Если вы читали книгу Умберто Эко «Имя Розы» или смотрели фильм снятый по ее мотивам, наверняка очень хорошо запомнили образ великого инквизитора Бернарда Ги – беспощадного фанатика, готового отправить на костер любого лишь по малейшему подозрению в ереси или колдовстве. То, каким его изобразил Эко – пусть останется на совести Эко. Мы постараемся вкратце рассказать вам, кем Бернард был в действительности.
Фарид Мюррей Абрахам в роли Бернарда Ги в фильме «Имя Розы» .
Родился Бернард в 1261 или 62 году в Руайе, небольшом городке в епархии Лимож (южная Франция). Неизвестно кем он был по происхождению: мелким дворянином или простолюдином, известно только, что его дядя был священником.
Где-то между 1266 и 1272 годом Бернард вступил в Доминиканский Орден, в монастыре в Лимож, а 16 сентября 1280 года принес вечные обеты. Видя способности Бернарда и его тягу к знаниям, власти Ордена дают ему возможность получить солидное образование. Логику и естественные науки он изучил в Лимож, а для изучения философии (основой этой дисциплины обязательной в Ордене в те годы были труды Аристотеля) был направлен в Бордо. Для продолжения образования, т.е. освоения таких дисциплин как изучение Библии и сентенций Петра Ломбарда с комментариями (основа средневековой теологии), а также догматики, Бернард вернулся в монастырь в Лимож, в котором в то время находились неплохие учителя и богатая библиотека. В принципе, в каждом доминиканском монастыре в обязательном порядке должен был находиться, по крайней мере, один учитель, имеющий разрешение преподавать (т.н. licentia docendi) богословские дисциплины. В 1289-1291 годах, Бернард проходит дополнительное обучение в монастыре в Монпелье, который был в те годы своего рода элитной школой для подготовки руководящего состава Ордена, однако для продолжения обучения, в Париж он так и не был направлен. Впрочем, как на «тупого фанатика» образование Бернарда и так было неплохим.
После обучения, в течение нескольких лет, Бернард занимает посты сублектора, лектора или приора поочередно в нескольких монастырях: Брив, Лимож, Альби, Каркассон, Кастр.
Настоящим увлечением Бернарда становится история. Будучи приором в Альби (в 1297) он начинает собирать документы, собираясь написать историю Доминиканского Ордена, и уже в 1304 году представляет Генеральному Магистру Ордена готовое собрание, признанное собратьями самым лучшим историческим произведением, написанным о доминиканцах. В 1316 году он оканчивает писать сочинение о всеобщей истории под названием Flores chronicorum, охватывающее период от Рождества Христова, до настоящих дней (он еще будет поправлять, и дополнять этот труд до конца своей жизни). Это творение стало настоящим бестселлером средневековья. Его перу принадлежит также еще одно историческое произведение: список пап и императоров, а также хроника и генеалогическое древо французских королей. Он пишет также книгу Speculum sanctorale (Зерцало святых), являющуюся продолжением знаменитой Золотой легенды Иакова Ворагинского.
страница рукописи Бернарда с иллюстрацией генеалогического древа
16 января 1307 года Бернард Ги был назначен инквизитором Тулузы, города во времена святого Доминика бывшего «гнездом ереси». В 1319 году территория его инквизиторской деятельности расширяется также на Альби, Каркассон и Памье. В общей сложности он вынес 930 приговоров. Из этого огромного числа только 31 еретик был «передан светской власти», причем 27 из них были «рецидивистами» (с теми, кто, пользуясь милосердием Церкви, сначала публично отрекался от ереси, но потом возвращался к давним заблуждениям и антицерковной деятельности, поступали гораздо строже).
Умберто Эко, хотя и является неплохим специалистом в области истории средневековья, допускает несколько важных ошибок (полагаем, что сознательно). В фильме «Имя Розы» Бернард Ги отправляет еретиков на костер непосредственно по окончании процесса. Это конечно полный бред, и в книге такого нет. В книге он отправляет их в Авиньон для передачи светской власти. Но и это – историческое недоразумение. Во-первых, приговор инквизиции должен был утвердить епископ данного региона. Во-вторых, поскольку осужденные были подданными Императора Священной Римской Империи, а не французского короля, передавать их светской власти нужно было «по месту жительства». В-третьих (самое главное), Бернард вообще не имел юрисдикции вести инквизиционный процесс на данной территории.
Бернард занимал пост инквизитора до 1323 года. В это время он также пишет книгу – своего рода учебник для инквизиторов: Practica (officii) inquisitionis haereticae pravitatis (Исполнение (обязанности) расследования еретических заблуждений). Книга предназначена была прежде всего для коллег-инквизиторов и содержала ценные информации о многочисленных еретических сектах и движениях того времени, опасности которую они представляли, а также конкретные советы относительно проведения инквизиционного процесса (обязанности инквизитора заключались в ведении судебного дознания).
С 1317 года Бернард исполняет возложенную на него Иоанном XXII обязанность папского легата. Он также участвует в канонизационном процессе Фомы Аквинского, а в 1320 году издает актуальный список трудов Фомы и дополняет его Биографию.
Бернард в епископской митре перед папой Иоанном XXII, страница средневековой рукописи
В 1323 году Иоанн XXII назначает Бернарда епископом города Туй в испанской Галисии, однако неизвестно, посетил ли он когда либо свою епархию. Уже в следующем году папа переносит его в Лодев (Франция), где Бернард принимается исполнять епископское служение с большим энтузиазмом, например в середине зимы проводит пастырскую визитацию своей епархии (а ему было тогда уже за шестьдесят).
Почил Бернард 30 декабря 1331 года в возрасте семидесяти лет в замке Лору (Lauroux) и был погребен в доминиканском монастыре в Лимож. В ночь его смерти приор монастыря в Лимож имел видение. Будучи погруженным в молитву, он узрел необычно яркое сияние, которое исходило от приорского места, пересекало сталли и возносилось к главному алтарю, где неожиданно исчезло. Позднее братья решили, что этим сияньем была восходящая к Богу душа Бернарда Ги, бывшего некогда приором этого монастыря. Традиция приписывает ему также несколько чудотворных исцелений, совершенных как при жизни, так и после смерти.
Отправить комментарий