Ранние годы
Бартоломеу Фернандеш, сын Домингуша Фернандеша и его супруги Марии Коррейи, появился на свет 3 мая 1514 года в пригороде Лиссабона. Семья его принадлежала к среднему сословию, и он до конца своей жизни оставался верным своему происхождению. Всего через несколько часов после рождения он был крещен в приходской церкви Богоматери Мучеников (Nossa Senhora dos Mártires). Образ Богородицы, чтимый в этой церкви, был принесен английскими крестоносцами, которые по пути в Святую Землю (в ходе II крестового похода), в 1147 году помогли Афонсу Энрикешу, первому королю Португалии, отвоевать Лиссабон у мавров. В последствии этот образ получил народное название Богоматери Мучеников, в память о всех воинах, павших в боях в защиту христианской веры. В этой же церкви (сперва это был небольшая часовня) было совершено первое крещение в городе после Реконкисты. Именно титул этой церкви - «душ Мартиреш», принял Варфоломей в качестве своего второго имени, при вступлении в Орден. Церковь же, как и большинство зданий в Лиссабоне, была разрушена во время землетрясения в 1755 году.
С самого детства Варфоломей отличался религиозным рвением, и уже в возрасте четырнадцати лет, 11 ноября 1527 года, вступил в Орден. Он поступил в монастырь Сан-Домингуш в Лиссабоне, где и начал свое обучение. 20 ноября 1529 он принес торжественные обеты. Имя талантливого монаха становится известным в ордене, он завоевывает авторитет среди своих собратьев и привлекает внимание настоятелей, которые даже обратились с просьбой к королю Жуану III Благочестивому, о позволении подать заявку на получение степени магистра в Коимбрском Университете. Завершив обучение в 1538 году, он сам начинает преподавательскую деятельность. Сначала он преподает философские науки для братьев в Лиссабоне, а в 1542, в возрасте двадцати восьми лет начинает читать курс теологии в знаменитом монастыре Санта-Мария-да-Витория, более известный как монастырь Баталья, в котором доминиканцы обосновались еще в 1388 году. В это время он начал свои исследования Суммы Теологии св. Фомы Аквинского. В своих работах он проводил критический анализ и обсуждал спорные вопросы, демонстрируя глубокую ученость. В 1551 году, брат Варфоломей участвует в провинциальном капитуле Ордена в Саламанке, и получает там почетную степень Магистра Святой Теологии.
монастырь Баталья |
Он высказывает свое мнение по спорной и широко обсуждаемой в то время теме, касающейся покаяния и исправления грешников. Варфоломей отстаивает защиту доброго имени грешника, считая, что грехи, совершенные тайно, должны исповедоваться и исправляться тайно, а не публично, что противоречило некоторым принципам святой инквизиции.
Развивая мысль св. Фомы, Варфоломей считал, что существует два типа неверности Христу. К первому относятся люди, которые никогда не слышали о Христе, жили и умерли в своих грехах, не только не имея возможности покаяться, но и ничего не зная о покаянии, как и, не осознавая своих грехов, поскольку ничего не знали о Божьих заповедях и христианском вероучении. Такие после смерти имеют надежду на спасение. Вторые же – это те, кто знал и отрицал учение Христа или даже выступал против него. Таковые, если не покаются и умрут в таком состоянии, не получат прощения.
В 1552 году, инфант Луиш Португальский, герцог Бежа, приглашает Варфоломея в Эвору, чтобы он стал учителем его сына – Антониу, будущего приора Крато (ордена Госпитальеров) и претендента на португальский престол. В Эворе находился иезуитский колледж Святого Духа, позднее, в 1559 году, архиепископ Эворы, кардинал Энирке, который позже станет королем Португалии Генрихом I, преобразует этот колледж в Университет Эворы. Об этом периоде жизни брата Варфоломея известно немного, но полученный здесь опыт и контакты с иезуитами послужили его развитию как в духовной жизни, так и в области политики. Он стал придавать большое значение проповеди, катехизации и активному участию в жизни общества.
Архиепископ Браги
В конце 1557 или начале 1558 года брат Варфоломей избирается приором монастыря в Бенфике (ныне район Лиссабона), но остается на этом посту недолго. В 1558 году умирает архиепископ Браги Бальтазар Лимпо. Королева-регент Екатерина Австрийская предлагает занять эту кафедру Людовику Гранадскому, который в то время был провинциалом Португалии и ее духовником, но Людовик отказывается и предлагает на этот пост брата Варфоломея. В духе смирения, Варфоломей также отказывается от этой номинации, но в духе послушания своему настоятелю – Людовику Гранадскому, принимает этот выбор. Папа Павел IV подтверждает это назначение, и 4 октября 1559 года Варфоломей вступает на кафедру Браги. Как утверждает «летописец португальских доминиканцев» и биограф Варфоломея – брат Луиш де Соуза, выбор брата Варфоломея епископом был обусловлен необходимостью проведения в Церкви реформ. А реформы были необходимы! Предшественник Варфоломея – Бальтазар Лимпо, кармелит, был приверженцем инквизиции и т.н. акта веры (auto da fé) – это была торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осуждённых еретиков, чтение и исполнение их приговоров, в том числе сожжение на костре. Во время его правления было арестовано и отправлено в заточение 23 известных в городе предпринимателей, что вызвало в городе возмущения. Восстановить общественный мир – таким было первое задание нового архиепископа.
Позиция Варфоломея как епископа в поместной Церкви была весьма высокой, ведь исторически Архиепископ Браги – старейшей епархии иберийского полуострова, считался примасом Испании, соперничая за этот титул с архиепископом Толедо. Брагу называли даже «португальским Римом».
Тридентский Собор и его реформы
XVI век был критическим в истории Католической Церкви. Моральное разложение и алчность многих церковных предстоятелей, недостаточное теологическое образование священнослужителей, отсутствие былого религиозного рвения среди верных, привели к смуте и образованию новых – реформаторских конфессий. Казалось, Католическая Церковь не оправится после такого глубокого кризиса, но принимая во внимание необходимость настоящих реформ, Церковь нашла в себе силы не только для спасения нынешнего положения, но и для нового развития. Для этого был созван Тридентский Собор, который продолжался несколько лет. Особенно важным был третий этап этого Собора (1562-63 гг.), в заседаниях которого принял участие и Архиепископ Браги. Участие в Тридентском Соборе – один из наиважнейших периодов в жизни Варфоломея Мучеников, тем более что играл он в этом Соборе ведущую роль. Многие историки считают его «величайшей фигурой Собора». В равной степени признается его новаторство в применении норм и доктрин, принятых Собором. Его обширные теологические знания снискали ему всеобщее уважение.
Прибыв в Тренто за несколько месяцев до начала сессии, Варфоломей подготовил двести шестьдесят восемь петиций, которые будут представлены на Соборе, а также приступил к написанию своего основного труда – Стимул Пастырей «Stimulus Pastorum» (он завершит этот труд в 1565 году). В этом трактате, который станет одним из величайших руководств для епископов (он будет переиздаваться двадцать два раза, и будет предложен отцам Первого и Второго Ватиканских Соборов), Варфоломей обсуждает значение епископского служения и его ответственность за души верных, подлегающих его пастырской власти, в которых он обязан поддерживать добрые христианские нравы.
Этот трактат также подтверждает, что позиция архиепископа Браги отличалась от инквизиционной процедуры. Он выступал за применение более мягких наказаний, справедливо считая, что суровые наказания оттолкнут людей от того, что должно принести им спасение. Только очень серьезные преступления заслуживали строгого наказания.
Вернувшись в свою епархию, он начинает активно воплощать в жизнь постановления Собора. В 1566 году он созывает провинциальный синод, но сталкивается с сопротивлением консерватизма церковных структур Браги. Многие достопочтенные прелаты не желали брать на себя ответственность за проведение реформ. Однако это не помешало ему продолжать отстаивать свои идеалы. Стремясь к улучшению образования священников, он основывает в 1571 году семинарию в Кампо-Винья. Это была первая семинария, основанная после Тридентского Собора. Обеспокоенный не только плохим образованием духовных, но и религиозной безграмотностью верных, Варфоломей пишет книгу «Катехизис или христианское учение и духовные практики», которая станет обязательной для чтения в его епархии. Этот катехизис состоял из двух частей. Первая представляла собой изложение молитвы «Отче наш» и Символа веры, также объяснение десяти заповедей, смертных грехов и таинств. Вторая часть содержала практики и проповеди, которые можно было читать верным по воскресеньям и праздникам. Чтение катехизиса стало обязательным для всех, кто не являлся знатоком Святого Писания, теологии или канонов, а таковых среди населения было большинство. Вскоре этот катехизис распространился по всей Португалии.
Большую часть своего времени он проводил в пастырских визитах, по всей своей епархии. Был премного обеспокоен различными социальными вопросами, а во время чумы в 1570 и экономического кризиса в 1574, занимался благотворительностью.
В своей пастырской деятельности он отошел от методов всесильной в то время инквизиции. Большинство дел не передавались в суды Священной Канцелярии, а рассматривались в епископском суде, приговоры которого были более мягкими. Из-за этого у него возникало множество конфликтов с инквизицией. В то время инквизиция с особым рвением преследовала т.н. «новых христиан» - обращенных (чаще всего насильно) в христианство иудеев. Ранее, когда их выгнали из Испании, многие из них нашли пристанище в Португалии. У Варфоломея не было разногласий с ними, в тоже время намного большую угрозу он видел в распространении идей протестантизма. А многие невежественные души проявляли интерес к колдовству и оккультизму. Епископ Варфоломей весьма серьезно относился к этой проблеме, а главное средство борьбы с нею он видел в улучшении религиозного образования широких масс.
Последние годы жизни
В 1580 году Португалия вступила в один из самых печальных периодов своей истории – кризис престолонаследия. В 1578 году в битве при Алькасер-Кибире в Марокко погибает молодой король Себастьян, не оставивший потомства. Королем становится его ближайший родственник – кардинал Энрике, который по причине духовного сана также не имел наследника. Он умер 31 января 1580 года. Разгорается спор, часто перерастающий в вооруженные конфликты, в который вмешиваются также другие государства. Португальское дворянство предлагает корону королю Испании, отстраняя от престола дона Антониу, приора Крато, которого считали незаконнорожденным, того самого, учителем которого был некогда Варфоломей. В этой борьбе епископ Браги сохраняет нейтралитет, надеясь, что конфликт будет решен политическими методами. В конечном итоге Филипп II Испанский становится королем Португалии, создается т.н. Иберийский союз, и Португалия на долгие годы теряет свою независимость.
В 1582 году, когда суды Португалии приветствуют Филиппа, а Антониу покидает страну, Варфоломей удаляется с поста архиепископа. Последние 8 лет жизни бывший епископ провел в доминиканском монастыре Санта-Крус в Виана-ду-Каштелу, который был построен по его инициативе в 1561. Его запомнили, как «отца убогих и болящих», которым он неустанно служил. Он почил 16 июля 1590 года, в возрасте 76 лет, в ореоле святости, так что жители Вианы должны были защищать его тело от жителей Браги, которые претендовали на его реликвии.
Но процесс канонизации затянулся на долгие года. Только 4 ноября 2001 года (в день памяти св. Карла Борромео, с которым Варфоломей плодотворно сотрудничал, воплощая постановления Тридентского Собора) папа Иоанн Павел II объявил Варфоломея Мучеников блаженным, а 6 июля 2016 года было объявлено, что папа Франциск решил канонизировать Варфоломея. Торжественное чтение буллы состоялось в Браге 10 ноября 2019 года.
Отправить комментарий