Иоганн Экхарт фон Хоххайм (Eckhart von Hochheim), более известный как Мастер Экхарт (нем. Meister Eckhart) – философ, теолог и мистик, главный представитель доминиканской школы «рейнских мистиков» появился на свет приблизительно в 1260 году. Происходил он из аристократической семьи из Тюрингии. О его детстве и молодости практически ничего неизвестно, неизвестно также когда именно он вступил в Доминиканский Орден.
портал посвященный Экхарту (доминиканский монастырь в Эрфурте)Первые известные нам документы относятся к 1293-94 годам. В это время Экхарт был бакалавром в Парижском Университете. С 1294 по 1298 год он занимает пост приора монастыря в Эрфурте. В этот период он редактирует книгу своих Духовных Поучений «Die Reden der Unterweisung» (оригинальное старонемецкое название: «Die rede der unterscheidunge»).
Титул «Мастер» означает ученую степень магистра теологии, которую он защитил в Парижском Университете в 1302 году. С 1302 по 1303 год он пребывает на кафедре теологии того же Университета в качестве ассистента. С этого периода сохранилось несколько его работ и проповедей.
По возвращении в Германию Экхарта избирают первым провинциональным приором доминиканской провинции Саксония с центром в Эрфурте, возникшей в результате разделения Тевтонской провинции. Он занимает этот пост до 1311 года.
Генеральный капитул в Неаполе (1311 г.) делегирует Экхарта в Париж в качестве преподавателя Университета. Эта функция считается особенным отличием (ранее удостоился ее только св. Фома Аквинский) и доводом огромного духовного и интеллектуального потенциала Экхарта.
доминиканский монастырь в Эрфурте (Predigerkirche)Пребывание Экхарта в Париже проходит на фоне бурно развивающихся событий. Речь идет, прежде всего, о процессе над тамплиерами организованном Филиппом Красивым в 1307 году. Тогда же окончился процесс бегинки Маргариты Поретанской, автора мистического трактата «Зерцало простой уничтоженной души» (Le mirouer des simples ames anientes), которую сожгли на Place de Greve 1 июня 1310 года. Экхарт, проживавший в монастыре св. Иакова, должен был встречаться с великим инквизитором – Вильгельмом Парижским, который вел этот процесс. Не мог он также не знать того, что главная проблема «Зерцала» лежала в центре дискуссий Венского Собора, окончившейся осуждением восьми тезисов бегардов и бегинок касательно состояния совершенства. Трудно определить какое именно влияние оказала на учение Экхарта мысль Маргариты, но его не могла не восхитить тема уничижения души посредством смирения, изложенная в «Зерцале». В немецких проповедях Экхарта можно найти параллельные с «Зерцалом» идеи «свободной», «опустошенной» души.
В Париже Экхарт приступает к написанию своего фундаментального труда (новой Суммы Теологии), состоящего из трех частей: системы фундаментальных утверждений (Opus propositionum), собрания спорных тем (Opus quaestionum) и сбора библейских истолкований (Opus expositionum). Он будет продолжать работу над этим трудом и в Страсбурге и в Кельне, вплоть до 1325 года.
Генеральный Магистр Ордена вызывает его из Парижа в Страсбург (Тевтонская провинция), где Экхарт принимает должность генерального викария, а также обязанности духовного опекуна монахинь (cura monialium). На этом поприще Экхарт имеет дело также с желающими присоединиться к Ордену бегинками, против которых начинаются гонения со стороны официальной Церкви.
С 1320 года Экхарт начинает преподавательскую деятельность в Генеральном Коллегиуме в Кельне. Именно здесь его начинаются настоящие проблемы: обвинения в ереси (не без участия францисканца Уильяма Оккама), споры и попытки доказать ортодоксальность своего учения. Уверенный в своей правоте, он отправляется в Авиньон (весной 1327 г), чтобы апеллировать к папскому трибуналу. Но Иоанн XXII в булле «In agro dominico» осудил 17 его тезисов, а 11 признал подозрительными. Экхарт умер еще перед оглашением приговора (в 1328 г.).
фрагмент рукописи ЭкхартаСправедливо ли было обвинение Экхарта в пантеизме, или его мысль просто неправильно восприняли и интерпретировали? Очень трудно вкратце, избегая пагубных упрощений представить его доктрину, тем более что изложена она не в одном логически выстроенном трактате, а во множестве списанных проповедей. В конце концов, совсем не пантеизм, как теория был предметом его размышлений, а практика глубокой духовной жизни, ведущей к единству с Богом.
Будучи учеником св. Альберта Великого, Экхарт балансирует на пограничье аристотелизма и неоплатонизма. Идеалы, раскрытые теоретически в плоскости философии, Экхарт, соединяя занятие теологией с активной проповеднической деятельностью, переводит в сферу практики – духовной жизни, целью которой является «счастливая жизнь». Согласно его учению, человек может получить это «счастье» находясь еще в этом мире (in via). Заповеди блаженства из Нагорной Проповеди Христа – вот ключ к пониманию этого «счастья». Духовность Экхарта – христоцентрическая, основанная на тайнах Воплощения и внутреннего Обитания – Бог становится человеком для того, чтоб человек мог стать Богом. Крестные страдания Спасителя также являются важным элементом его духовности – обязательным для подражания. Но мистика Экхарта не предлагает «аффективный» опыт переживания страстей Христа, никаких «видений» или сопереживания. Путь христианина, направленный на новое рождение во Христе не отвергает привычных религиозных практик: молитвы, евхаристии, принятия таинств. Он изменяет не внешние формы набожности, а намерение, которое ими руководит и предает им структуру.
фрагмент буллы In agro dominico, осуждающей воззрения ЭкхартаЧтобы быть в состоянии принять Бога, стать Его обителью, душа должна быть полностью очищена. Понятие abegescheindenheit, которое Экхарт вводит в немецкий язык, можно перевести как «обособленность», означает высшую степень нищеты, смирения и благородства в благодати. Истинным значением этого слова не является привычная аскеза. Как apatheia для греческих Отцов, эта «обособленность» является участием в жизни Бога, излиянием божественной невозмутимости в душу человека, эманацией, которая создает в ней образ Бога и позволяет познавать Его как в себе, так и в Нем.
Еще один экхартианский термин – gelassenheit (оторванность) означает состояние свободной пустоты, которая достигается «оставлением себя» и «выходом из себя», чтобы Бог мог «войти». Этот «выход» т.е. «экстаз» обозначает «познание Бога через непознавание на пути единства, которое находится над разумом». Слова апостола Петра «вот, мы оставили всё» (Мк 10, 28) Экхарт комментирует следующим образом: «когда мы оставляем все? Тогда, когда мы оставляем все, что разум может постичь, и то, что можно сказать, и то, что можно услышать, и то, что цвет позволяет увидеть, тогда мы оставляем все. Когда таким образом мы оставляем все, нас освещает Божественность».
Кроме непосредственных продолжателей дела Экхарта – Иоганна Таулера и бл. Генриха Сузо, а также мистического движения «друзья Бога», мысль Экхарта окажет влияние на взгляды Николая Кузанского, и немецких философов: Фихте, Шеллинга, Гегеля, Эриха Фромма. Протестантский философ и религиовед Рудольф Отто, сравнивал взгляды Экхарта с учением Шанкары.
Читай также: о. Томаш Галушка ОР, Бог – не корова
Трактаты Экхарта:
Легенды о Мастере Экхарте:
Хороший разговор с Экхартом некой хорошей сестры
Проповеди Экхарта:
Об исхождении духа и возвращении его
Отправить комментарий