Лодовико Карраччи (1555 - 1619) - итальянский живописец болонской школы, один из трех братьев Карраччи, основателей новой эклектичной школы живописи — «Академия направленных на путь». Лодовико Карраччи является также родоначальником особого рода картин страдальческого пафоса, хорошим примером которого является это полотно.
Согласно традиции, «в праздник Успения Преславной Девы, святой Гиацинт усердно молился перед Ее иконой в краковском храме Братьев Проповедников, погрузившись в глубину тайны и безмерность славы Пресвятой Девы, которой Она удостоилась в этот день. И вот, охватила его духовная сладость, и слезы потекли из глаз от преизбытка радости. Он набожно вспомнил о тайнах Воплощения и сердце его воспылало жаждой вечного блаженства.
Когда он изо всех сил молил о том, чтобы удостоиться войти – по милости Божией – в вечную славу, се, неожиданно увидел дивный свет, нисходящий с небес на алтарь. Это сияние нежно коснулось его глаз. И в этом чудесном сиянии явилась ему Царица вечного блаженства, Матерь Божия, которая сказала ему: «Сын Мой Гиацинт, радуйся, ибо твои молитвы угодны и приятны пред лицом Моего Сына, Спасителя всех, и чего бы ты ни попросил во имя Мое, Он даст тебе через Меня». Сказав это, она вознеслась в этом дивном сиянии на небо, сопровождаемая ангельским пением. После Ее ухода осталось лишь сладостное эхо этих песнопений и дивный нежный аромат, коего человеческий язык – непривычный к вечному – описать не в силах.
После этого видения и сладостных слов Девы, блаженный Гиацинт, преисполнился такого упования, что быстро и легко получал от Бога даже то, что невозможно людям, но что, конечно же, возможно всемогущему Богу. С этой поры он творил такие чудеса, какие с апостольских времен совершались лишь немногими. Об этом видении блаженный Гиацинт по секрету рассказал братьям Флориану и Годину, тем вдохновив их еще более препоручить себя Блаженной Деве. Ибо он видел в Ней покровительницу Ордена и сугубую утешительницу сынов блаженного Доминика».
Картина написана в стиле маньеризма. Полотно передает торжественное динамичное впечатление – взгляд переходит от фигуры святого на Мадонну в величии, на атлетически сложенных ангелов, играющих музыку небесных сфер. Сложная композиция буквально загромождена темпераментными фигурами, предметами и яркими контрастными красками, ощущение пространства создают взгляды, направленные по классическим диагоналям. Иерархическая диагональ - ликующий взгляд Богоматери и Младенца Христа на коленопреклоненного св. Гиацинта.
Поющие и играющие на музыкальных инструментах ангелы прославляют Мадонну и передают ее скрытую радость - существовавшие каноны не позволяли изображать Марию ликующей; мы видим ее всегда сосредоточенно-умиленной.
Умиротворением и любовью светятся глаза молящегося святого. Фигура св. Гиацинта символизирует смирение, его поза подчеркивает духовное переживание, удлиненные пальцы и выпуклая вена на лице указывают на страдальческое измученное состояние. Насыщенный синий цвет неба добавляет суровости в композиционный центр - лицо и руки святого, в них сосредоточена наибольшая выразительность линий, воплощение человеческих чувств.
Одеяния святого указывают на его принадлежность к Ордену, а черно-белый шахматный пол - оригинальный пол Доминиканского монастыря Святой Троицы в Кракове, в котором происходили описанные на картине события.
Мадонна в облаках Небесной Славы, благословляющая св. Гиацинта, её мягкое нежное кроткое лицо смягчает характерное лицо святого. Оранжево-желтый оттенок неба определяет божественное пространство.
Композицию уравновешивает мягко освещенная каменная плита с надписью на латыни «Gaude fili Hiacinte quia orationes tuae gratae sunt filio meo et quid quid ab eo per me petieri impitraris» (Сын Мой Гиацинт, радуйся, ибо твои молитвы угодны и приятны пред лицом Моего Сына, Спасителя всех, и чего бы ты ни попросил во имя Мое, Он даст тебе через Меня).
По своему духу это экспрессивное произведение держит нас в напряжении заставляя пережить вместе со св. Гиацинтом одно из важнейших событий его жизни.
Оригинал полотна экспонируется в Лувре, куда был передан из капеллы Туррини в церкви Сан-Доменико в Болонье).
Туранга Л.
Отправить комментарий