Внешний и внутренний человек

8/31/2013, No Comment

Из трактата «О благородном человеке» (Vom edlen Menschen), Мастера Экхарта. 5-7.

Следует нам также знать, что согласно св. Иерониму* и почти всем учителям, каждый человек с момента прихода в мир имеет двух духов: доброго, то есть ангела, и злого, то есть дьявола. Добрый ангел неустанно призывает и склоняет к тому, что благое, Божественное, добродетельное, небесное и вечное. Злой же дух постоянно призывает и склоняет человека к вещам временным, минующим, противным добродетели, злым и дьявольским. И этот злой дух постоянно общается с внешним человеком и пользуясь ним, тайно расставляет силки для внутреннего человека, подобно как змий, который вступил в разговор с Евой, а через неё с мужчиной Адамом. Внутренний человек это Адам. В душе мужчина** является добрым и постоянно приносящим добрые плоды древом, о котором говорит Христос (ср. Мф 7,17). Является он также полем, которому Бог привил свой образ и подобие, на котором высевает доброе зерно – корень всяческой премудрости, искусства, добродетелей и блага, семена Божественного естества (2 Петр 1,4). Этим зерном Божественного естества является Сын Божий, Слово Божье (Лк 8, 11).

Человек внешний это тот злой, враг, который на этом поле посадил плевелы (Мф 13, 24). Св. Павел говорит о нем: наблюдаю в себе нечто, что мешает и противится тому, что Бог наказывает и советует, что сказал и далее говорит в наивысшем месте, в глубине моей души (ср. Рим 7, 23). А в другом месте такую возносит жалобу: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7, 24). А еще в другом месте говорит, что дух и плоть в человеке неустанно борются друг с другом. Плоть советует преступления и зло, дух – любовь Божью, радость, мир и всяческую добродетель (Гал 5, 17). Кто следует за духом и живет согласно с ним и его советами, имеет жизнь вечную (Гал 6, 8). Внутренний человек это тот о котором Христос говорит: «некий благородный человек отправился в дальнюю страну, чтобы получить царство». Это доброе древо, о котором Он говорит, что оно неустанно приносит добрые плоды, никогда плохие, ибо он жаждет Блага и к нему склоняется – к Благу существующему в себе, к которому не прикасается то или иное. Человек внешний – это плохое дерево, которое не может приносить добрые плоды (ср. Мф 7, 18).

О благородстве внутреннего человека, то есть духа, и о подлости внешнего, то есть плоти, говорят также языческие учителя: Туллий и Сенека. Согласно с ними в каждой разумной душе живет Бог, а Его зерно есть в нас. Если бы оно имело доброго, мудрого и разумного крестьянина, то прекрасно бы развивалось и возрастало к Богу, которому оно принадлежит, а плод становился бы подобным Божественной природе. Из семени груши вырастает груша, из семени ореха – орех, из Божьего семени – Бог (1 Ин 3, 9). Но если случится, что хорошее зерно получает крестьянина глупого и злого, тогда вырастает бурьян, покрывает его и душит, так что ничто не пробьется к свету и не вырастет. Не смотря на это славный учитель, Ориген, говорит: поскольку семя это сам Бог насадил, родил и прищепил, может оно воистину быть заслонено и укрыто, но никогда не сможем его уничтожить и угасить; тлеет оно и яснеет, светит и горит и неустанно направляется к Богу***.

* Comm. in Ev. Matth., III c. 18, 10n (PL 26, 135).

** «Мужчиной» (Mann) в душе Экхарт обычно называет разум в его высших функциях.

*** см. Hom. In Genesis 13 n. 4 (PG 12, 234n).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий