Иоганн Таулер – теолог и мистик, представитель школы «рейнских мистиков» родился в Страсбурге 2 мая 1301 года. Происходил он из богатой семьи; на основании сохранившихся доныне документов можно предполагать, что его отцом был Клаус Таулер – городской советник. Хотя по другим данным – отец его был богатым купцом.
Таулер вступил в доминиканский Орден в 1318 году в монастыре в своем родном городе. Он должен был получить образование, которое в те времена в обязательном порядке требовалось от монаха, желающего стать священником в доминиканском Ордене. А это значит, что он изучал философию и теологию, по меньшей мере, шесть лет. В страсбургском монастыре он должен был столкнуться с Мастером Экхартом, который в 1314-1324 годах был викарием Генерального Магистра Ордена. Окончив обучение, Таулер занимался пастырской опекой набожных жен, монахинь и бегинок. Написал для них по-немецки сборник проповедей мистического характера – эта антология признается ныне единственным аутентичным творением Таулера.
Во время конфликта между императором Людовиком IV и папою Иоанном XXII на Страсбург, ставший на сторону императора, был наложен папский интердикт. Верные папе доминиканцы, которые отказались служить службы для жителей города, в 1338 году были вынуждены оставить город. Таким образом, также Таулер переехал в Базель, где оставался до 1342 (1343) года, когда доминиканцы вернулись в Страсбург. Во время своего пребывания в Базеле Таулер познакомился с распространенным среди верных мирян мистическим движением «друзья Бога». Известно также, что Таулер какое-то время исполнял функции проповедника в Кельне.
Учение Таулера уходит корнями в традицию отца христианской мистики – Псевдо-Дионисия Ареопагита. Специфическое влияние оказал на него также Мастер Экхарт, которого Таулер упоминает в своих проповедях. Другими источниками его вдохновения могут быть также творения св. Августина, св. Бернарда Клервоского, Хильдегарды Бингенской, Мехтильды Магдебургской.
Таулер пробовал представить своим слушателям идею мистического единства – соединения души с Богом; что могло произойти только тогда, когда человек откроет божественный стержень в своей душе. Это «основание» (нем. Grund) души происходит непосредственно от Бога и с Ним жаждет воссоединиться.
Путь к такому воссоединению должен лежать через аскетические практики, приводящие к уничижению, «испражнению» души от всяческих иных содержаний и образов – также образа Бога. Идея Бога у Таулера имеет неоплатоническую окраску, связанную также с традицией апофатического богословия Псевдо-Дионисия Ареопагита. Таулер говорит о непосредственном опыте встречи с Богом, который, однако, не следует искать в отрыве от примера, который дал нам Христос. Такой опыт - последний этап духовного развития – он дается как благодать.
Как мистик Таулер отличается от Экхарта тем, что гораздо меньше занимается философскими идеями, ведущими к пантеизму, а требует главным образом проявления христианского духа в практической жизни. Он настаивает на простоте веры, на осязательном проявлении духа, исполненного любви к Богу. Человек высокой нравственности, он беспощадно осуждал недостатки Церкви — алчность, роскошь, жестокость и другие пороки светских и духовных.
Почил Таулер в Страсбурге 15 (16) июня 1361 года.
Его проповеди ценились также Мартином Лютером и были издаваемы как католиками, так и протестантами.
Проповеди Иоганна Таулера:
Ищущие Бога и взысканные Богом
Глубина душевная и глубина божественная
Божественная Троица в глубине души
Отправить комментарий