Людовик Гранадский

3/16/2017, No Comment

Годы жизни Людовика Гранадского (1504-1588 гг.), известного испанского богослова-мистика XVI века, члена Ордена Проповедников, приходились на «Золотой век» Испании, отмеченный религиозным, культурным и политическим расцветом. Людовик (Луис) родился всего через двенадцать лет после блистательной победы испанских католических королей Изабеллы и Фердинанда над маврами в Гранаде и знаменательного путешествия Христофора Колумба в Америку.

XVI век также известен началом реформации и Контрреформации, вершиной которой стал созыв Тридентского Собора (1548-1563 гг.), во многом ставшего определяющим для жизни Католической Церкви, упорядочившим её вероучение, богослужебные практики и многие аспекты деятельности.

Не менее судьбоносной для Европы стала великая победа над турками в морском сражении при Лепанто в 1571 году. Тогда, перед реальной угрозой гибели христианской Европы как цивилизации, возникло понимание того, что если Европа отвернётся от Христа, то и Бог отвернётся от Европы. Поэтому в то время, несмотря на политическую нестабильность, одновременно росло европейское религиозное и национальное самосознание, нашедшее отражение в теологии, литературе и искусстве.

Все эти события повлияли на формирование взглядов Людовика Гранадского и во многом определили его богословие и духовный опыт.

Но вернёмся к биографии этого весьма незаурядного человека. Несмотря на то, что освобождение Гранады от владычества мавров произошло до рождения Людовика, оно повлияло на его жизнь самым непосредственным образом. Дело в том, что после капитуляции мавров в 1492 году, Изабелла и Фердинанд решили усилить в Гранаде испанское влияние и издали указ, согласно которому любому испанцу предоставлялось право бесплатно поселиться в этом городе. Таким правом воспользовались молодые родители Людовика – Франсиско Саррия (Sarria) и его супруга, имя которой, к сожалению, неизвестно. В 1509 году, когда Людовику было всего пять лет, Франсиско умер. Мать Людовика было вынуждена просить подаяние, живя на милостыню, получаемую из Доминиканского монастыря Святого Креста в Гранаде.

Доминиканский монастырь Святого Креста.
Гранада

Могли ли братья-доминиканцы, помогавшие бедной вдове и её сыну, знать, что через много лет Господь отблагодарит их за милосердие тем самым мальчиком, которому суждено было прославить их монастырь?! Воистину, у Бога никакое благое дело не остаётся без ответа! Как знать, может быть как раз милосердие доминиканцев стало первым шагом Людовика на пути к своему призванию в Орден Проповедников? Но в то время будущий известный проповедник и богослов был простым нищим ребёнком…

Однажды произошло событие, которое навсегда изменило жизнь Людовика. Один из мальчишек оскорбил его мать. Людовик не пожелал терпеть такое оскорбление, и между мальчуганами завязалась драка. Как раз в тот момент по улице проходил Иньиго Лопес де Мендоса-и-Киньонес, граф де Тендилья, бывший алькальдом (то есть мэром) Альгамбры. Граф был восхищён мужеством юного Людовика и решил взять его под своё покровительство. Так Людовик стал пажом в Альгамбре – великолепном дворце, который после завоевания Гранады являлся королевской резиденцией. Там душа Людовика впервые ощутила трепет перед восхитительной красотой природы, которой он мог наслаждаться, прогуливаясь в королевских садах и парках и созерцая прекрасную панораму с балконов дворца. Эта глубокая любовь к природе в будущем станет отличительной чертой богословской мысли Людовика Гранадского.

Людовик, получивший во дворце хорошее воспитание и образование, мог бы сделать отличную карьеру, но он выбрал иной путь – тот, который отмечен не внешней роскошью, а величием духа. В возрасте двадцати лет, 15 июня 1524 года он получил доминиканский хабит в гранадском монастыре Святого Креста – в том самом, где некогда вместе с матерью просил подаяние. Через год брат Людовик принёс обеты.

Храм доминиканского монастыря Святого Креста.
Гранада

В монастыре Святого Креста Людовик отдавал немало сил учёбе, так называемой ratio studiorum: изучение латыни, три года философии и три года теологии, включавшей в себя произведения Святого Фомы Аквинского. Брат Людовик великолепно проявлял себя в схоластических диспутах, не имел равных в том, что касается интеллектуальных способностей, и строго следовал монашескому уставу.

Через некоторое время он был отправлен на учёбу в знаменитый коллегиум Святого Григория в Вальядолиде, куда прибыл в 1529 году. Там он учился у известных богословов того времени: Бартоломе Каррансы, Мельчора Кано, Диего де Астудильо. Молодой монах стремился достойно представлять в коллегиуме гранадский монастырь Святого Креста. Будучи благодарным за доверие, оказанное ему своими собратьями по монастырю, он изменил своё имя с «брат Людовик Саррия» на «брат Людовик Гранадский».

Впрочем, не только изучение различных наук привлекало Людовика. Через молитву, покаяние и учёбу он готовился к апостольской работе проповедника.

В 1534 году тридцатилетний брат Людовик пожелал отправиться миссионером в Мексику, несмотря на то, что к тому времени он ещё не успел завершить восьмилетний курс обучения. Но когда уже всё было готово к миссионерскому путешествию, настоятель Людовика решил отменить его поездку и назначил на его место другого брата. Несмотря на глубокое разочарование, Людовик со смирением принял это решение, хотя до конца своей жизни сохранил в своём сердце мечту о дальних миссионерских странствиях. Неудача побудила его искать утешение в молитве, видя в ней путь к истинному духовному познанию Христа. Он явственно ощутил, что его целью должно стать жить жизнью Христа в своей душе и проповедовать Его другим людям. Для этого не обязательно отправляться в миссионерскую поездку в дальние страны – можно и нужно быть апостолом также среди тех, кто живёт рядом, но ничуть не меньше нуждается в Истине. В это же время Людовик Гранадский почувствовал своё призвание к написанию духовных трактатов. Он желал, чтобы сокровища веры были доступны всем, и стремился поделиться ими со своими читателями.

В 1535 году брат Людовик написал небольшой трактат о методах молитвы для одного из студентов колледжа в Вальядолиде, обратившегося к нему с просьбой о духовном совете. Этот трактат лёг в основу написанной позже «Книги о молитве и медитации» (Libro de la oraión y meditación), которая была опубликована в Саламанке в 1554 году и пользовалась немалым успехом.

После окончания коллегиума Людовик направился в Кордобу для восстановления разрушенного монастыря Скала-Коэли. Там он познакомился со Святым Хуаном де Авила, который также некогда мечтал отправиться миссионером в Америку, но вместо этого прославился как апостол Андалусии. Хуан де Авила стал другом и духовным наставником Людовика.

В 1543 году Людовика Гранадского назначили приором монастыря Пальма-дель-Рио. Несколько лет спустя он основывает доминиканский монастырь в Бадахосе.

Храм Святого Доминика в Бадахосе

В 1544 году брат Людовик получил звание Генерального Проповедника, что дало ему право свободно проповедовать по всей Испании. В этот период он проводил большую часть времени в поездках по стране, будучи востребован как проповедник и духовный наставник. Он обрёл широкую известность не только как блестящий оратор, собиравший огромные толпы слушателей, но и как человек поистине святой жизни.

Королева Екатерина Португальская, сестра Карла V, в 1552 году пригласила Людовика Гранадского стать её духовником и советником. Он переехал в Португалию, где оставался до конца своей жизни, совершая в Испанию лишь редкие визиты. Благодаря своим обширным знаниям и административным талантам, брат Людовик нередко способствовал решению государственных проблем, от которых зависело благополучие целых народов. Тем не менее, будучи человеком глубокой духовной жизни, он воспринимал мирские дела как тяжёлый крест, который вынужден был нести, не желая того.

В 1556 году он был избран Провинциалом Доминиканской провинции Португалии. Через год королева Екатерина предложила Людовику архиепископство в Браге, которое сделало бы его Предстоятелем всей Португалии, однако он смиренно отклонил это предложение.

Среди всех забот, брат Людовик никогда не забывал о своём апостольстве духовного писателя.

Людовик Гранадский пишет духовные трактаты

Он обращался в качестве источников для своих книг к Священному Писанию, произведениям Отцов Церкви, Святого Фомы Аквинского, Святой Екатерины Сиенской, духовных писателей Рейнской области, особенно Таулера.

Учение Людовика Гранадского глубоко христоцентрично. Он подчеркивает в своих трудах, что все христиане, независимо от того, являются ли они священниками или мирянами, призваны стать подобными Христу и стремиться к совершенству. Людовик Гранадский предлагает семь методов духовного совершенствования: молитвенная практика, возрастание в добродетелях, презрение к миру, созерцание Бога через красоту природы, практика умерщвления плоти, исполнение заповедей и участие в Таинствах Церкви, подражание Святым.

Людовик Гранадский был одним из первых духовных писателей, составивших методику молитвы для мирян. Известный исследователь богословия духовной жизни, доминиканец Джордан Омэнн так пишет об этой методике в своей книге «Христианская духовность в католической традиции»: «Она состояла из шести пунктов: подготовка (обычно ночь накануне); чтение текстов для медитации; собственно медитация (включавшая изучение, приложение, вывод); благодарение; приношение; и прошение. Людовик различал медитацию-воображение (рассматривающую события из жизни Христа) и интеллектуальную медитацию (рассматривающую божественное свойство или богословскую истину). Мало кто из духовных писателей превзошел Людовика Гранадского в дискурсивной медитации».

Наиболее знаменитые книги Людовика Гранадского – уже упоминавшаяся «Книга о молитве и медитации», а также «Наставление грешникам» (Guía de Pecadores), написанное в 1556 году – были внесены Инквизицией в Индекс запрещенных книг. Однако их одобрил Тридентский Собор, они были просмотрены и утверждены Папой Пием IV и кардиналом Карло Борромео.

Одно из изданий Наставления грешникам

Не менее известно сочинение «Введение в Символ веры» (Introducción al Símbolo de la fe). Одной из важнейших тем этого произведения является прославление Бога-Творца через созерцание величия тварного мира и любовь к природе: «Что же они такое, все создания этого мира, столь прекрасные, столь совершенные, если не отдельные, богато изукрашенные буквы, так явственно показывающие нежность и мудрость своего создателя? И мы, также помещенные Тобой перед этой чудесной книгой Вселенной, чтобы с помощью Твоих созданий, словно с помощью живых букв, прочесть совершенство нашего Создателя».

За 35 лет, в течение которых Людовик Гранадский занимался писательской деятельностью, он написал 49 книг и трактатов. Это труды по мистическому богословию, апологетике, биографии Святых, переводы. Его книги имели успех не только в Европе, но и в миссионерских странах, и были переведены на 25 языков, в том числе на японский, арабский, сирийский и многие другие. Таким образом, через книги Людовика в какой-то мере осуществилась его мечта о миссионерских путешествиях – его слово проповедника достигло даже далёких берегов Америки и Азии.

Собрание сочинений Людовика Гранадского в девяти томах было издано в 1578 году в Антверпене.

Его богословскими трудами восхищались многие великие Святые: Тереза Авильская, Карло Борромео, Винсент де Поль, Луиза де Марильяк, Франциск Сальский, Роза Лимская, Альфонс Лигуори.

Несмотря на известность, Людовик Гранадский вёл скромный и аскетичный образ жизни. Он всегда был простым и приветливым человеком, созерцательным и в то же время деятельным. Брат Людовик вставал в четыре часа утра и проводил два часа в молитве. В шесть часов утра он служил Мессу, совершая её с особым благоговением. В те времена священники обычно не совершали Мессу каждый день, но он никогда не упускал эту возможность, утверждая, что Святая Месса – лучшее начало дня. После обедни он долго пребывал в молитвенном благодарении Богу, а затем возвращался в свою келью, чтобы продолжить работу.

Во время Адвента 1588 года, когда Людовику Гранадскому было почти 84 года, состояние его здоровья резко ухудшилось. Он отошёл к Богу 31 декабря того же года и похоронен в монастыре Святого Доминика в в Лиссабоне.

В Гранаде перед входом в церковь доминиканского монастыря Святого Креста находится замечательный памятник Людовику Гранадскому: монах, смиренно склонивший голову, словно приглашает вечно спешащих прохожих остановиться, чтобы войти в Храм и среди повседневности прикоснуться к тайне Вечного Бога. Готовы ли мы сделать такой шаг?

Сестра Маргарита-Иоанна OPs

(По материалам статьи о.Альваро Хуэрга ОР и книги о.Джордана Омэнна ОР «Христианская духовность в католической традиции»)

Из произведений Людовика Гранадского на нашем блоге: «Бог щедр и прекрасен».
















No Comment

Отправить комментарий