Размышления над тайнами Христа и Марии

3/15/2011, No Comment

Статья о. Богуслава Коханевича ОР, "История Розария", журнал “Teofil” 1(19), Krakow 2004.

бл. Гумберт Романский

Размышления над тайнами жизни Иисуса Христа в средневековых монашеских общинах являлось общепринятой практикой. Предметом медитации бенедиктинцев и цистерцианцев в XII веке была человеческая натура Христа, в особенности тайны Его Воплощения и Страдания. Сто лет спустя подобную практику находим в духовности появившихся в то время нищенствующих орденов. Прекрасное свидетельство оставил нам блаженный Гумберт Романский, который в трактате De vita regulari призывает доминиканских послушников размышлять над тайнами Воплощения, Рождения и Страдания Христа. Такая медитация должна была оканчиваться молитвой Отче наш и Радуйся Мария.

Созерцание тайн Христа подводило к постепенному открытию тайн Его Матери. Предметом медитации Стефана из Салле (†1252) были пять радостей Марии, связанных с Благовещеньем, Рождеством Иисуса, Воскресением, Вознесением Христа и Внебовзятием Марии. Радости Пресвятой Девы Марии становятся предметом особенной молитвенной практики, которую в XIII веке распространяют францисканцы. Орден Братьев Миноритов популяризировал также венчик радостей Марии. Считается, что св. Бонавентура впервые представил упомянутую молитвенную практику в работе Corona Beatae Mariae Virginis.

св. Бонавентура

Учитывая огромный вклад францисканцев в распространение этой молитвы, следует заметить, что они не были единственными, кто размышлял над тайнами Пресвятой Девы. Рукопись, относящаяся к первой половине XIV века, хранящаяся в Национальной Библиотеке в Париже, свидетельствует, что упомянутая практика не была чуждой и для доминиканцев.

Размышляли также над скорбями Матери Спасителя. Страдальческое участие Блаженной Девы в спасительной миссии своего Сына стало предметом многих поэтических композиций, составленных францисканцами, среди которых следует вспомнить Planctus Mariae, секвенции Stabat Mater, Plange Sion filia, или также Recordare mater Christi.

Культ пяти, а позднее семи скорбей Матери Божьей появляется в XIII веке. Св. Бонавентуре приписывается авторство Officium de Compassione B.M.V, первого свидетельства культа Матери Божьей Страждущей. В числе пяти скорбных событий из жизни Матери Божьей находятся: пророчество Симеона, поиски двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалиме, арест Христа, Его распятие и погребение.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий