Статья о. Богуслава Коханевича ОР, "История Розария", журнал “Teofil” 1(19), Krakow 2004.
Смерть блаженного Алана не остановила его идеи распространения богородичного псалтыря, которая была продолжена, благодаря основываемым братствам Розария. В 1475 году было основано Братство Святого Розария при доминиканском монастыре в Кельне. Приор этого монастыря, отец Иаков Шпренгер, устанавливая братство, обязался следовать древней молитвенной практике, которая как он сам отмечает, долгое время пребывала в забвении.
Братство должно было иметь огромную популярность, так как в течение нескольких месяцев стало насчитывать три тысячи верных. В следующем году число записанных в кельнское Братство возросло до восьми тысяч членов. 10 марта 1476 года Братство Святого Розария было официально признано папским легатом, епископом Александром Нумай.
Для популяризации идей братства, регент доминиканского генерального коллегиума в Кельне, Михаил из Лилля, опубликовал Quodlibet, в котором выяснил молитву Розария с исторической и духовной точек зрения. Работа Михаила Лилльского изъясняла цели Братства следующим образом:
1) Верный, принадлежащий Братству, чтобы участвовать в духовных благах общины, обязан каждую неделю читать три Розария, содержащие сто пятьдесят Ave Maria и пятнадцать Pater Noster.
2) Упущение еженедельной обязанности не считается грехом. Те, кто в течение данной недели не читали Псалтырь, были в данную неделю лишены участия в духовных благах Братства.
3) Главной целью Братства является духовное развитие его членов.
Первые братства были основываемы на территориях нынешних Голландии и Германии, но очень быстро стали появляться и в других странах, например в Италии. Первое итальянское братство св. Розария было основано в 1480 году в Венеции немецким доминиканцем Иоанном из Эрфурта, который, получив в Риме позволение на проповедь Розария и установление новых братств, возвращаясь в Германию, остановился в Венеции, где и основал первое братство. Через год подобное братство появилось во Флоренции, при монастыре Сан-Марко. В этом же году (1481), братство Розария было основано и в Риме при храме Санта-Мария-Сопра-Минерва.
Скорбные тайны Розария, гравюра
Первые документы, написанные для нужд братств, становятся для нас ценным источником информации о началах молитвенной практики св. Розария. Внимательный анализ этих записей позволяет утверждать, что форма этих псалтырей или розариев отвечала линии начертанной блаженным Аланом де ла Рош.
Уставы первого итальянского братства, редактированные в 1480 году, обязывают всех членов братства читать в течение недели один Псалтырь Блаженной Девы, т.е. Розарий, который состоит из ста пятидесяти Ave Maria и пятнадцати Pater Noster.
Чтобы облегчить исполнение этой обязанности, уставы позволяют членам братства поделить Розарий на три пятидесятки.
Стоит упомянуть, что уставы венецианского братства впервые упоминают о созерцании тайн Христа и Марии во время чтения Розария.
Деление Розария на части радостную, скорбную и славную и заключенные в них тайны отвечают, кроме незначительных исключений, классической структуре Розария. Радостные тайны охватывают Благовещенье Господне, Посещение св. Елизаветы, Рождество Христово, Представление Иисуса в Храме, Обретение Христа в Храме. Скорбная часть заключает Молитву Христа в Гефсиманском Саду, Бичевание, Увенчание тернием, Несение Креста на Голгофу, Смерть на Кресте. Среди славных тайн упомянутые уставы перечисляют Воскресение Иисуса Христа, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Взятие в Небо Девы Марии. К перечисленным тайнам венецианские уставы добавляют, в качестве последней, тайну райской славы.
Анализ первых уставов существующих братств позволяет утверждать, что форма Розария в те годы уже была утверждена. Число и содержание тайн отвечает известным нам и сегодня. Розарий, читаемый в 1481 году венецианским братством являет себя в своей классической форме.
Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что изначальным предметом молитвенной практики была не Матерь Божья Розария, а спасительные тайны из жизни Христа, о которых молящиеся размышляли во время рецитации 150 Ave Maria, называемых богородичным псалтырем.
Молитва Розария появилась не вдруг, но является результатом постепенной эволюции псалтыря. Из Псалтыря Давида возник Богородичный Псалтырь, который состоял из 150 Ave Maria. Позднее этот псалтырь был обогащен клаузулами цистерцианок и картезианцев, чтобы в конце концов проявится в своей классической форме предложенной Аланом де ла Рош.
В свете нынешних исследований нельзя утверждать, что творцом Розария был св. Доминик. Подобным образом трудно согласится с тезисом немецких исследователей, которые приписывают изобретение Розария картезианцам. История этой молитвы указывает, что развилась она благодаря набожности многих поколение христиан. Среди них нельзя забывать о той роли, которую сыграли доминиканцы. Братья Проповедники, основывая очередные братства и пропагандируя эту простую форму молитвы, старались приблизить верным мирянам тайны нашего спасения.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий