Первый инквизитор

5/08/2011, No Comment

В числе инквизиторов было много доминиканцев. Нет, совсем не потому, что доминиканцы отличались от представителей других монашеских орденов особенным тупым фанатизмом и садистскими склонностями. Как раз наоборот – отличались своей образованностью, как в богословских вопросах, так и – что особенно было важно – в знании законов, ведь обязанности инквизитора заключались, прежде всего, в ведении судебных процессов.

Некоторые братья, исполнявшие обязанности инквизитора, удостоились чести стать святыми. Например, блаженный Аймон Тапарелли, да и папа святой Пий V в свое время также был инквизитором. Особенно дороги нам имена инквизиторов ставших мучениками: прежде всего нужно вспомнить святого Петра Веронского, блаженных Петра Руффийского, Антония Павони и Варфоломея Червери, а также Вильгельма Арнауда.

Мученическая смерть этих братьев открывает перед нами совсем неприглядный образ их противников. Еретики вовсе небыли такими, какими их зачастую представляет антицерковная пропаганда: вольнодумными философами, романтическими мечтателями, одним словом – невинными овечками, чье слабое блеянье раздражало слух тупых фанатичных мракобесов.

Долгое время церковная традиция приписывала «почетное» звание первого инквизитора самому святому Доминику. (Подробней на эту тему см.: Мартин Рутецкий ОР, «Был ли св. Доминик инквизитором?»), или исчерпывающее историческое расследование М. У. Викера Доминик и инквизиторы.

Таким «инквизитором», председательствующим на аутодафе изобразил Доминика Педро Берругете

Истоки этой традиции восходят к знаменитому Бернарду Ги – инквизитору и историку нашего Ордена. Однако инквизитором Доминик попросту не мог быть, поскольку он почил во Христе в 1221 году, а «годом рождения» инквизиции, следует считать год 1233. Впрочем, Бернард, награждая этим званием Доминика, преследовал довольно благородную цель – он хотел поставить его в пример всем инквизиторам, давая понять, что их главным заданием является не покарать еретика, а обратить заблудшего.

Однако далеко не каждым инквизитором наш Орден может гордиться. К числу таковых относится Роберт ле Бугр (le Bougre) – по-настоящему претендующий на звание «первого инквизитора».

В прошлом Роберт сам был катаром. Более того - он принадлежал к касте «совершенных», т.е. был одним из духовных лидеров этого еретического движения. Прозвище «Bougre» означает «болгар» (bulgare), что указывает на предположительную связь катаризма с болгарским богомильством. Неизвестно, что именно послужило причиной его обращения. Вполне возможно, что бывшие соратники сильно его разочаровали, и его последующая бурная деятельность может являться своего рода отмщением. Как бы там ни было, искореняя ересь с фанатическим рвением, Роберт был уверен, что борется с делом самого сатаны. Приобретенный в прошлом опыт определенно пригодился ему на посту инквизитора: как сам не раз хвалился, он распознавал еретиков уже по одним только жестам.

Приняв католическую веру, Роберт вступает в Доминиканский Орден, а в 1233 году папа Григорий IX назначает его инквизитором Бургундии. Его ревность и последовательность, питаемые опытом, приводят к многочисленным экзекуциям. Особенно он отличился в Шарите-Сюр-Луар, где отправил на костер 50 еретиков. Однако вскоре он вступает в конфликт с некоторыми епископами (в том числе с архиепископом Реймса), шокированными его деятельностью, и воспринимающими ее, как ущемление своих суверенных прав.

В 1234 году Григорий IX отзывает его, но уже в следующем году Роберт возобновляет свою деятельность уже в звании генерального инквизитора Франции. Был он безжалостным не только к самим еретикам, но и к тем, кто, как он считал, укрывает их или вообще с ними знаком. Его жестокость наградила его прозвищем «malleus haereticorum» - молот еретиков (это прозвище носили в свое время также св. Викентий Ферреро, Торквемада, и св. Антоний Падуанский).

Роберт не сидит на месте. Между 1236 и 1239 годами он посещает Шалон-ан-Шампань, Камбре, Перон, Дуэ и Лилль, отправляя на костер в сумме около 50 еретиков. В 1239 г. он возвращается к своей деятельности в Шампани. В Провен он использует ярмарку для проведения облавы на еретиков, а в Монт-Айм отправляет на костер 183 особы (об этом свидетельствует цистерцианский хронист Обри из Труафонтен – присутствовавший при этом лично).

Его чрезмерная ревность приводит к конфликтам с обычными трибуналами. По требованию многих епископов его, в конце концов, смещают с занимаемого поста, а после проведения назначенного папой следствия доверенного бенедиктинцу Матфею Пари, за использование чрезмерно жестоких и недозволенных методов, Роберт был приговорен к пожизненному заключению. Именно его злоупотребления и вызванная ими всеобщая ненависть снискали инквизиции дурную славу. Впоследствии Григорий IX и его преемники кодифицируют способ действия инквизиторов, уточняя их обязанности и ограничивая в правах.

Я не знаю истории французских выражений, но может быть это благодаря Роберту слово «bougre» стало ругательным?

No Comment

Отправить комментарий