Св. Доминик и инквизиторы

3/31/2021, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Св. Доминик и инквизиторы, Вступление

Сегодня нет ни одного настоящего историка, который стал бы приписывать св. Доминику звание инквизитора. Для того чтобы прояснить этот вопрос достаточно сопоставить даты. Доминик окончил жизнь в 1221 году, а пост инквизитора был установлен только в 1231 (Ломбардия) и 1234 (Лангедок). Из того факта, что некоторое число братьев спустя двенадцать лет после его смерти было обременено этим званием Римской Церковью, еще нельзя делать вывод о связи св. Доминика с инквизицией. Точно также нельзя говорить о связи инквизиции со св. Франциском, только потому, что некоторые из его братьев также были обременены этим служением одиннадцатью годами после его смерти (1226 и 1237). С другой же стороны орден св. Доминика, то есть Орден Братьев Проповедников, со дня своего рождения не был предназначен для исполнения такого рода деятельности, в чем мы скоро убедимся. Наконец – инквизиция возникла не в результате появления нищенствующих орденов, а была следствием развития весьма старинных институций христианства, контроля епископов над верой своей паствы и сотрудничества ради спасения крещенных двух ветвей власти. Непосредственной причиной установления этой службы были совестные декреты пап и императоров, а также королей конца XII века, решения папы Иннокентия III и распоряжения IV Латеранского Собора (1215), которые снова возлагали на епископов обязанность юридической деятельности против ересей, которую довольно неуклюже называют епископской инквизицией (поскольку речь здесь идет не о какой-то новой или особенной деятельности).

Тем не менее, практически на протяжении четырех веков – точнее с XIV по XVIII – множество доминиканских писателей требовало для своего основателя не только титул первого инквизитора, но также признать его деятельность на этом поприще. Некоторые историки, но не знатоки истории Святого, иногда повторяют это вслед за ними, признавая существование связей между Домиником и инквизиторами. Оказывается, что тезисы и одних и других основываются главным образом на нескольких источниках, всегда одних и тех же – XIV века. Поэтому следует потрудиться, чтобы изучить таковые.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий