«Розарий» братьев картезианцев

3/26/2011, No Comment

Из статьи брата Богуслава Коханевича ОР, «История Розария», “Teofil” 1(19), Krakow 2004.

Кроме цистерцианок, огромный вклад в развитие Розария внесли картезианцы. Исследование И. Клинкхаммера указывают необычайно важную роль, которую сыграли трое немецких картезианцев: Генрих из Калькар, Адольф из Эссена и Доминик из Пруссии.

картезианский псалтырь

Псалтырь Генриха из Калькар, состоящий из трех частей, содержит сто пятьдесят клаузул о жизни Христа. Первые пятьдесят клаузул позволяют размышлять о предвечном существовании Божьего Сына, спасительном плане Бога Отца, тайне Воплощения. Вторая группа ведет нас к рождению Спасителя и Его детству. А третья часть охватывает тайны Страдания, Воскресения, Вознесения и второго пришествия Христа на землю.

Адольф из Эссена (†1439) является автором трактата именуемого Розовый сад нашей Госпожи, которое было посвящено принцессе Маргарите Баварской. Краткая, латинская версия этого произведения, известная как De Commendatione Rosarii, содержит описание способа чтения пятидесяти Ave Maria, связанных с размышлениями над событиями из жизни Христа. Молитва была названа Адольфом Розарием (Rosarium). Выясняя этимологию упомянутого термина, автор сравнивает серию пятидесяти Ave Maria с венцом из роз, приносимой в дар Божьей Матери. Цель Розария картезианский монах видел в прославлении Бога посредством оказания благодарения Иисусу и Марии.

Доминик из Пруссии (†1460) пребывал в том же самом монастыре картезианцев в Тревире, в котором жил Адольф из Эссена. Согласно Клинкхаммеру, Доминик научился от Адольфа из Эссена читать богородичный псалтырь вместе с прибавленными к нему клаузулами. Доминик описал этот способ молитвы в Liber experientiarium primus.

В этом трактате он утверждает, что предметом его ежедневной медитации было то, что наш Господь соделал во время своей земной жизни для нашего спасения.

Нужно помнить, что Доминик, вводя клаузулы, выражает дух своего времени, известного как devotio moderna. Это новое течение в христианской духовности любило самые разнообразные упражнения, стремящиеся к интериоризации устной молитвы: Pater noster, Ave Maria или Gloria Patri. Предлагало оно также псалмодию для прославления Страданий Христа, Ран Христа и даже определенных частей Его тела (Голова Христа). Именно в этом периоде появляются Псалтыри, относящиеся ко всей жизни Спасителя, а также те, которые воспевают только Его Страдания. Есть среди них и богородичные псалтыри. Огромным, необычайно важным вкладом Доминика из Пруссии была инрериоризация богородичного псалтыря, посредством введения клаузул. Речь шла уже не только о повторении молитвенных формул, но также о размышлении над сценами из жизни нашего Спасителя.

святой Бруно, основатель Ордена Картезианцев

Автор Liber experientiarium замечает, что не следует задерживаться на самих только славах Розария. Каждый, по данной ему благодати, по своей набожности, какой Господь ему дал, может продолжать, сокращать (…) может призывать жизнь Спасителя словами или представлять их в памяти, раз таким образом, раз – другим. Зависит это от благодати данной каждому, от его сил, времени каким он располагает.

Вот, к примеру, первые десять клаузул появляющихся в Псалтыре Доминика из Пруссии:

Ave Maria, gratia plena, Dominus tecum. Benedicta tu in mulieribus, et benedictus fructus ventris tui Jesus Christus.

Quem Angelo nuntiante de Spiritu Sancto concepisti.

Quo concepto in Montana ad Elyzabeth ivisti.

Quem, virgo sancta mente et corpore simper permanens, cum gaudio genuisti.

Quem ut creatorem tuum adorasti, et virgineis tuis uberibus lactasti.

Quem pannis involvisti, et praesepium posuisti.

Quem angeli Gloria in excelsis cantantes laudaverunt et pastores in Bethlehem invenerunt.

Qui die octavo circumcisus est, et Jesus vocatus.

Qui a tribus magis tria munera deferentibus reverenter est adoratus.

Quem maternis brachiis in templum portasti, et deo patri suo praesentasti.

Quem Symeon senex in ulnas accipiens benedixit, et Anna vidua cognovits.

Следует подчеркнуть, что клаузулы, добавляемые к богородичному псалтырю, определяют новый этап в формировании Розария. Богородичный Псалтырь содержит уже не только 150 Ave Maria. Благодаря клаузулам, припоминающим тайны нашего спасения, он становится также молитвой медитации.

Тем не менее, нужно заметить, что псалтырь картезианцев, не смотря на совою тройную структуру, еще не разделен на десятки. Клаузулы сопутствуют каждому Ave. Хотя форма картезианского Псалтыря приближена к форме Розария, но еще таковой не является. Классическую форму Розария находим только в творениях блаженного Алана де ла Рош.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий