправился в сторону Кракова». Таким образом уход Гиацинта из Киева не был связан с нашествием монголов, и произошел несколькими годами ранее. Нет у Станислава и истории с фигуркой Богородицы, а чудесное форсирование реки он описывает в другом месте, и это был не Днепр, а Висла (во время его путешествия в Мазовию).

Как в действительности могла выглядеть миссия Гиацинта в Киеве? Что предполагают историки? Прибыв в Киев, первые доминиканцы поселились в монастыре Пресвятой Девы Марии, основанном ирландскими бенедиктинцами в 1159 году, которые прибыли сюда из Вены, а который к тому времени уже опустел. Этот деревянный монастырь с церковью находились за Лядскими воротами града Ярослава. Киев все еще был важным торговым центром, и правдоподобно в этом месте существовало поселение немецких купцов. Естественно, что доминиканцы служили не только местным католикам, но и привлекали в свою паству православных, из-за чего наверняка возникали конфликты с местным духовенством. Возможно, что по распоряжению папы Григория IX в 1232 году Гиацинт исследовал возможность установления на Руси латинского епископа. На Руси Гиацинт мог пребывать до 1232-33 года, и оставив в Киеве общину братьев, благополучно вернулся в Краков, чтобы подготовиться к очередному миссионерскому путешествию. Однако судьба оставшихся в Киеве доминиканцев не была столь благополучной. Вскоре князь Владимир Рюрикович изгнал их из своей столицы, еще перед приходом Батыя. Ян Длугош в «Анналах, или хронике великих королей Польши» пишет так: Лета Господнего 1233. Владимир князь Киевский, опасаясь, что б его греческий обряд не получил ущерба и унижения от монахов Ордена Проповедников, то есть Мартина из Сандомира, приора Киевского и других его братьев – мужей благочестивых и весьма образцовых, изгнал упомянутых монахов из церкви Святой Марии в Киеве, которая была определена этому Ордену, при которой они имели свой монастырь, и сурово запретил им, чтобы снова не осмеливались в него возвращаться.

Вернувшись в Краков, Гиацинт стал готовится к путешествию в Пруссию. До сих пор в этой языческой стране активно действовал епископ Кристиан – цистерцианец, который в 1233 году во время своего миссионерского путешествия, попал в плен к пруссам. Гиацинт, завязав постоянное сотрудничество с братьями Тевтонского Ордена, стал руководителем миссионерской деятельности в Пруссии. Обращал язычников и служил как пастырь рыцарям-крестоносцам.

Тевтонский Орден, а точнее Орден Госпитальеров Пресвятой Девы Марии Германского (Тевтонского) Дома в Иерусалиме, был основан немецкими рыцарями в 1190 году в ходе Третьего Крестового Похода, близ крепости Акра (Иерусалим в то время находился в руках Саладина). Девиз Ордена: «Помогать — Исцелять — Защищать». Как и другие рыцарские ордена, созданные в Святой Земле, Тевтонский Орден также имел свои представительства в Европе и старался создавать новые. Неудачи в Палестине склонили рыцарей к принятию участия в походах против язычников в других странах. Пытаясь обезопасить свои земли от языческих пруссов, князь Конрад Мазовецкий пригласил их в свои земли. Противостояние поляков с Тевтонским Орденом начнется позже: в 1308 году рыцари захватят Данциг, устроив там резню, а в 1410 произойдет знаменитая Грюнвальдская битва. В интересующий же нас период, тевтонские рыцари довольно тесно сотрудничали с польскими доминиканцами, хотя методы христианизации, конечно, были различными.

Деятельность должна была быть успешной, поскольку в 1236 году папа дает распоряжение своему легату разделить Пруссию на четыре епархии и выбрать епископов из числа доминиканцев. Однако вскоре началась многолетняя война между Пруссией, которую поддерживал Святополк Померанский и Тевтонцами в коалиции с польскими князьями, в результате чего миссионерская деятельность полностью угасает (1242 г.). Гиацинт вернулся в Краков, где и провел последние годы жизни, продолжая активную пастырскую деятельность.

Почил 15 августа 1257 года. Летописец Ян Длугош так записал в своих «Анналах»: Лета Господнего 1257. Пятнадцатого дня августа месяца, в час девятый (nonarum hora) Святой Гиацинт из Ордена Проповедников, поляк благородного рода, из села Ланка, Опольского уезда, по многих трудах и служениях для распространения веры христианской и для спасительной пользы для душ в Польше и на Руси со рвением им предпринятыми, и совершив множество славных и удивительных чудес (среди которых было то особенное, что под городом Вышеградом, за неимением челна для переправы, бросив плащ на воду, и став на нем, вместе с тремя братьями Ордена Проповедников, то есть: Флорианом, Годином и Бенедиктом, в присутствии всего люда вышеградского, реку Вислу как посуху преодолел) в монастыре Святой Троицы в Кракове благочестиво и с великой святостью жизнь свою окончил. В Отчизну вечного света ввела его Матерь милосердия, поющая: «Взойду на гору благоухающей мирры» (Ibo mihi ad montem myrrhae) в хоре сопутствующих ему Ангелов (как в момент смерти упомянутого св. Гиацинта видела в своем откровении благочестивая и святая Бронислава, монахиня из Звежинецкого монастыря), а Краковский епископ Прандота со многими собравшимися людьми в том же монастыре Святой Троицы его похоронил. Столькими же и столь великими чудесами при жизни и после смерти позволил ему Бог Всевышний прославиться, что не только достойным, но даже наиболее достойным был он канонизации (если бы не то, что поляки забыли об этих чудесах, а до папы известия о них не дошли). Был он первым кто привил и основал пять монастырей своего Ордена: во Фризаке, где брата Германа рода немецкого оставил; в Кракове, где сам был настоятелем; в Праге, где брата Иеронима, во Вратиславе, где братьев Креслава и Година сделал настоятелями, и в Данциге, где монастырь вверил брату Бенедикту.

Реликвии его покоятся в доминиканском монастыре Святой Троицы в Кракове.

Молитва

Боже, Ты даровал святому Гиацинту благодать проповеди, благодаря которой он многие народы привел к познанию истины. Побуди и нас Своей благодатью к совершению добрых дел, дабы, видя их, люди прославляли Тебя. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Читай также: Житие и чудеса святого Гиацинта из Ордена Братьев Проповедников, авторства Станислава, лектора Краковского из того же Ордена.

No Comment

Отправить комментарий