Из трактата «О благородном человеке» (Vom edlen Menschen), Мастера Экхарта. 1-4.
В Евангелии Христос говорит: «один благородный человек** отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться» (Лк 19, 12). Этими словами Он указывает нам благородство человека в его природе, Божественность того, чего он может достичь посредством благодати, и более того – то каким образом он может этого достичь. В словах этих заключена большая часть содержания Святого Писания.
Во-первых, следует знать то, и это кажется полностью очевидным, что человек имеет в себе две природы: плоть и дух. Поэтому некий текст говорит: кто знает себя, знает все творения, ибо они являются плотью, или духом. По этой причине некое Писание говорит, что в каждом из нас находятся два человека: человек внешний и внутренний***.
Под «внешним» понимаем все то, что воистину прилегает к душе, но окружено телом и с ним смешано, и более того в каждом члене, а именно в глазе, ухе, языке, руке т.д., имеет общее с ним телесное действие. Все это Писание называет «человеком ветхим», «земным», «внешним», «врагом» и «рабом».
Второго пребывающего в нас человека - «внутреннего» - Писание это называет «новым», «небесным», «молодым», «благородным» и «другом». Его-то Христос и имеет в виду, когда говорит что «некий благородный человек отправился в дальнюю страну, получил царство и возвратился».
* Деление на главы и их названия в этом трактате Экхарта введены переводчиком для удобства публикации на блоге.
** В синодальном переводе «человек высокого рода». Христос, несомненно, имеет в виду человека благородного происхождения, экзегеты даже предполагают, что мог Он говорить о сыне Ирода Великого Архелае, который отправился в Рим, чтоб там найти решение своих проблем с подданными. Но nobilis (слово, которое использовано в Вульгате), как и немецкое edel, означает не только «благородный» в смысле происхождения, но также в нравственном смысле, и это второе значение имеет в виду Экхарт в этом трактате, подобно также в Проповедях, где это определение очень часто появляется.
*** «Писание» может означать попросту «Святое Писание», но очень часто также какие-либо другие «авторитеты», христианского или языческого происхождения. Квинт (J. Quint) приводит несколько источников, библейских и других, в которых выступает приведенное ниже противопоставление, на которое Экхарт мог сослаться. Учение о внешнем и внутреннем человеке в тогдашних работах locus communis и не трудно бы было привести намного больше таких источников.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий