Из книги Libellus de principiis Ord. Praedicatorum бл. Иордана Саксонского (14-18).
В то время как Доминик так пламенел в объятьях прекрасной Рахиль, Лия потеряла терпение и начала настаивать, чтоб он снял позор с ее залитых слезами очей и своим приходом одарил ее многочисленным потомством*. Сталось в то время, что Альфонс, король Кастилии захотел, чтоб его сын Фердинанд** взял в жены некую девицу благородного происхождения из Марки***. По этому поводу он отправился к упомянутому епископу Осмы с просьбой, чтоб он согласился стать его посланником в этом предприятии. Епископ ответил на просьбу короля, и вскоре вместе с сопутствующими особами, подобранными в соответствии с его требованиями и его достоинством, среди которых был также упомянутый человек Божий Доминик, субприор его церкви, отправился в путь и доехал до Тулузы****.
Когда же он заметил, что жители этой земли уже давно стали еретиками, начал чувствовать в сердце огромное сочувствие по поводу такого большого количества несчастных душ. В ту же самую ночь, во время которой они гостили в упомянутом городе, наш субприор так долго и смело разговаривал и горячо убеждал еретика, который жил в том же самом доме, что этот еретик не мог противостоять мудрости и духу, с которым он говорил (Деян 6, 10), и с помощью Духа Божьего обратил его в веру.
Когда они оттуда уехали, с большим трудом достигли места назначения, где пребывала девица. Потом представили дело, с которым приехали, а когда получили согласие, безотлагательно и спешно вернулись к королю. Епископ объявил ему, что дело они уладили успешно и получили согласие девицы. Тогда король снова отправил его в путь, в обществе еще более блистательной свиты, чтоб со всеми почестями привел девицу, которая должна была выйти за его сына. Он снова отправился в такое нелегкое путешествие, а когда достигли Марки, узнал, что девица за это время умерла. Но Бог в Своих спасительных планах намного лучше использовал причину этого путешествия, чтоб при этой оказии позаботиться о намного более торжественной свадьбе - началу связи между Богом и душами, которые во всей Церкви нужно было многими способами призвать от различных греховных ошибок к вечному спасению, что и подтвердили следующие события.
Тогда епископ выслал гонца к королю, а сам вместе со своими священниками воспользовался возникшей ситуацией, чтоб посетить курию. Он предстал пред папой Иннокентием и убедительно просил его, чтоб – если это возможно – принял его отставку, объясняя, что по многим причинам он неспособен исполнять такое ответственное служение и что это превосходит его силы. Открыл также папе, что глубоко в его сердце лежит стремление обращать куманов*****, которому по мере своих сил хотел бы посвятить себя, если папа соблаговолит принять его отставку. Однако папа не согласился с этой его убедительной просьбой и не хотел разрешить даже в том случае, если тот попросит его, чтоб далее оставаясь епископом, он мог бы отправиться в земли куманов и служить там, в качестве проповедника, чтоб получить отпущение своих грехов. Конечно, все это произошло под влиянием Божьей воли, которая сохранила усилия этого великого человека для собирания другого, более изобильного урожая спасения.
монастырь Сито
Возвращаясь назад, он посетил Сито******, где при виде столь большого количества Божьих слуг и тронутый глубиной их духовной жизни, принял монашеское облачение. После чего он отправился в Испанию, взяв с собою также нескольких монахов, которые должны были истолковать ему принципы монашеской жизни, еще не зная того, с какими препятствиями по воле Божьей на своем поспешном пути ему придется столкнуться.
* Быт 29, 16-35. Две жены библейского патриарха Иакова – возлюбленная прекрасная Рахиль и некрасивая, но одарившая его потомством Лия, подобно как Мария и Марта (Лк 10, 38-42) в христианской духовности являлись образами созерцательной и деятельной жизни. Доминик оставляет созерцательную жизнь в Осме, чтобы вместе со своими епископом отправиться в дипломатическое путешествие, которое, как вскоре окажется, принесет неожиданный плод – откроет новое призвание Доминика.
** Альфонс VIII (1158-1214), его сын Фердинанд умер раньше, чем смог унаследовать отцовский трон.
*** В оригинале - Marchia (латинский вариант) - слово, произошедшее от древнегерманского «marcha» («граница»), у древних германцев первоначально означала границу, как частных владений, так и государственных территорий, а произведенное от нее слово marchio обозначало опасную пограничную область Каролингской державы. Во главе марки стоял маркграф. Соответственно этому и самые пограничные провинции назывались «марками» (Dänemark — Дания, Steiermark — Штирия). В данном случае речь идет о некой стране на северо-восточной границе Германии. Несмотря на некоторые сомнения, большинство историков предполагают, что речь идет о Дании.
**** Это путешествие продолжалось правдоподобно с октября 1203 по февраль 1204 г.
***** Так в Европе называли кочевников половцев.
****** Citeaux - монастырь в Бургундии, основанный в 1098 году группой монахов-бенедиктинцев, желающих жить согласно с первоначальным уставом св. Бенедикта. Этот монастырь стал матерью нового монашеского ордена – цистерцианцев.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий