Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, а вы не верите — как поверите, если буду говорить вам о небесном? (Ср. Ин. 3; 11, 12)
В этой главе — свидетельство Иоанна о Боге, Который отдал Сына Своего (Ил. 3, 16), и о любви и свете Духа Святого, Который делает блаженными тех, кто верит в Единородного Сына (Ср. Ил. 3, 36).
Почему едино это божественное триединство, остается столь же недоступным разуму, как истина, что Отец есть то же, что Сын, и что Сын и Дух Святой совершенно едины, и что в то же время существует между Ними различие по проявлению, несмотря на единство природы.
Поэтому не нужно искать разумных объяснений того, что можно испытать и ощутить, лишь оставив себя Богу. Послушаемся Фомы: «Не преступай сказанного теми учителями, которые достигли этого своею жизнью, но следуй за ними, ибо оно в них — от Духа Святого».
Но прежде посмотрим на Троицу в себе самих: ведь внутренне мы созданы по образу божественного триединства; потому-то и находим в глубине душевной чистый и истинный божественный образ. Присмотримся к образу, что находится в нас, ибо Сам Бог — в этом образе, хотя сам образ не имеет облика.
Этот образ лежит в заветнейшей, потаеннейшей и глубочайшей части души — там, где она по сущности, действию и бытию подобна Богу; там обретается и творит Бог, и потому ее столь же трудно отделить от Бога, как от себя самой. Эта душевная глубина имеет по благодати все то, что Бог в Своей глубине по природе. Сколь далеко человек уйдет в глубину души, столь действенным в нем станет присутствие и сила Божья.
Прокл сказал об этом: «Поскольку и пока человек окружен внешними образами и растворен в них, не может он достичь этой глубины, покуда не верит, что она в нем. Тот же, кто хочет достичь ее и в ней оказаться, пусть откажется от многообразия внешних образов, всецело обратившись к внутренним, и, миновав, наконец, созерцание образов, пусть дойдет до отсутствия образов и станет единым с Единым».
Подобное Христос свидетельствовал словом: «Царство Божие — внутри вас» (См. выше). Оно внутри — в глубине души. Именно это подразумевает Евангелие: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете» (Ср. Ин. 3, 11). Как же внешнему человеку, связанному чувствами, принять это свидетельство. Ведь покуда весь он направлен на внешние мысли и образы, ему этого не представить, и в это не поверить. Он не поймет и не поверит в это, даже если постараться приблизить к нему небесные вещи с помощью земных образов и притч...
Как же он тогда поверит в то, что не имеет образа, — в то, что Бог вечно рождает Своего Сына в сокровеннейшей глубине его души. Кто захочет это испытать и познать, тот пусть обратится вовнутрь — перешагнет все, привнесенное в него извне, и всецело погрузится в глубину себя.
Тогда придет Отцовская сила Божия и через Своего Сына — Иисуса Христа — позовет в себя внутреннего человека и подобно тому, как Сын рождается от Отца и снова в Отца вливается, так и человек рождается от Отца в Сыне и с Сыном вновь вливается в Отца, становясь единым с Ним и зная, что «Я и Отец едины» (Ср. Ин. 17, 11. 21—22).
Об этом слово Божие: «Зови Меня Отцом и продолжай возвращаться в меня: сегодня Я родил тебя через Сына Моего и в Сыне Моем».*
А затем изольется Дух Святой в невыразимой любви и полноте света и пронижет и озарит в человеке глубину души и наполнит своими силами и дарами.
Из сил этих две — деятельные: доброта и знание. Человек исполняется добра и любви и одновременно способности различения того, что служит или препятствует ему в его продвижении. Две же другие — недеятельные: это совет и сила изнутри. Третья — созерцательная: преданность, которая принимает и укрепляет все, что сотворил Дух Святой. И, наконец, — наивысшие дары: разум и мудрость. Эта божественная мудрость, даже если причастишься ее лишь на мгновенье, выше и совершенней всех внешних знаний и дел.
Здесь сбывается слово: «Дух Святой свидетельствует духу нашему, что мы суть чада Божии» (Ср. Ин. 1, 12; 11, 52; Флп. 2, 15).
Свидетельство это мы находим в себе самих. На небесах, которые в нас, есть три свидетеля: Отец, Сын и Дух. Они светят в глубину души, и душа сама подтверждает это тебе, освещая твой разум и давая тебе доказательство твоей подлинной жизни и сущности, если только ты захочешь его осознать.
Чтобы осознать его, нужно, всецело погрузившись в сокровеннейшую глубину, преодолеть внешнего человека в себе; ибо извне, в вещественном и мирском, ты не найдешь ничего.
Что касается меня, то я рад помочь тому, с кем это произошло, и он обратился вовнутрь, я готов помочь всем, кого затронула и осветила внутренняя глубина, дабы они совершенно ее достигли.
Если хочешь попасть туда, помни три вещи:
Во-первых, не удерживай в мыслях ни себя и ничего своего, ни вещественного, ни тварного, а только и единственно Бога и волю Божью.
Во-вторых, следи, чтобы все, чем ты занят и чего хочешь, делая что-то или не делая, было бы направлено на твою сокровенную глубину.
И в-третьих: никогда не смотри на то, что извне, не притязай на то, что не дано тебе, но учись оставлять: что хорошо, то хорошо; что плохо, пусть так и будет; погрузись в глубину души и прислушайся к голосу Божьему, который говорит в тебе: он зовет тебя и дарит тебе такое царство и такое озарение, что больше тебе не понадобится никакого внешнего совета и поддержки.
Сподоби нас, Боже, соблюсти эти три вещи, сохраняя в мыслях лишь Бога, — и не только в мыслях, но и в сердце, вплоть до самой глубины своего существа, и всецело погрузиться в глубину, и обрести в ней образ божественной Троицы!
* В Св. Писании этих слов нет (Примеч. перев.)
Перевод: И. Прохоровой
Отправить комментарий