Торквемада

7/09/2012, 2 Comments

Образ Великого Инквизитора Испании (наименование должности) Томаса де Торквемада (Tommáso de Torquemada) считается в современном мире достаточно утвердившимся стереотипом. Множество раз личность этого представителя Ордена святого Доминика упоминалась в литературе, кинематографе. «Кровавый Торквемада», «предвестник холокоста», «эталон религиозного фанатизма», «аскет, жаждущий власти» и пр. – эти и подобные предубеждения укрепились в массовом сознании, чему способствовала антикатолическая идеология еще со времен эпохи Просвещения. Да и современные историки не спешат расставаться с такими штампами, упоминая также в курсе всемирной истории эту личность как ярчайший пример представителя «темного средневековья». Цель данной заметки – не «отбеливание» образа Томаса Торквемады. Просто попробуем взглянуть на некоторые факты, упоминать о которых «биографы» и клеймители не любят.

«Самые страшные преследователи евреев – сами евреи»

Существует например интересный и весьма поучительный фильм о Торквемаде, вначале которого звучит идея: «Изучая свою родословную, молодой аристократ Томас Торквемада обнаружил страшное пятно – его бабушка была замужем за евреем… И поэтому всю свою жизнь Торквемада решил посвятить искоренению этого пятна из своей биографии, равно как и евреев в Испании в целом…».

Но не будем его пересказывать, а просто предложим вашему вниманию.

Факт этого сомнительного происхождения Торквемады бродит из биографии в биографию. Но взглянем на первоисточник этого факта: о еврейском происхождении Великого Инквизитора Испании пишет испанский историк Эрнандо дель Пульгар: «Его дед и бабка были из рода обращенных в нашу святую католическую веру». Любопытно, что сам дель Пульгар был крещеным евреем (марраном) и поэтому его показания вряд ли можно назвать объективными.

Точно так же можно отметить, что само по себе происхождение Торквемады не сильно влияет на его образ, ибо как еврейское («самые страшные преследователи евреев – сами евреи»), так и нееврейское («...просто этот человек ненавидел евреев») происхождение легко можно трактовать в пользу антисемитской теории.

Так же стоит отметить, важный факт, что евреи-иудеи (не переходившие в христианство) в принципе не могли быть подсудными инквизиции, юрисдикция которой распространялась исключительно на христиан (в том числе, естественно, и крещеных евреев, подозреваемых в «криптоиудаизме» - скрытом продолжении следования иудейской вере). Позднейший факт изгнания евреев из Испании – этот никак не «уничтожение евреев на кострах инквизиции» (между прочим, многие изгнанные евреи переселились в Италию и Францию, т.е. католические страны).

«Беспощадный сеятель страха среди народа Испании»

Самые смелые ненавистники-антиклерикалы приписывают Торквемаде 100 000 убитых. Более сдержанные используют как источник данные историка-священника Льоренте («История испанской инквизиции»), оценивающие количество жертв приблизительно в 30 000. Причем невиновных. Однако существует и более интересная и менее любимая клеймителями статистика: около 2000, причем в это число включены не только еретики, но и убийцы, насильники, содомиты и пр. Причем это количество (основанное на изучении архивных материалов Испанской Инквизиции) включает в себя всех «проходивших по делу», и не обязательно осужденных и казненных.

Так же из виду выпущен еще один интереснейший момент деятельности Торквемады - реформы испанской инквизиции. Очень неудобен тот факт, что именно этот «кровавый» доминиканец ввел в инквизиционный процесс правило, по которому личное признание вины («чистосердечное признание») еще не служило доказательством, что было сделано с целью избегания злоупотреблений, которые, к сожалению, все же происходили). Из записок инквизитора своим подчиненным (не публичных, а именно рабочих): «Судьи не должны впадать в гнев, упрощать ход процесса, всегда должны помнить о милосердии… ибо целью их деятельности является не борьба с грешниками, но со грехом…». Так как цель заметки – не ознакомление с инквизиционным процессом, углубляться в эту тему мы не станем.

«Вечно жаждущий власти фанатик»

Интересное, абсолютно непривычное и снова-таки неудобное замечание о Торквемаде приводит исследователь инквизиции Уоллш: «Весьма суровый к другим, а в особенности – к себе самому… Неподкупный, абсолютно непреступный для любого искушения… Деньги в его глазах имели столь малую ценность, что он отдавал награды от королевы Изабеллы на дела милосердия и прочую благотворительность: строил и реставрировал монастыри, различные строения в родном и прочих городах… Что касается его службы в инквизиции, то он лично отзывал особо ретивых инквизиторов, лично рассматривал апелляции, особенно от людей простых и бедных, даже помогал детям и родственникам осужденных…»

Существует еще множество неизвестных, неизученных и сознательно скрытых фактов о жизни и деятельности Томаса де Торквемада. Конечно, он не был безгрешен. Но как бы там ни было, обращаясь к изучению этой исторической личности, каждому исследователю следует принять несколько правил – и самое главное из них – работаем с фактами, а не с мифами. Сама испанская инквизиция имела довольно отличительную черту в сравнении с инквизицией в других странах: она была очень глубоко «вмонтирована» в структуру, которую мы бы сейчас назвали «системой государственной безопасности». Это может свидетельствовать об определенном влиянии светских властей на инквизиционные процессы, совершенно не светские.

Важно также уяснить основные тезисы, утверждением которых и была цель данной заметки. А именно:

«Торквемада не был жутким, кровавым и тупым фанатиком»

«Испанская инквизиция во главе с Томасом Торквемадой не занималась преследованием и уничтожением иудеев»

«Отождествление более поздней папской инквизиции, как института Католической Церкви с испанской инквизицией, как локальной институцией ошибочно и ненаучно, ибо не согласуется с историческими данными»

И самое главное, о чем мы часто забываем, ужасаясь «дикости средневековья». Это была эпоха со своими убеждениями (разделяемыми общественностью), своими страхами, своим образом мышления. И для того, чтобы строить какие-либо суждения о деятелях какой-либо эпохи, ни в коем случае нельзя исходить из позиций современности, из современного мышления. Так же не следует забывать о полном стереотипов и легенд современном человеческом мышлении, причинами недостатков которого являются зачастую банальная лень обратиться к первоисточникам и, самое сложное, на мой взгляд, – нежелание быть беспристрастным.

Игорь Селищев

2 Comments

Gabriel @ 8 августа 2012 г. в 02:20

Фильм халтурнейший! Там заметно, что много раз использованы фрагменты из комедии "Всемирная история" Мэла Брукса. Уже не говоря о качестве закадрового рассказа - "обыватель все скушает"...

Анонимный @ 5 июля 2015 г. в 22:03

А нельзя ли побольше подробностей? Хотя бы краткую биографию...

Отправить комментарий