101. Наконец мы подошли к вопросу, становятся ли действия человека необходимыми в силу божественного предопределения или предрасположения (præordinationem seu prædestinationem). Этот вопрос для утверждения истины и избегания фальши или ошибок требует осторожного подхода. Было бы ошибочным утверждать, что деяния человека и его участь не подпадают под божественное предзнание (præscientia) и управление (ordinatio).
102. Тем не менее было бы ошибочно и утверждать, что Божье предзнание и управление накладывают необходимость на человеческие действия; в противном случае свободная воля была бы устранена, а [вместе с ней] устранены целесообразие [людского] совета (consiliandi opportunitas), польза законов (legum utilitas), забота в совершении добрых поступков (sollicitudo bene agendi), а также справедливость наград и наказаний (pœnarum et præmiorum iustitia).
103. Мы должны притом заметить, что Бог познает вещи иначе, чем человек. Человек подвластен времени и поэтому знает то, чего временно, воспринимая некоторые вещи как настоящие, воспоминая другие как прошлые, и предвидя третьи как будущие. Но Бог выше времени, и его существование является вечным. Поэтому Его знание является не временным, но вечным. А вечность соотносится со временем как неделимое с непрерывным. Таким образом, во времени есть разница последовательных частей представляемых как «прежде» и «после», подобно тому как в линии есть различные части, упорядоченные друг за другом по месту; но в вечности нет «прежде» и «после», потому что вечные вещи свободны от какого-либо изменения.
104. Таким образом, вечность существует сразу целокупно (æternitas est tota simul), и она подобна точке, которая лишена частей, разнесенных по разным местам. Ибо точка может двояко относиться к линии: во-первых, быть включенной в линию в начале, в середине или в конце, во-вторых, существовать вне линии. Точка в линии не может присутствовать во всех частях линии, но в разных частях линии должны иметь место разные точки. Но ничто не мешает тому, чтобы точка вне линии равно соотносилась со всеми частями линии, как это имеет место в круге, центральная точка которого является неделимой, а все части окружности были равно соотнесены с нею; и чтобы все они присутствовали в этой линии, хотя одна из частей и не присутствует там на месте другой.
105. Мгновение, которое является пределом времени, сопоставимо с точкой, включенной в линию. Оно не присутствует на всех частях времени, но в разных частях времени представлены разные мгновения. Вечность же – это что-то вроде точки за пределами линии, подобной той, которая расположена в центре круга. Поскольку вечность проста и неделима, она обнимает все отрезки времени, и каждая часть времени в равной степени присутствует в ней, хотя одна часть времени и следует за другой.
106. Таким образом Бог, Который взирает на все с высоты вечности, из своей изначальности видит весь ход времени и все, что происходит во времени. Когда я вижу, что Сократ сидит, мое знание этого непогрешимо и точно, и из-за отсутствия [других] вариантов, никакой необходимости сидеть на Сократа не накладывается. Точно так же и Бог, который все, что для нас находится в прошлом, будущем или настоящем, видит как настоящее, познает все это безошибочно и достоверно, и случайным вещам никоим образом не навязывается необходимость их существования.
107. Это можно понять с помощью примера, если мы сравним ход времени с движением по дороге. Если кто-то находится на дороге, по которой проходит множество людей, он видит тех, кто только перед ним, но он не может знать достоверно о тех, которые идут после него. Но если он встанет на высокое место, откуда он может увидеть всю дорогу, он увидит сразу всех, кто движется по дороге. Таким образом человек, который существует во времени, не может видеть весь ход времени сразу, но видит только то, что предстает перед ним, а именно в настоящем, а также видит некоторые вещи из прошлого, но он не может с достоверностью знать будущие вещи. Но Бог, с высоты Своей вечности видит с достоверностью и как настоящее все, что делается во всем ходе времени, не навязывая притом необходимости случайным вещам.
108. И как Божье знание не навязывает необходимость случайным вещам, так не навязывает необходимость и Его порядок, которым Он промыслительно управляет вселенной. Ибо Он упорядочивает вещи так, как Он действует на них; и Его упорядочивание не разрушает, но что Он задумал Своей мудростью, то и привносит в вещь, довершая ее Своей силой.
109. Что же касается действия Божьей силы, то мы должны отметить, что она действует во всем и подвигает каждую единичную вещь на то, чтобы действия последней сообразовывались с модусом каждой из вещей. Таким образом, некоторые вещи в силу божественного движения осуществляют свое действие с необходимостью, как это видно на примере движения небесных тел , а другие случайно,по стечению обстоятельств, и эти [последние] порою не справляются со своими должными действиями, как это видно на примере бренных тел. Дерево, например, иногда может не приносить плоды, а животное - производить потомство. Итак, Божественная мудрость упорядочивает вещи настолько, что они происходят в модусе их надлежащих причин. Что же касается человека, то ему согласно его естественному модусу подобает действовать свободно, а не принужденно из необходимости, ибо его разумные силы, могут быть приложены к противоположным [вещам]. А значит, Бог наставляет действия человека таким образом, что эти действия не подчинены необходимости, но происходят от свободной воли [самого человека].
110. Итого, это есть то, что я могу в настоящее время сказать о вопросах, которые ты мне прислал. Более подробно они рассматриваются в другом месте [в Summa contra gentiles].
Отправить комментарий