Из книги Libellus de principiis Ord. Praedicatorum бл. Иордана Саксонского (10-13).
В то время, когда Доминик пребывал на обучении в Паленсии, наступил голод почти во всей Испании*. Тогда, тронутый нуждою убогих и, пылая горячим сочувствием, он принял решение одним действием выслушать советы Господа и одновременно по мере возможности помочь умирающим беднякам. Тогда он продал нужные ему книги, которые имел, вместе со всеми принадлежностями, и как милостыню разделил между убогими. Этим примером милосердия он так сильно возбудил сердца других теологов и учителей, что признав свою медлительность скупостью в сравнении со щедростью юноши, отныне они уделяли более щедрую милостыню.
В то время когда Божий человек размышлял над такими возвышенными делами в своем сердце, приходя от силы в силу (Пс 84,7) и со дня на день, становясь лучшим в глазах всех, ибо чистота его жизни сверкала как утренняя звезда среди облаков (Сир 50,6) и делала его достойным восхищения, слава о нем дошла до ушей епископа Осмы, который старательно проверив слухи о его праведности, призвал его к себе и сделал регулярным каноником своей Церкви**.
И он сразу же воссиял среди его каноников как необычная денница. Нижайший в смирении сердца, совершенный в святости, стал он для всех запахом живительным на жизнь (2 Кор 2,16), как благоухающий ладан в летние дни (Сир 50,8-9). Все удивились, что так быстро и незаметно он достиг вершин монашеской жизни и избрали его субприором, чтоб на более ответственном посту он блистал пред очами всех и призывал всех своим примером. А он, как растущая маслина и как возвышающийся до облаков кипарис (Сир 50,11), днем и ночью перебывал в храме, без перерыва предаваясь молитве, и посвящая свое время созерцанию, был практически невидим за территорией монастыря. Бог одарил его особенной добродетелью плача над грешниками, несчастными и страдающими, неудачи которых он носил в глубочайшем сосуде сочувствия, а его горячее внутреннее чувство являлось наружу в виде слез.
Очень часто он имел обычай проводить ночь в молитве и с закрытыми дверями молиться своему Отцу (Мф 6,6). Временами также во время молитвы привык издавать восклицания и слова воздыхания из своего сердца, и не мог совладать с собою, чтобы этих восклицаний не было слышно даже издали. Частою и особенною просьбою, с которой он обращался к Богу, было то, чтоб Он уделил ему истинную и действенную любовь в его заботе и старании о спасении людей, ибо считал, что только тогда он действительно будет первым членом Христа, когда изо всех сил отдаст самого себя для обретения душ, так как Спаситель всех, Господь Иисус, всего себя пожертвовал для нашего спасения. Он читал и полюбил книгу называемую Собеседования с Отцами***, которая повествовала о пороках и о всем, что касается духовного совершенства, и со всею силою духа старался искать в ней пути спасения и следовать ними. Книга эта, при помощи благодати Божией, помогла ему достичь возвышенной чистоты совести, ясного света созерцания и прекрасной вершины совершенства.
* Такое бедствие Испания пережила в 1192 г. Однако речь может идти о локальном происшествии в окрестностях Паленсии, вызванного войной в 1196-1197 годах.
** Было это в 1197 или 1198 году. Епископом, который призвал Доминика был Мартин Базан (1188-1201), предшественник Диего, который был тогда приором капитула.
*** Творение Иоанна Касиана (365-435) – одного из отцов западного монашества. Эта книга вплоть до ХХ века была настоящим учебником духовной жизни для многих поколений монашествующих, в том числе и доминиканцев.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Фотографии: о. Юрий Дорогин ОР (из Осмы)
Отправить комментарий