Вспоминаем блаженного Аймона Тапарелли, пресвитера
В конце XIV и начале XV века Церковь украсили многие святые. Ведь Церковь в ту пору переживала великие испытания. Многочисленные причины привели к общему упадку дисциплины и морали. Чума, унесшая столь многих епархиальных священников, произвела не меньшее опустошение и среди членов монашеских орденов. Старые труженики были мертвы, а те немногие, кто оставался, были настолько обескуражены трудностями, с которыми они столкнулись, что священный огонь рвения и апостольской ревности едва тлел, покрытый пеплом. Тем не менее, вера не была мертва, Бог не оставил Свою Церковь. Царица исповедников по-прежнему преклоняла колени в мольбе у подножия престола милосердия, и, как и в древности, в тяжкие времена христианская Церковь наполнялась сонмами святых. И, подобно святой Богородице, апостольский муж Доминик, проповедь которого спасла Церковь двести лет назад, уничтожив ересь, вновь восстал в своей силе, в лице своих сыновей, спас великий Орден, который он основал, и еще раз оказал действенную помощь в спасении Церкви.
Блаженный Аймон мало известен в настоящее время, и записи о его жизни весьма скудны. Он подобен тем небольшим ручейкам, которые струятся вечно, питая сладостную зелень и орошая земли вокруг, но чье название неизвестно никому, кроме жителей деревень, через которые они протекают. Но он является не меньшей звездой в короне Святого Доминика, и его героическая святость была провозглашена Церковью.
Он был уроженцем Савильяно, города с семнадцатью тысячами жителей в Пьемонте, и родился в замке графа Ланьяско. Благочестие и ученость были привиты ему еще в детском возрасте. Несмотря на то, что он был одарен умом, а также был красив лицом, он избегал всех капканов тщеславия. Видя пустоту человеческих наслаждений, он жаждал счастья небесного. Видя нужду в работниках в Христовом винограднике, он отдал себя Богу и служению Его Церкви, вступив в Орден Братьев Проповедников. Облачение он принял в монастыре в своем родном городе. С тех пор только одна мысль занимала его: сделать себя достойным апостольства, молитвой, покаянием и учением. Благочестие без основательной учености недостаточно для того, кто руководит душами, а ученость, если она не освящена молитвой и не приправлена покаянием, еще более вредна. Посему, учеба и молитва привели его к святости.
Образ анонимного доминиканца, выслушивающего исповедь, написанный в Тоскане. Считается, что образ представляет Аймона Тапарелли. Но Аймон вступил в Орден в уже почтенном возрасте, а представленный на образе доминиканец, довольно молод.
(Альтернативные источники повествуют, что первоначально он избрал карьеру светского юриста. Получив образование, он женился и стал добропорядочным семьянином. Его долгую, почти столетнюю жизнь, рассекло пополам трагическое событие. Когда ему было пятьдесят лет, смерть забрала его супругу и детей. Он нашел утешение в молитве, и смерть близких привела его к решению посвятить оставшуюся жизнь служению Богу. Он вступил в Орден Проповедников в конвенте Сан-Доменико в Турине. Имея уже юридическое образование и солидный жизненный опыт, он начал изучать теологию и Святое Писание. Теологическое образование он получил в туринском университете (основанном в 1404 г. по инициативе герцогов савойских), также он стал профессором этого университета. В 1466 по решению настоятелей Ордена, он был переведен в монастырь в Савильяно).
В свое время он получил степень магистра и стал преподавателем в Туринском университете, что было честью и отличием, присуждаемым только наиболее выдающимся из доминиканских профессоров. Он также был неутомимым проповедником и привел многих закоренелых грешников к Богу и покаянию, а наибольшее удовлетворение принесло ему то, что ему удалось убедить нескольких еретиков вернуться в лоно святой Божьей Церкви.
Его репутация ученого, проповедника и святого стала известна блаженному Амадею, герцогу Савойскому, и он пригласил его проповедовать при своем дворе, и предполагается, что герцог вверил его руководству свою совесть, что является величайшим знаком уважения, которое один святой может оказать другому.
После мученической смерти блаженного Варфоломея Червери, принявшего смерть от ярости еретиков, Аймон был назначен его преемником на посту комиссара святой инквизиции и был облечен должностью генерального викария Савильяно с обязанностями следить за чистотой веры в Альбе, Мондови, Салуццо и на соседних территориях. Вскоре после этого он был назначен генеральным инквизитором в Верхней Ломбардии и Лигурии, и этот пост он занимал до самой смерти. Часто его избирали приором Савильяно и не раз провинциальным викарием. Его личный пример и красноречивые увещевания вносили огромный вклад в поддержание орденской дисциплины. Во время его настоятельства тело блаженного Антония Павони было торжественно перенесено в Савильяно. Этот доминиканский мученик встретил свою смерть от рук вальденсов, когда пытался бороться с их смертоносным учением в Пьемонте.
Среди своих многочисленных трудов он жил в постоянном сосредоточении и душевном спокойствии. На его устах постоянно звучали слова: «Служить Богу – значит царствовать». Он велел написать их на дверях своей кельи и на фасаде монастырской церкви. И вся его жизнь была практическим применением его любимого девиза. Иногда он уединялся в пустынном месте на горе близ Салуццо, где мог спокойно предаваться молитве и созерцанию. Всем было известно его знакомство со святыми ангелами. Он постоянно беседовал с ними, и однажды, в праздник святого Ипполита и его сподвижников – мучеников, читая Божественный оффиций, он дошел до слов псалма: Exultabunt sancti in gloria - святые возрадуются в славе, ангелы ответили ему: Laetabuntur in cubilibus suis - да радуются на ложах своих (Пс 149,5). Из этого он понял, что смерть его близка.
Монастырь в Савильяно
Через два дня он почил в Господе. Пресвятая Богородица, которую он так любил и которой столь верно служил, стяжала для него благодать упокоиться в праздник Ее славного Взятия в Небо. Обняв распятие, которое он крепко держал в руках в течение долгого времени после того, как его душа воссоединилась со своим Творцом, он почил 15 августа 1495 года на сотом году жизни.
Огромная толпа собралась вокруг его бренных останков. Каждый хотел получить какую-нибудь благочестивую реликвию, поскольку все были убеждены в его святости, но только в нынешнем столетии было запрошено и получено формальное одобрение Церкви для его публичного почитания.
(Почитание блаженного началось сразу после его смерти. Его заступничеству приписывались чудеса, одним из которых было исцеление женщины, страдавшей раком груди, вторым – зачатие ребенка в старости, парой, считавшейся бесплодной. Новорожденного нарекли Аймоном и в будущем он стал известным ученым. В начале девятнадцатого века его реликвии были перенесены в монастырь Сан-Доменико в Турине. Папа Пий IX утвердил его культ 29 мая 1856 года.)
Из книги Томаса Остина Дайсона, «Звезды в короне Святого Доминика» (1897 г.)
Отправить комментарий