Истинное послушание

5/17/2011, No Comment

Начало книги Духовных поучений (Die rede der underscheidunge) Мастера Экхарта.

Истинное и совершенное послушание это добродетель, превышающая все другие. Без неё не могут обойтись даже наибольшие деяния, но с другой стороны, послушание придает ценность наименьшим, как например служение или слушание мессы, молитва, созерцание и т.п. Наиболее бытовые действия, какие могут только придти в голову, истинное послушание творит лучшими и более достойными. Во всем совершает оно то, что наилучшее, не искажает никакого действия, ничему не вредит – при условии, что является истинным. Ибо благодаря послушанию мы не теряем никакого добра, ему самому нет недостатка ни в каком благе, и ни о чем оно не должно беспокоиться.

Всюду, где человек благодаря послушанию покидает своё «я» и отрекается от самого себя, там должен войти Бог. Ибо если кто-либо не хочет ничего для себя самого, Бог должен пожелать для него точно того, чего хочет для себя. Если я отрекся от своей воли благодаря тому, что передал её в руки настоятеля и ничего уже не хочу для себя, то в этот момент Бог должен хотеть для меня, а если потеряет что-либо для меня, потеряет также для себя. Так есть во всем: когда я ничего не хочу для себя, тогда Он хочет для меня. Но слушайте! Что же Он хочет для меня, тогда когда я ничего не хочу для себя? В том, в чем я отрекаюсь от своего «я», Он должен хотеть для меня всего того, чего хочет для себя – ни менее, но и не более и тем же самым образом, что и для себя. А если бы Он так не поступал – во имя Истины, которая является Богом! Он не был бы тогда справедливым, не был бы Богом – но ведь это принадлежит самой Его природе.

В истинном послушании нет места на «хочу так или иначе», и на «хочу того или другого»; требует оно полного отказа от всего. Поэтому в наилучшей молитве, к которой только способен человек, пусть не просит: «дай мне эту добродетель или тот способ*», и не «Господи, дай мне самого себя или жизнь вечную», но только: «Господи, дай мне только то, чего Ты хочешь, а в каждом способе делай только то, чего Ты хочешь и как хочешь!» Эта вторая молитва возносится над первой также точно как небо над землёю, и если ты отважился на такую молитву, ты хорошо молился – именно тогда, когда в истинном послушании ты покинул свое «я» и обратился к Богу. А так как истинное послушание не знает никакого «хочу так», подобным образом не может оно никогда сказать «не хочу», ибо это является настоящим ядом для каждого послушания. Так же говорит св. Августин: «Верный служитель Божий не радуется, когда ему говорят или дают то, что рад услышать или увидеть, ибо первым и глубочайшим его желанием является слышать то, что Богу больше всего нравится»**

* «Способ» (die Weise) – как в Трактатах Экхарта, так и в его Проповедях, одна из наиболее часто встречающихся категорий касающихся Бога или человека в его внутренней жизни. Относительно человека это слово может означать состояние, в котором он родился, или которое выбрал, ситуацию, в которой находится, совокупность средств и методов ведущих к святости (аскеза, молитвы и т.п.), которые обретает в каком-либо ордене, или даже особенные дары, полученные от Бога. Автор предостерегает пред переоценкой конкретных «способов», а особенно пред чрезмерной привязанностью к какому-либо из них. Во всем самым важным является подчинение себя и полное упование на Бога.

**Ср.: «Наилучший служитель Твой тот, кто не думает, как бы ему услышать, что он хочет, но хочет того, что от Тебя услышит», Исповедь X, 26, 37.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий