Лета Господнего 1241. Спалив и опустошив город Краков, Бату вождь Татар, выступил с ордой своей под Вратислав (Вроцлав, Бреслау), ибо узнал, что это был второй у поляков город по святости и значению, и, пройдя город Ратибург, переправился через реку Одру, на которой нашел мосты испорченными или разрушенными, частично в брод, частично на судах, в чем татары более все народы превосходят умением. Первый же отряд татар, который перейдя Одру, необдуманно рассеялся для грабежа, Мечислав Казимирчик - князь Опольский, сойдясь в битве, разбил и почти полностью уничтожил. Но когда, чтобы отомстить за своих братьев, поспешно прибыла вся татарская орда, князь Опольский, испуганный их множеством, сбежал к своему брату Генриху (Благочестивому), князю Вратислава, сыну князя Генриха Бородатого, о котором узнал, что он собрал против татар свои и союзнические войска, и расположился в Легнице, куда Генрих стягивал упомянутые воинские силы, убежденный, что соединившись с ним, лучше, чем собственными силами сможет дать отпор татарам. Те же, бросив обозы под Ратибургом, быстрым маршем выступили к Вратиславу. Все жители, испуганные и встревоженные, подобно как жители Кракова, взяв все что имели ценное, быстро убежали, как будто татары уже нависли над их выями. Город же был полон не только запасов снеди, но и всяких богатств и ценностей. Тогда рыцарство и вооруженные люди Генриха выйдя из замка, который взялись оборонять, с большой спешкой втащили в него пропитание и оставленное имущество, и только тогда, поступая дальновидно, опустевший и безлюдный город сожгли огнем, чтобы татары, захватив жилища не гордились потом тем, что сожгли их, или не использовали их в качестве своего лагеря. Варвары, обнаружив город Вратислав пустым, лишенным людей и всякого имущества, приступили к осаде вратиславской цитадели.
Но когда осада затянулась на несколько дней, а татары еще не приступили к штурму замка, брат Чеслав из Ордена Проповедников, родом поляк, первый приор монастыря св. Войцеха во Вратиславе, который также во вратиславской цитадели искал убежище вместе с братьями своего Ордена и с другим верным Христу людом, своей молитвой к Богу и благочестивыми слезами спас город от осады. Ибо когда он предался молитвам, столп огня с неба сошел на его голову, и город Вратислав со всей его околицей осветил чудесным и неописуемым сиянием. Это явление таким страхом и изумлением поразило татар, что, сняв осаду, от замка они скорее убежали, чем отступили. Тем временем другой отряд татар, который отправился в Куявские земли, соединившись в околицах Владиславии (Влоцлавек, Леслау), на второй день Пасхальных праздников с теми, которые шли от Кракова, выступил к Легнице, по пути опустошая страну огнем, а людей поражая стрелами и дротиками
(Ян Длугош, «Анналы или хроника великих королей Польши»).
Так выглядит наиболее ранняя сохранившаяся версия чуда блаженного Чеслава. Впервые же в источниках мы встречаем упоминание о нем у лектора Станислава Краковского в «Житии св. Гиацинта». Лектор Станислав описывает жизнь Гиацинта, поэтому ничего удивительного, что о его соратнике Чеславе упоминает только вскользь, однако, что особенно интересно, уже он называет его «святым», что довольно красноречиво свидетельствует о почитании Чеслава, по крайней мере в Доминиканском Ордене. Итак, согласно Станиславу, Чеслав был одним из спутников епископа Иво, отправившимся вместе с ним и со св. Гиацинтом в Рим, где они и встретили св. Доминика. Чеслав к тому времени не был юношей, стоящим перед выбором своего жизненного пути, но, как и Гиацинт, был, получившим прекрасное образование, священником, каноником и кустошем Сандомирской коллегиаты. В то время ему могло быть около 40 лет (родился он, предположительно, в 1180 году). Согласно позднейшей традиции, он был братом, или по крайней мере, родственником Гиацинта и также происходил из рода Одровонжей, но в первоисточниках подтверждения этого не находим. Возвращаясь в Польшу уже в качестве братьев Ордена, по пути они основали монастырь в австрийском городе Фризах. Затем, уже из Кракова, в котором был основан первый польский монастырь, Гиацинт послал его и брата Иеронима в Чехию, где был основан монастырь св. Климента в Праге, а затем они отправились в Бреслау, где также основали монастырь. На этом упоминания о Чеславе у лектора Станислава заканчиваются: «Далее они прибыли во Вратислав, где построили монастырь проповедников в честь святого Войцеха. В этом же городе брат Чеслав, прославившись многими чудесами, почил на веки».
Историки утверждают, что монастырь в Бреслау был основан в 1226 году, когда Чеслав принял из рук местного епископа церковь св. Войцеха, первоначально же он проповедовал в церкви св. Мартина в замке на Тумском Острове. В 1232 году Чеслав был избран провинциалом Польской Провинции Ордена (в которую в то время входила также и Чехия). Он исполнял это служение до 1236 года, и в это время находился в Кракове. В 1234 году, в качестве провинциала принимал участие в генеральном капитуле Ордена в Болонье, и присутствовал на канонизации св. Доминика в Риме. Вернувшись, закончив служение провинциала, в Бреслау, Чеслав оставался там до конца своей жизни, которая прервалась 15 июля 1242 года. Был он похоронен в церкви св. Войцеха, правдоподобно в склепе под алтарной частью. И хотя официально он еще не был канонизирован, ранние польские доминиканцы, и уже упомянутый лектор Станислав, и Перегрин Опольский, в одной из своих проповедей, называют его святым.
Процесс беатификации инициирует в XVII в. историк и агиограф Авраам Бзовский. Он возрождает культ Чеслава и пишет его биографию, озаглавленную Tutelaris Silesiae (Защитник Силезии). В его повествовании «огненный столп» превращается в «огненный шар», который становится неотъемлемым иконографическим атрибутом блаженного.
18 октября 1713 г. Папа Климент XI утвердил почитание бл. Чеслава для Доминиканского Ордена и архиепархии Бреслау, а в 1753 г. Климент XIII распространил его на все польские епархии. В 1722 г. случился пожар на расположенной неподалеку от монастыря площади. Чтобы не допустить перенос огня на храм, монахи выставили раку с реликвиями черепа бл. Чеслава и вместе с верными возносили горячие молитвы о спасении. Двумя годами позже останки блаженного поместили в алебастровом саркофаге, помещенном в алтаре ново сооружённой часовни. На этом чудеса бл. Чеслава не закончились. Во время Второй Мировой Войны, в 1945 году, в ходе осады Festung Breslau практически весь город был превращен в руины. Полностью разрушен был и монастырь доминиканцев вместе с храмом св. Войцеха, и только часовня с гробницей блаженно Чеслава не пострадала. Доминиканцы вернулись во Вроцлав в 1951 году, возобновив почитание Блаженного, в результате чего Чеслав был официально признан покровителем Вроцлава. Этот акт совершил папа Павел VI, а его провозглашение состоялось в церкви св. Войцеха 22 сентября 1963 г.
Существуют легенды, описывающие чудеса, совершенные Блаженным, приписывающие ему, подобно, как и св. Гиацинту, воскрешение утонувшего ребенка, с той только разницей, что Гиацинт воскресил утопленника на второй день, а Чеслав – через неделю после смерти. Или чудесный переход через реку Одру, когда он не нашел перевозчика и, бросив на бурную воду свой плащ, на нем переправился на другой берег.
В 2006 году останки Блаженного были извлечены из гробницы с целью проведения научных исследований. Также, на основе черепа, была реконструирована его голова, которую можно увидеть в ризнице церкви св. Войцеха.
Молитва
Боже, Ты соделал блаженного Чеслава священником, ревнующим о спасении душ и отличающимся особым проповедническим даром, дай нам верно следовать его путем, и своей жизнью и проповедью способствовать распространению веры. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Отправить комментарий