Псалтырь Алана де ла Рош

4/02/2011, No Comment

Статья о. Богуслава Коханевича ОР, "История Розария", журнал “Teofil” 1(19), Krakow 2004.

св. Доминик и бл. Алан де ла Рош

Блаженный Алан принадлежал к конгрегации реформированных доминиканцев из Голландии. После периода активной научной деятельности в университетах в Париже, Лилле и Ростоке, он открыл свое истинное призвание - распространять Psalterium Beatae Mariae. Для реализации этого плана он основывает в 1470 году в Дуэ (северная Франция) общину, называемую Братством Иисуса и Марии, и пишет книги, в которых изъясняет новый способ молитвы.

Распространяемый Аланом Богородичный Псалтырь был описан в «Apologia» и «Principium» – двух творениях изданных в 1475 году. Остальные его творения были опубликованы по просьбе капитула реформированных доминиканцев, которая обратилась с просьбой ко всем братьям предоставить записи Алана находящиеся в их владении.

Опираясь на предоставленные документы, магистр голландской конгрегации Адриан ван дер Меер, редактировал в синтетической форме учение Алана, которое в последствии опубликовал в трактате под названием Compendium psalterii beatissimae Trinitatis magistri Alano.

Следует заметить, что Алан был частым гостем монастыря картезианцев в Ростоке, в котором оставил множество своих записей. Картезианцы, после смерти Алана решили опубликовать материалы, находящиеся в их распоряжении. К сожалению, как замечает Меерссеман, записи Алана были сильно изменены как Адрианом ван дер Меером, так и картезианцами из Ростока. Картезианцы совершили ошибку, не только не опубликовав некоторые его записи о Матери Божьей, но также решив издать его личные заметки: схемы проповедей, экстракты прочитанных им книг, примеры для проповедей, скопированные у других авторов, всевозможные явления и видения, записанные блаженным провизорным способом. Чтобы избежать сомнительных информаций, мы решили обосновать наш анализ на двух творениях Алана, опубликованных еще при его жизни (фактически в год смерти), которыми являются Apologia и Principium.

Алан называет пропагандируемую им молитву Psalterium Beatae Mariae Virginis. Объясняя это название, он указывает на аналогию с Псалтырем Давида: сто пятьдесят Ave Maria отвечают 150-ти псалмам.

Псалтырь Алана, в отличие от других богородичных псалтырей, был составлен из серии ста пятидесяти Ave Maria, разделенных на десятки, отделяла которые молитва Pater noster.

Apologia Алана содержит очень ценные информации касательно чтения богородичного псалтыря. Доминиканец указывает пять способов молитвы, которые подчеркивают ее универсальные характер.

Первый способ подчеркивает христоцентрическое направление псалтыря: первая пятидесятка читается в честь Воплощенного Христа, вторая в честь страданий Христа, третья в честь Христа восставшего из мертвых, возносящегося в Небо, посылающего Духа Святого, восседающего одесную Отца, приходящего судить живых и мертвых.

Второй способ молитвы относится к молитве направленной ко Христу через посредничество святых, особенно через заступничество Блаженной Девы Марии. Алан предлагает созерцать Христа через посредничество Марии, то есть Ее очами, которые видели Иисуса, Ее устами, которые целовали Спасителя. Следует подчеркнуть, что упомянутая позиция полностью понятна, если мы поймем, что была она характерной для развивающейся в это время devotio moderna на территориях современных Голландии и Бельгии.

Третий способ молитвы подчеркивает нравственный аспект. Псалтырь мог быть прочитан для развития добродетелей: веры надежды и любви.

Следующий способ указывает социальный аспект псалтыря. Алан де ла Рош поучал, чтобы читая богородичный Псалтырь помнить о близких, Церкви, папе, священниках и монахах, императоре и об умерших.

Наконец последний из способов заключался в молитве в намерениях различных исполняемых служений: на пример за воинство или магистрат.

Оригинальным решением, предложенным Аланом было связать конкретные десятки Ave Maria с тайнами из жизни Христа, разделив их на три группы: тайны радостные, скорбные и славные. Apologia уточняет, что первые пятьдесят молитв следует читать в честь Воплощенного Христа, вторые, в честь Христа Страждущего, третьи в честь Христа Воскресшего, Вознесенного, Посылающего Святой Дух, Восседающего одесную Отца, приходящего судить.

Перечисленные тайны открывают христоцентрическую направленность Розария Алана. Все тайны касались исключительно Христа и Его спасительной миссии. Если две последние славные тайны нынешнего, классического Розария относятся к Марии, Взятой в Небо и Царице Неба и земли, то две последние тайны Псалтыря Алана относятся к участию Христа во славе Отца и к Его второму пришествию.

Следует также подчеркнуть, что введенные в Псалтырь Алана тайны не были окончательно утверждены. Сам автор Апологии утверждает, что можно было добавлять, отнимать, делить согласно с пожеланиями части Псалтыря.

Как можно заметить, псалтырь блаженного Алана отличался от псалтыря картезианцев тем, что не уже содержал клаузул соединенных с каждой читаемой Ave Maria, но тайны, сопутствующие каждой десятке Ave Maria. Кроме того структура Псалтыря Алана в полноте отвечала структуре нынешнего Розария: три части, разделенные на десятки, в то время как псалтыри картезианцев не имели такой структуры. Поэтому именно Богородичный Псалтырь Алана де ла Рош и является в действительности первым Розарием.

Подытоживая следует заметить, что Psalterium Beatae Mariae Virginis Алана де ла Рош, завершается долгий процесс формирования богородичного псалтыря. Розарий Алана, благодаря своей простоте и теологической глубине был с энтузиазмом принят верными. Свою популярность он получил также благодаря быстро развивающимся братствам, которые имели решающее влияние распространение этой молитвенной практики.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

окончание

No Comment

Отправить комментарий