Доминиканская духовность и Святая Тереза Авильская (продолжение)

9/25/2017, No Comment

Молитва Святой Терезы

Через семь лет после своего обращения Святая Тереза впервые испытала видения и откровения. Её исповедник, отец Альварес (Alvarez) из Общества Иисуса, был весьма напуган этими видениями и сказал, чтобы Тереза воспринимала их просто как сны. Другой духовник приказал Терезе отвергать видения, так как, по его мнению, они были дьявольскими наваждениями. В этот непростой период своей жизни Святая Тереза снова нашла поддержку со стороны доминиканца – отца Педро Ибаньеса (Pedro Ibañez). Тереза писала: «Я прибегала к моему доминиканскому отцу, ибо я могла положиться на него, потому что он был учёным человеком. Я рассказала ему всё о моих видениях, о моём способе молитвы, о великих милостях, которые дал мне Господь, так ясно, как я могла, и попросила его тщательно рассмотреть этот вопрос и сказать мне, если в нём есть что-то противоречащее святым писаниям, и высказать мне своё мнение по этому вопросу. Он весьма утешил меня».

Отец Педро Ибаньес не только вдохновил Терезу проявлять мужество и утвердил её в духовном пути, но и взял на себя её защиту, написав трактат, в котором с помощью весомых богословских аргументов доказал, что она ведома Духом Божиим. Этот документ является весьма ценным, так как был написан тогда, когда все – даже исповедники Терезы – считали, что она была обманута дьяволом. Под влиянием Терезы отец Педро также стал больше отдаваться молитве, и если прежде он утешал Терезу словами учёного-богослова, то в последнее время он делился с ней молитвенным духовным опытом. Тереза была удостоена видений, связанных с этим святым доминиканцем: однажды она увидела, как Пресвятая Дева Мария облачает его в сияющую белую одежду. Тереза также говорила, что он пребывал в духовном экстазе каждый раз, когда служил Святую Мессу, что Святой Фома был с ним в момент смерти, и что его чистая душа была перенесена на Небеса, не проходя через Чистилище. Она говорила об отце Педро Ибаньесе: «Он был самым образованным человеком здесь (в Авиле), и лишь несколько в его Ордене более образованы, чем он».

Вскоре после первой встречи Святой Терезы с отцом Ибаньесом она переехала в Толедо, где встретила другого доминиканца, отца Гарсия де Толедо (Garcia de Toledo), с которым также вела беседы и делилась своими духовными откровениями. После того, как через несколько лет отец Гарсия отправился в Перу, она продолжила общение с ним в письмах.

Одним из самых верных друзей и мудрых духовных руководителей Святой Терезы Авильской был известный доминиканский богослов отец Доминик Баннес (Dominic Bannez). Он в течение многих лет был её духовником, которого Святая Тереза ценила более чем кого-либо другого, за исключением Святого Иоанна Креста.

Святая Тереза Авильская за написанием богословских трактатов

Братья-доминиканцы повлияли не только на путь святости Терезы Авильской, на котором она достигла высот совершенства, но и на её формирование как писателя-богослова. Ко времени начала литературной деятельности ей было уже более 50 лет, но за сравнительно небольшой отрезок времени она сумела оставить после себя большое литературное наследие. Как известно, она стала первой женщиной, удостоившейся за свои богословские труды высокого звания Учитель Церкви. Все свои сочинения Святая Тереза написала по послушанию духовным наставникам, которые смогли увидеть сокровенные сокровища под завесой её смиренной жизни. Так как её доминиканские духовники были наиболее близки Терезе, большинство её книг были написаны по просьбе и вдохновению духовных сыновей Святого Доминика.

Свою первую книгу – «Моя жизнь» – Святая Тереза написала по просьбе отца-доминиканца Педро Ибаньеса, который в 1561 году попросил Терезу рассказать о её духовной жизни. Позже она пишет свою автобиографию снова, адресуя её отцам Гарсии де Толедо и Доминику Баннесу, который жил в то время в монастыре Святого Фомы и оказывал Терезе духовное руководство. Она часто ссылается на этих доминиканцев и упоминает о них в книге. Шесть лет спустя, когда книга «Моя Жизнь» попала под подозрение Инквизиции, отец Баннес и отец Кастильо (Castillo), также доминиканец, взяли на себя дело защиты Терезы.

Книга «Путь к совершенству» была написана также по предложению отца Доминика Баннеса, который получил и проверил её первые копии. «Книгу оснований» Тереза написала по поручению отца-иезуита Рипалда (Ripalda), однако идею написать книгу, в которой рассказывалось бы об основании ею первого реформированного кармелитского монастыря, ей подал отец Гарсия де Толедо. Самая знаменитая книга Святой Терезы – «Внутренний замок» – была рассмотрена и одобрена доминиканцем отцом Янгуасом (Yanguas). В этом мистическом трактате она изображает душу как замок с многочисленными комнатами, в центре которого находится Христос. Святая Тереза написала и другие, более краткие, трактаты по просьбе или с одобрения своих доминиканских духовников.

Питер Пауль Рубенс. Святая Тереза Авильская

Как уже было отмечено выше, в сочинениях Святой Терезы Авильской прослеживается большое влияние теологии Святого Фомы Аквинского, которое можно обнаружить в некоторых её богословских суждениях. Несомненно, эти параллели с томистической теологией были во многом связаны с доктринальной помощью со стороны доминиканских духовников Святой Терезы, в которых она высоко ценила образованность и глубину богословских познаний.

Одной из важнейших заслуг Святой Терезы Авильской является реформа Ордена Кармелитов, которая проходила также не без помощи со стороны доминиканцев. Примечательно, что даже первые Конституции реформированных кармелитов во многом идентичны Конституциям Братьев Проповедников.

Святая Тереза Авильская - реформатор Ордена Кармелитов

Идея создания небольшой обители, в которой царило бы глубокое молчание и подлинная евангельская простота, зародилась в душе Святой Терезы, когда, живя в монастыре Благовещения, где собралось почти двести монахинь, она видела далеко не евангельское поведение его насельниц. Однако, желая осуществить эту благочестивую идею, Тереза столкнулась с немалыми трудностями, которые исходили, прежде всего, от её сестёр по Ордену. Её духовник, отец-иезуит Альварес, был весьма благочестивым человеком, однако не смог отважиться противостоять мнению настоятельницы и других сестёр. В этой сложной ситуации Святая Тереза обрела мужество и поддержку со стороны доминиканцев. Она отправилась в монастырь Святого Фомы, бывший в то время главной обителью Братьев Проповедников в Испании, и встретилась с отцом Педро Ибаньесом. Он внимательно выслушал Терезу, одобрил её идею и посоветовал ей делать всё, что должно быть сделано, доверившись во всём Богу. Такой ответ очень утешил и вдохновил Святую Терезу. Благодаря помощи отца Ибаньеса, Тереза получила одобрение её проекта со стороны Святого Престола.

Авила

Тереза основала кармелитский монастырь Святого Иосифа в Авиле в 1562 году. В городе возникли волнения – горожане противились появлению этой обители, столь непохожей на все остальные. Было решено созвать совет, на котором присутствовали по два представителя от каждого Ордена. Большинство членов совета осудили создание монастыря и решили его разрушить, но доминиканцы воспротивились такому решению, считая его необдуманным и поспешным. Аргументы доминиканцев в пользу новой обители были настолько убедительными, что совет отозвал своё решение, сохранив тем самым монастырь, положивший начало реформам Кармелитского Ордена. В этом маленьком и бедном монастыре, настоятельницей которого стала Тереза, жило всего 12 сестёр, по числу апостолов. К моменту её смерти в 1582 году в Испании было уже 16 обителей «босых кармелиток», ставивших своей целью возвращение к ранним идеалам Кармеля и жизни в строгости и простоте. Вскоре появились и мужские монастыри, созданные благодаря деятельности Святого Иоанна Креста, бывшего сторонником и последователем принципов и идей реформы, предпринятой Терезой Авильской.

Святые, среди которых можно видеть Папу Пия V в окужении Доминика и Терезы Авильской

Реформу Ордена Кармелитов поддержал великий Папа-доминиканец Святой Пий V. Папа назначил двух доминиканцев Апостольскими Визитаторами к испанским кармелитам – отца Педро Фернандеса (Fernandez) в Кастилию и отца Франсиско Варгаса (Vargas) в Андалусию. Это сыграло немалую роль в деле реформы, так как они способствовали тому, чтобы реформа продолжалась, несмотря на протесты тех кармелитов, которые были её противниками. После кончины Папы Пия V для Святой Терезы наступили тяжёлые времена, но отец Фернандес помог защитить её дело и доброе имя, обратившись за помощью к королю Филиппу II.

В 1580 году Папа Григорий XII утвердил разделение Ордена Кармелитов на две ветви, тем самым официально признав «босых кармелитов». Двадцать месяцев спустя Святая Тереза Авильская отошла ко Господу в монастыре Альба де Тормес, но успеху её реформы, некогда спасённой отцами-доминиканцами, уже ничто не могло помешать.

Келья Святой Терезы в монастыре Благовещения в Альба де Тормес, Саламанка

Святая Тереза всегда помнила о тех милостях, которые она получила от духовных сыновей Святого Доминика и говорила «Yo soy la Dominica in pasione».

Жизнь Святой Терезы Авильской являет нам, насколько близкими оказываются души людей, объединённых любовью к Богу – даже если они принадлежат к разным монашеским Орденам. Как две ветви одного дерева, духовные ветви древа Церкви – доминиканская и кармелитская – переплетаются в единстве устремления к свету Истины, каким является Иисус Христос, в Котором они имеют своё основание и совершенство.

Сестра Маргарита-Иоанна OPs

По материалам статьи отца-доминиканца Джона Лабрадора (John Labrador, ОР) «Saint Teresa and The Dominicans»









No Comment

Отправить комментарий