4 октября

10/13/2010, No Comment

В этот день отмечаем праздник святого Отца Франциска Ассизского

Сегодняшний праздник в литургии нашего Ордена выражает особую связь между Меньшими Братьями и Проповедниками, основанную на дружбе основателей обоих Орденов – первых нищенствующих орденов – в их историческом служении на благо Церкви. Как замечательно пишет св. Екатерина Сиенская, оба они: «Воистину были двумя столпами святой Церкви: Франциск – отличавшей его бедностью и Доминик – его любовью к знанию». Следуя этим путем, мы становимся верными учениками «столь смиренных наставников» (Celano, Vita 2a, 149).

Однако, путь к святости этих двух патриархов был различным. Св. Доминик с раннего детства был посвящен служению Богу, в то время как св. Франциск поначалу вел довольно фривольный образ жизни. Доминик принадлежал к дворянскому сословию, хотя и не богатому, Франциск – к купеческому, и довольно успешному в своих делах. Считается, что именно Франциск вдохновил Доминика принять нищенствующий характер Ордена, но и этот факт современные историки ставят под сомнения, доказывая, что даже сами причины избрания такого пути имели различные обоснования.

Чтобы понять феномен св. Франциска, следует прежде всего обратить внимание на положение Церкви в те далекие времена. Было бы ошибкой утверждать, что «все было плохо» и только св. Франциск спас положение – поддержал рушащееся здание Церкви. Все-таки, Григорианская реформа, начавшаяся пару столетий ранее, приносила свои плоды. Появился стремительно развивающийся Орден Цистерцианцев, основанный св. Бернардом (1091-1153); св. Норберт (1080-1134), основал Орден Премонстрантов, в котором созерцательная монашеская жизнь соединялась с проповедническим служение; намного менее известный, но оказавший огромное влияние на св. Доминика – Стефан из Мюре (1040-1125), основатель общины в Грандмонт, также практиковал евангельскую бедность. Но всех этих усилий было недостаточно. Церковь стояла на пороге новой эры, новой духовности, породившей совершенно новую форму монашеской жизни – нищенствующие ордена.

Европа в ту пору вступала в период экономических преобразований. На смену давнему феодальному натуральному хозяйству приходили новые – товарно-денежные отношения. Росли города с их ремесленными цехами, развивалась торговля, Крестовые Походы познакомили Европу с новыми экзотическими товарами Востока и открыли новые рынки. Богател средний класс городского населения, а особенно купеческое сословие. Но богатела также и Церковь. Богатели монастыри, владевшие обширными земельными угодьями, а их аббаты становились настоящими предпринимателями, богатели епископы, владевшие иногда целыми городами, все больше и больше служителей Церкви поддавалось греху сребролюбия. Роскошь и удовольствия стали нормой жизни для многих священников и монахов. Все это конечно вызывало недовольство простых верных, большинство из которых были бедняками. Знаменательно, что протест против такого положения дел зародился как-раз в купеческой среде. Так, в 1160 году, богатый купец из Лиона – Петр Вальдо, следуя порыву сердца и жажде служить Богу согласно Евангелию, отказался от своего немалого состояния и стал основателем нового движения, которое вскоре было признано еретическим.

В такой атмосфере, в семье богатого ассизского купца Пьетро Бернардоне, который торговал дорогими тканями, в 1181 (или 1182) году появился на свет мальчик, которому предстояло стать святым.

Нет, в этой статье мы не станем рассказывать о его бурной молодости, неожиданном обращении и тернистому пути к святости. О житии святого Франциска написаны сотни книг, монографий и статей, агиографических легенд и серьезных исторических исследований. Поэтому, отослав любопытного читателя к подобным источникам, мы сосредоточимся только на его отношениях со святым Домиником.

Согласно историческим исследованиям, Доминик и Франциск могли встречаться трижды. Первая встреча, сомнительная и недостаточно подтвержденная, могла произойти в Риме во время стараний об утверждении Ордена Проповедников (осенью 1215 или зимой 1216-1217 года). Заметим, что датой основания Ордена Францисканцев принято считать 1209 год, когда папа Иннокентий III устно утвердил написанный Франциском устав. Письменное же утверждение дал папа Гонорий III только в 1223 году, в булле Solet annuere. Как бы там ни было, а Братья Минориты уже представляли собой многочисленное движение, в то время как последователей св. Доминика можно было пересчитать на пальцах.

Эта первая встреча двух святых патриархов нашла свое отражение в агиографии. Иаков Ворагинский описывает ночное видение св. Доминика, которое он имел во время своего пребывания в Риме. В этом видении Матерь Божья упросила своего разгневанного Сына не наказывать человечество за его грехи, представив Ему двух избранных Ею слуг – «атлетов», заданием которых станет проповедь Слова Божьего и обращение грешников. «Во время этого видения, - повествует легенда, - святой Доминик внимательно присматривался к своему товарищу, которого никогда прежде не видел. На следующий же день, встретив его в храме, узнал его без какой-либо подсказки, только из того, что видел ночью. Обнял его тогда и нежно поцеловал, говоря: «Ты – мой товарищ, будешь вместе со мной странствовать по миру! Мы будем держаться вместе, и никакой враг не сможет нас победить!» Рассказал ему также подробно об этом ночном видении и с этого времени эти двое стали одним сердцем и одной душой в Господе, своим же последователям передали сохранить эту дружбу на веки».

Если говорить о легендах, то следует обратить внимание еще на одну – общую для францисканцев и доминиканцев. Это легенда о сне папы Иннокентия, благодаря которому он принял судьбоносное решение касательно утверждения обоих Орденов.

Вторая встреча должна была произойти во время капитула Ордена Братьев Меньших в Порциункуле, на которой якобы присутствовал св. Доминик. Эту историю рассказал на проповеди своим послушникам (францисканцам) некий отец Бернард Баррау: «когда он (св. Доминик) отправился в Италию, чтобы склонить римскую курию к своему Ордену, увидел в Ассизи Франциска и тысячи его нищенствующих братьев, собравшихся на генеральном капитуле. Восхищаясь, как это Бог управляет, что благодаря благочестию верных они имеют все, что им на каждый день необходимо, без какого-либо запаса на следующий день, объявил своим братьям, как только к ним вернулся, что могут они быть спокойны без какой бы то ни было собственности, поскольку видел и проверил именно такое у Франциска в его Ордене».

Историки, однако, утверждают, что во время этого исторического капитула св. Доминик пребывал в Лангедоке, и речь скорее всего идет о другом капитуле францисканцев - о капитуле во время Пятидесятницы, 3 июня 1218 года, единственном капитуле до 1220 года, во время которого Доминик был в Италии. Так или иначе, а пример нищенской жизни братьев св. Франциска помог св. Доминику убедить своих собратьев отречься от всякой собственности и полностью «без опасений и оговорок предать себя Провидению». Сам же Доминик практиковал бедность еще со времен начала своей миссии среди альбигойцев, руководителем и вдохновителем которой был епископ Диего.

Третья встреча могла произойти в Риме у кардинала Уголино в 1221 году, то есть, незадолго до смерти св. Доминика. Уголино деи Конти, который в 1227 году станет папой, приняв имя Григорий IX, в ту пору был кардиналом-епископом Остии. По личной просьбе св. Франциска, в 1219 года папа Гонорий III назначил его кардиналом-протектором ордена францисканцев. Уголино покровительствовал обоим нищенствующим Орденам и их основателям. Об этой встречи также сохранилась интересная легенда:

«В Риме два светоча мира, святой Франциск и святой Доминик, предстали перед епископом Остии, который затем стал Великим понтификом. Епископ сказал им: «Почему мы не рукополагаем никого из ваших братьев в епископы и прелаты, хотя эти братья превосходят других в учении и примере?». Святые долго спорили между собой, кому из них следует отвечать и что сказать в ответ. Смирение победило Франциска, и потому он не стал отвечать первым. Смирение победило и Доминика, и потому тот кротко повиновался и первым ответил: «Господин мой, если мои братья полны знаний, они уже поднялись достаточно высоко, и я не могу позволить им возвыситься по своему смирению». После чего спросили святого Франциска, и тот ответил: «Мои братья называют себя меньшими, чтобы они не дерзали стать большими» (Золотая Легенда, CXLIX).

В Диалоге св. Екатерины Сиенской находим такие прекрасные слова о св. Франциске:

«Взгляни, каким совершенством, каким благоуханием бедности, какими жемчужинами добродетелей оснастил свою ладью Франциск. Столкнул её на путь высокого совершенства, которое первым в себе самом осуществил; дал своим ученикам в качестве невесты истинную и святую бедность, которую сам выбрал, отрекаясь и презирая самого себя. Он не жаждал понравиться никакому творению кроме Моей воли, но хотел стать ничем в очах мира сего. Умерщвлял свое тело, уничтожал свою волю, облекался в презрения, страдания и оскорбления ради любви смиренного Агнца, с которым связался в любви и пригвоздил себя к кресту, так, что благодаря особенной благодати, появились на его теле стигмы Моей Истины, указывая в сосуде его тела пламенное чувство его души. Так он указал путь другим».

Св. Франциск с радостью вышел навстречу «сестре Смерти» 3 октября 1226 года. А в 1228 году папа Григорий IX (Уголино) причислил его к лику святых.

Молитва

Просим Тебя, Господи, укрепи небесной благодатью Твою Церковь, которую Ты благоволил озарить славными заслугами и примером блаженного Отца нашего Франциска. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Читай также:

Гумберт Романский, Францисканцы и доминиканцы в служении спасению.

Перегрин Опольский, проповедь в день св. Франциска.

Г. К. Честертон, фрагменты книги «Святой Фома Аквинский» о св. Франциске

No Comment

Отправить комментарий