Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Послушание, CLVIIIa.
Душа, которая с любовью приняла на себя ярмо послушания заповедям, следуя учению моей Истины тем способом, который Я тебе изложил, придет, благодаря упражнениям в добродетелях и исполнению предписаний к особенному послушанию, ведомая тем самым светом, который привел её к первому. Свет пресвятой веры укажет ей в крови Агнца, Истины моей, невыразимую любовь, которую Я питаю к ней и собственную немощь, которая не позволяет ей ответить взаимностью с таким совершенством, как это должно быть. Она же ищет в свете этой веры, где и как могла бы воздать Мне то, что следует, растоптать собственную чувственность и уничтожить своеволие. Ища, находит благодаря этому свету надлежащее место, то есть святой орден, установленный Духом Святым и предназначенный для всех душ, жаждущих достичь этого совершенства, как ладья, которая доставит её к пристани спасения.
Хозяин этой ладьи – сам Дух Святой; поэтому она не сворачивает с пути из-за ошибки инока, который нарушает устав; прегрешение это вредит ему, а не ей. Правда что кормчий может отдать её на милость волн, как это делают плохие пастыри, настоятели, поставленные у кормила хозяином ладьи. Но ладья эта в себе самой дает столько утешения, что язык твой не смог бы этого выразить.
Поэтому говорю, что та душа, которая возбудила в себе святую жажду через ненависть к себе, найдя благодаря свету веры это прибежище, остается в нем. Входит туда мертвой, если послушна, если совершенным образом соблюдает общее послушание; если же входит туда еще в несовершенном состоянии, не мешает ей это достигнуть совершенства. Достигнет его, несомненно, если начнет взращивать в себе добродетель послушания. Можно сказать, что большинство тех, кто вступает в орден, не соблюдают послушание заповедям совершенным образом. Некоторые поступали так; другие вступали, будь то по детской неосмотрительности, будь то из опасения, или из беспокойства, или же под влиянием прельщения. Главное, что потом, чтобы они упражнялись в добродетелях и пребывали в них до самой смерти. Об их призвании нельзя судить на основании их совершенства, но согласно их упорству. Много было таких, что вступили, казалось бы, в состоянии совершенства, а потом повернули голову назад, или жили в ордене в состоянии весьма несовершенном. Условия и обстоятельства, сопутствующие их вступлению на ладью, предопределены Мною, так как Я призываю их различными способами; не свидетельствуют они в достаточной мере ни о чем; важен результат, то есть истинное послушание, в котором они пребывают после вступления в орден.
Эта ладья очень хорошо оснащена. Кто вверит себя ей, пусть не волнуется о своих духовных или временных нуждах. Если он по-настоящему послушен и верен в соблюдении устава, сам хозяин ладьи, Дух Святой, обеспечивает его всем, как Я тебе сказал, говоря о моем провидении и объясняя тебе, что если слуги мои убоги, они не вынуждены просить милостыню.
Точно так и те, кто вступает в орден, никогда не ощущают недостаток в том, что необходимо. Испытали и постоянно испытывают это те, кто соблюдали и соблюдают послушание в ордене. Ведь ты же знаешь, что во времена, когда в орденах процветала эта добродетель вместе с бедностью и братской любовью, никогда они не испытывали недостатка во временных благах; запасы даже превышали их нужды. Но когда они заразились себялюбием, когда начали вести обособленную жизнь, когда забыли о послушании, уменьшился также их достаток и нужда их начала возрастать по мере обладания. Справедливое наказание за непослушание, плоды которого могут увидеть в мельчайших делах. Ибо если бы они были послушны, соблюдали бы обет бедности, не имели бы ничего в собственность и не жили бы обособленно.
Есть также на этой ладье сокровище святых уставов, написанных с такой премудростью и с таким светом теми, кто стал храмом Святого Духа.
Взгляни, с каким порядком Бенедикт обставил свою ладью.
Взгляни, каким совершенством, каким благоуханием бедности, какими жемчужинами добродетелей оснастил свою ладью Франциск. Столкнул её на путь высокого совершенства, которое первым в себе самом осуществил; дал своим ученикам в качестве невесты истинную и святую бедность, которую сам выбрал, отрекаясь и презирая самого себя. Он не жаждал понравиться никакому творению кроме моей воли, но хотел стать ничем в очах мира сего. Умерщвлял свое тело, уничтожал свою волю, облекался в презрения, страдания и оскорбления ради любви смиренного Агнца, с которым связался в любви и пригвоздил себя к кресту (ср. Гал 2,19), так, что благодаря особенной благодати, появились на его теле стигмы моей Истины*, указывая в сосуде его тела пламенное чувство его души. Так он указал путь другим.
Но ты спросишь Меня: а разве другие ордена не основаны на той же самой бедности? Да, но ни для одного из них не является она главным благом. Дело обстоит так, как с добродетелями. Все добродетели животворит любовь, а все-таки, как Я сказал тебе в другом месте, каждый имеет свою особенную добродетель, один такую, второй – другую, хотя все имеют любовь. Убогому Франциску соответствовала истинная бедность и любовь, которую он питал к ней, он сделал принципом своей ладьи, установив в ней строгую дисциплину, для душ не обычных, а совершенных, немногих, но благих. Говорю немногих, поскольку только немногие выбирают это совершенство. Но вследствие ослабления дисциплины их число увеличилось, и одновременно уменьшилась добродетель. Это не вина ладьи, а последствие непослушания подчиненных и небрежности кормчих.
* Св. Франциск получил стигмы на горе Альверна в сентябре 1224 года.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий